Повышение и понижение голоса при произнесении фразы

Обновлено: 04.11.2024

Познакомить воспитателей с играми и упражнениями, применяемыми на втором этапе развития фонематического восприятия - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.

ВложениеРазмер
stend_3.docx 21.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 16 г. Туймазы муниципального района

Туймазинский район Республики Башкортостан

Консультация для воспитателей

«Формирование фонематического восприятия на различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз»

г. Туймазы 2019 г.

Познакомить воспитателей с играми и упражнениями, применяемыми на втором этапе развития фонематического восприятия - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.

Показать, как можно научить ребенка понимать интонацию речи и самому владеть теми средствами, которыми выражаются эмоциональные оттенки речи.

Когда мы слышим голос,

мы инстинктивно хотим

его слушать, хотим

Даже когда собеседник

не находит верных слов.

Даже когда мы слышим

крики, плач или песню.

Потому что голос человека

отличается от всех других звуков

Голос - вернейшее зеркало характера

  • Звучание голоса – результат сложной психофизиологической деятельности, направляемой интеллектом говорящего, его эмоциями и волей.
  • Голос каждого отличается тембром.
  • В голосе различают высоту, длительность, полётность, гибкость.

Для того, чтобы ребёнок правильно научился произносить звуки, прежде всего, необходимо, чтобы он научился выделять и различать звуки в слове, в речи, причём каждый звук в отдельности. Для этого надо научить его различать звуки, т. е. развивать у ребёнка фонематический слух, восприятие.

Рассмотрим, какая работа ведется на втором этапе по развитию фонематического слуха: различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.

Научить ребенка понимать интонацию речи и самому владеть теми средствами, которыми выражаются эмоциональные оттенки речи.

Прежде всего, надо сказать, что интонация включает ритм, темп, тембр и мелодику речи.

Мелодика – повышение и понижение голоса при произнесении фразы, что придает речи разнообразные оттенки (певучесть, мягкость, нежность и т. п.) и позволяет избежать монотонности. Мелодика присутствует в каждом слове звучащей речи и оформляет ее гласные звуки, изменяясь по высоте и силе. Формально мелодика речи создается повышением и понижением голоса, паузами, силой, темпо – ритмом.

Ритм речи - это равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе голоса.

Темп - это скорость произнесения речи. Он может быть ускоренным или замедленным в зависимости от содержания и эмоциональной окраски высказывания. При ускоренном темпе речи снижается ее отчетливость, внятность. При замедленном темпе речь теряет свою выразительность.

Тембр - эмоциональная окрашенность высказывания, выражающая различные чувства и придающая речи многообразные оттенки: удивления, грусти, радости и т.д. Тембр речи, ее эмоциональная окрашенность достигается путем изменения высоты тона, силы голоса при произнесении фразы, текста.

Таким образом , на втором этапе работы приступаем к обучению ребенка различать высоту, силу и тембр голоса .

Рассмотрим, какие игры и упражнения можно проводить с детьми на этом этапе работы.

Цель игры: развивать силу голоса.

Перед вами три поезда, которые едут и гудят.

  1. Угадайте и покажите, какой поезд гудит вот так: ТУ-ТУ-ТУ! (Взрослый гудит очень громко.)

2.Покажите, какой поезд гудит вот так: ту-ту-ту! (Взрослый гудит голосом средней силы.)

3.А какой поезд гудит так: ту-ту-ту? ( Очень тихо.)

4. Теперь вы погудите:

как поезд, который едет рядом с нами;

как поезд, который удаляется от нас;

как поезд, который находится очень далеко от нас.

Цель: развивать высоту и тембр голоса.

1. Вспомните, из какой сказки эти медведи. Как зовут медведя-папу, медведицу-маму и медвежонка?

2. Угадайте, кто рычит: медведь, медведица или медвежонок?

( Взрослый рычит голосом разной высоты . Самый низкий - папа, самый высокий - Мишутка, средний - мама.)

3. Изобразите, как рычат медвежонок Мишутка, мама-медведица и папа-медведь.

Угадайте, кто это говорит:

- Кто сидел на моём стуле? (низким голосом);

- Кто сидел на моём стуле? (средним голосом);

- Кто сидел на моём стуле? (высоким голосом).

-Кто ел из моей чашки?

-Кто спал в моей постели?

-Кто же был в нашем доме?

Цель: направлено на различение по тембру максимально сокращенного звукокомплекса; развивать силу голоса.

а) Взрослый предлагает ребенку отвернуться и догадаться, кто из детей (если игра происходит в группе) или кто из родных (если играют дома) позвал его.

Вначале ребенка зовут по имени, затем (для усложнения) произносят короткое АУ.

б) Определить, далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести звукокомплексы (АУ) различным по силе голосом (громко, тихо)

«Кто сказал - мяу?»

Цель: развивать умение изменять высоту и силу голоса.

Изменение одного звукокомплекса по высоте и силе. Взрослый предлагает ребенку сказать,

громко ( кот рядом и просит есть );

тихо ( кот за дверью );

высоким голосом ( маленький котенок );

низким голосом ( старый кот).

Аналогично нужно изменить звуковые параметры при воспроизведении следующих звукоподражаний:

ИГОГО, МУ, ГАВ, КВА, БЕ, КУ-КУ и т.п.

Цель: различать высоту голоса .

На полянке играют животные – мамы со своими детенышами: коза и козленок, корова и теленок, лошадь и жеребенок.

Мама-коза кричит вот так: «Ме-ме-ме» ( взрослый произносит низким голосом) , а маленький козленок кричит так: «Ме-ме-ме» ( взрослый произносит высоким голосом). Так взрослый изображает всех зверей.

1.Угадай, кто кричит – мама или детеныш? (Взрослый изображает то детенышей животных, то их мам, а ребенок называет или показывает картинку).

2.Теперь ты загадывай мне, как кричат животные и их детеныши, а я буду отгадывать.

«Кто как говорит?»

Цель: воспроизвести изменения характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука.

Взрослый показывает, а затем просит ребенка воспроизвести изменения характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука.

А — плачет, кричит девочка

А — показывают горло врачу

А — качаем малыша

А — девочка укололась иголкой

О — удивилась мама

О — стонет бабушка

О — потягивается папа

О — кричит охотник в лесу

У — гудит пароход

У — звучит дудочка

У — плачет мальчик

Цель: развивать умение изменять высоту и тембр голоса.

1. Посмотри на картинку. Ты, конечно, узнал, какая это сказка? Все герои сказки говорят разными голосами. (Взрослый изображает мышку, лягушку, ёжика, лису, волка, медведя).

2. Угадай, кто это говорит? (Взрослый изображает по очереди волка, лису и всех остальных животных, а ребенок угадывает).

3. Теперь ты загадывай мне, а я буду отгадывать!

(Ребенок по очереди изображает всех героев).

Цель: развивать у детей умение изменять высоту и тембр голоса.

1. Помнишь ли ты, как называется эта сказка? Посмотри на картинку и назови сказочных героев.

2. Угадай, кто это говорит. (Взрослый говорит за зайца, медведя и лису разными голосами.)

3. А теперь ты сам превратись в зайца, медведя и лису и скажи: «Колобок, колобок, я тебя съем!» разными голосами.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Восприятие высоты и тембра голоса.

Игры для развития слухового внимания.

Игры на различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков

Игры на различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков.


Методическая разработка НОД по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Фонетическая тема "Звук и буква Д" Лексическая тема "Наш город"

Материал предназначен для учителей-логопедов и воспитателей компенсирующих групп с ТНР (ОНР).


Оформление папки-передвижки "Этапы развития фонематического восприятия. Второй этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз "

Познакомить родителей и воспитателей с играми и упражнениями, применяемыми на втором этапе развития фонематического восприятия - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых зв.


Консультация для воспитателей: «Фонематическое восприятие у детей дошкольного возраста».

Консультация для воспитателей: «Фонематическое восприятие у детей дошкольного возраста».Объект исследования: педагогическая работа по развитию с детьми, страдающими дизартрией.


Консультация для родителей "Фонематическое восприятие. Фонематический слух. А что это такое?"

Данная статья поможет начинающим педагогам и родителям разобраться с такими понятиями как «фонематический слух», «фонематическое восприятие» и почему он так важен для овладения.


Методическая разработка к занятию НОД по формированию фонематического восприятия у дошкольников ОНР с Использованием современных технологий. Фонетическая тема «Звук «Л», буква Л». Лексическая тема «Весна. Перелетные птицы».

Методическая разработка адресована учителям-логопедам компенсирующих групп ДОУ для детей с ТНР ОНР.

Читайте также: