Предложение интонация предложения виды предложений по цели высказывания 5 класс разумовская
Обновлено: 05.11.2024
Цель: формировать навык распознавания предложений по цели высказывания, научить использовать виды предложений по цели высказывания в своей речевой деятельности с учетом речевой ситуации; корректировать интонацию в соответствии с коммуникативной целью.
Задачи урока через планируемые результаты:
Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.
Создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.
Формирование сознательного отношения к собственной безопасности и здоровью.
Распознавать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске: побудительные, вопросительные и повествовательные.
Корректировать интонацию в соответствии с коммуникативной целью.
Анализировать и характеризовать интонационные и смысловые особенности повествовательных, вопросительных и побудительных предложений.
Моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей высказывания. Употреблять их в речевой практике.
Метапредметные:
Регулятивные:
Формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные:
Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.
Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать.
Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Познавательные:
1.Формировать умение работать с разными видами предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске: побудительные, вопросительные и повествовательные.
2.Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач.
3.Извлекать нужную информацию.
Тип урока: Урок формирования умений и навыков.
Основные методы обучения:
1 этап. Организационный момент. (1 мин)
Здравствуйте, присаживайтесь. Начинается урок,
Прозвенел уже звонок,
Будем тему изучать
И пятёрки получать!
Учитель: Откройте тетради, запишите число, классная работа, оставьте одну строчку для написания темы.
2 этап. Актуализация знаний и умений. (3 мин)
- На доске зашифровано слово, попробуйте его расшифровать.
-Конечно это «предложение». 1-слайд
Так о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (о предложениях)
- Давайте вспомним всё, что мы уже знаем о предложении. Работаем в парах.
Работа в парах:
- У вас на парте лежат белые листочки с высказываниями о предложении. Внимательно прочтите эти высказывания и обведите кружочком номера предложений, с содержанием которых вы согласны. Если вы пришли к единодушному решению,
возьмитесь за руки и поднимите их вверх. Получится своеобразный домик. Озвучьте номера этих предложений. У вас на эту работу 1 минута. (проверка по слайду)
1.Предложение не может состоять из одного слова.
2.Первое слово в предложении всегда пишется с большой буквы.
3.Слова в предложении не связаны между собой по смыслу.
4.Предложение – это одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль.
5. В конце предложения всегда ставится точка.
6.В конце предложения всегда ставится точка, вопросительный знак или восклицательный знак.
Отвечает по листочку пара, которая раньше всех справилась с заданием .
- Молодцы! Вы справились с заданием. Вспомнили все, что мы знаем о предложении, это нам поможет в освоении сегодняшней темы.
3 этап. Мотивация к учебной деятельности. Целеполагание.
Создание проблемной ситуации. (5 мин)
-Итак, давайте запишем несколько предложений, не забываем про одну строчку для темы. (слайд +слайд)
Я ВИДЕЛ БАГРОВОЕ СОЛНЦЕ.
ТЫ ВИДЕЛ БАГРОВОЕ СОЛНЦЕ?
НАРИСУЙ БАГРОВОЕ СОЛНЦЕ.
- Ребята, чем похожи эти предложения? (Тем, что в них говорится об одном и том же – о багровом солнце)
- А чем отличаются? (Возможно, здесь ученики затруднятся с ответом или высказывают предположения)
-Может они отличаются целью высказывания, т.е. для чего мы говорим эти предложения и соответственно интонацией? Давайте запомним это наше предположение.
-Так о чем мы будем говорить сегодня на уроке, о каких предложениях? (О видах предложений по цели высказывания)
-Запишите тему урока: «Виды предложений по цели высказывания». (слайд) А чему мы должны научиться сегодня на уроке? (узнать, какие бывают предложения по цели высказывания, научиться распознавать виды предложений по цели высказывания, научиться использовать разные виды предложений в своей речи, научиться правильно ставить знаки препинания в конце разных по цели высказывания предложений).
4 Этап. Открытие нового знания. (7 мин)
- Ребята, в народе говорят:
Говорить без цели - что рисовать на воде. (на слайде и на доске)
- Как вы понимаете это высказывание?
-Действительно, когда мы говорим, то делаем это с какой-то целью. А вот с какой ? На этот вопрос мы должны ответить на уроке . А помогут вам в этом слова – волшебники (они у вас на столе на зеленых листочках) и необычные избушки с их обитателями (на доске). Разделите, пожалуйста, эти слова на 3 группы. В первой избушке живут синонимы слову ПОВЕСТВОВАТЬ, во второй- СПРОСИТЬ, в третьей- ПОБУДИТЬ к ДЕЙСТВИЮ.
Какие слова – синонимы из какой колонки вы поселили бы в 1-й избушке? Во 2-й, в 3-й? (Дети развешивают слова под избушками)
Слова на листочках у ребят:
оповестить расспросить запретить
обменяться опросить попросить
(впечатлениями) выяснить
информировать разузнать проинструктировать
объяснить выспросить
осведомлять выпытать подействовать
объявить выведать воспретить
- Прочитайте первую группу слов. Как бы вы назвали предложения, где цель общения – сообщить, повествовать? (повествовательные)
- Прочитайте вторую группу слов. Как бы вы назвали предложения, где цель общения – узнать, спросить? (вопросительные)
- Прочитайте третью группу слов. Как бы вы назвали предложения, где цель общения – повлиять, побудить к действию? (побудительные)
-А теперь прикрепите эти слова под избушками. (Три ученика собирают полоски со словами и прикрепляют их магнитом под избушками).
- Таким образом, делаем вывод, предложения по цели высказывания бывают…..(Под каждой избушкой прикреплено название)
-Молодцы, ребята, справились с жителями избушек.
5 Этап. Применение нового знания. (7 мин)
- А теперь откроем учебник на стр.76 и прочитаем правило в рамочке. (Один ученик читает вслух) .слайд
-Итак, предложения, в которых мы сообщаем о чем-либо, называются повествовательными и конце них ставится… (точка). Предложения, в которых содержится вопрос – вопросительными и в конце них мы ставим …(?). Предложения, в которых мы побуждаем к действию, приказываем, просим – побудительными и в конце них ставится… (точка). Молодцы!
-Посмотрите на экран, запишите 3 предложения в тетрадь. 3 ученика идет писать 3 предложения по очереди. Определите, какие это предложения по цели высказывания и что нужно поставить в конце их? (Слайд)
Не видал ли где на свете ты царевны молодой
Не кручинься, Бог с тобой
И царица у окна села ждать его одна
- А из какого произведения эти предложения? Кто автор этой сказки?
Ученик: Эти предложения взяты из произведения А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Проверяем. (слайд)
6 Этап. Физкультминутка. (слайд) (3 мин)
-А сейчас я прошу вас встать со своих мест. Немного отдохнём. Я буду читать вам предложения. Если предложение повествовательное – вы шагаете на месте. Если предложение побудительное – вы вращаете головой. Если предложение вопросительное – вы потягиваетесь. Будьте внимательны.
Суди о человеке по его труду. (побуд – вращать головой)
Маленькое дело лучше большого безделья. (повеств – шагать)
Не за своё дело не берись, а за своим — не ленись. (побудит – вращать головой)
Скучен день до вечера, коли делать нечего. (повеств – шагать)
Ты видел багровое солнце? (вопросит – потягиваться)
Я видел багровое солнце. (повествов – шагать)
Нарисуй багровое солнце. (побудит – вращать головой)
5 Этап. Применение нового знания. (10 мин)
- Поработаем еще с тремя предложениями устно и определим, с какой целью мы говорим (на слайде)
А что подарил он дружку?( спрашиваем, значит оно какое – вопросительное)
Много дорожек прошёл этот ёжик. (сообщаем, значит оно – повествовательное)
Скорее, милый Зайка, на ёлку залезай-ка! (просим, значит оно – побудительное)
Работа в группах.
- А теперь мы с вами разделимся на три группы и попробуем составить свои предложения.
1 ряд составляет повествовательное предложение, 2 ряд – вопросительное и 3 ряд – побудительное. У вас 2 минуты. (Представитель от группы читает получившееся предложение)
-На стр.76 учебника в зеленой рамочке прочитаем, как следует читать повествовательные предложения.
- Выполним упр.150 устно, вам нужно прочитать текст в соответствии с обозначенными паузами внутри предложения.
7 Этап. Рефлексия. (слайд) (2 мин)
Итак, сделаем выводы:
-Если мы хотим сообщить о чем-либо, то мы используем …….предложения (повествовательные)
-Если мы хотим спросить о чем-либо, то мы используем…… предложения (вопросительные)
-Если мы хотим попросить, приказать, побудить к действию, то мы используем …….. предложения (побудительные).
-Какой знак препинания мы ставим в конце повествовательного, вопросительного, побудительного предложений? (точка, вопросительный знак)
- Молодцы, вы были очень активны, старались.
- Ребята, у вас на столе лежат смайлики. Я прошу вас поднять смайлики тем, кто узнал сегодня что-то новое и кому понравился наш урок. Спасибо.
Читайте также: