Фраза общество возможно благодаря социальным взаимодействиям принадлежит

Обновлено: 04.11.2024

Тема 1. Социология как наука и как учебная дисциплина.

1. Философия, история, социология и ряд других гуманитарных дисциплин изучают общество и процессы, в нем происходящие.. Все они изучают общество с позиции его устройства, развития и функционирования, но каждая схватывает лишь свой ракурс.

Определите, о какой науке идет речь в следующих высказываниях:

Эта наука изучает верования, обычаи и традиции отсталых племен методом наблюдения

Эта общественная наука изучает производство, распределение и потребление ресурсов

Эта наука изучает индивидуальное поведение и внутренний мир человека

Эта гуманитарная наука изучает проявление социальных законов и закономерностей в деятельности людей__социология___________________

2. Принято считать, что объектом социологического познания является вся совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или группы – независимо от того, присутствует ли данный индивид.

Правильны ли эти суждения? Обоснуйте свое утверждение.

Объектом социологического познания является общество, а предметом социологической науки выступают социальные законы ___Верно. Объектом социологии является общество, рассматриваемое как общность индивидов и взаимосвязей между ними или совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Определение предмета социологии зависит прежде всего от тех задач, которые стоят перед самим обществом в конкретно-исторической ситуации. Исходя из этих задач, можно предложить следующее определение предмета социологии как научной дисциплины. Социология – это наука об общих и специфических законах и закономерностях развития и функционирования социальных систем; о механизмах действия и формах проявления этих законов в социальной деятельности субъектов_____________________ _____________________________

Ключевым в социологии выступает понятие “социальное” ____ Верно. Социальное – это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных индивидами или общностями в процессе их совместной деятельности в конкретных условиях._____________________________

3. Принято считать, что частная жизнь человека неприкосновенна и это охраняется законами государства; однако социальная жизнь человека регламентируется и контролируется этими же законами. Почему? ____Законы государства описывают многие социальные отношения людей. Социальные законы не создаются сознательно членами общества или группами, как, например, культурные нормы или правовые законы. Люди поступают в соответствии с социальными законами неосознанно и обучаются такому «узаконенному» поведению в процессе общения с другими людьми и социальными институтами, исходя при этом из своих потребностей____

4. Что является предметом изучения социологии?

· Закономерности природного характера

· Закономерности человеческого поведения

· Закономерности общественного развития

· Закономерности экономического развития

5. Постройте схему взаимодействия исторической и социологической наук. Определите их общую предметную область и выделите различия.

Общая область Различия
Связь социологии с историей является наиболее тесной и взаимонеобходимой. И история, и социология имеют объектом и предметом своих исследований общество и его законы в их конкретных проявлениях. И та, и другая наука воспроизводят социальную действительность. история изучает прошлое общества с акцентом на истоки развития в хронологическом порядке; а социология изучает ставшее общество, раскрывает его современное состояние и функционирование; генезис социальных структур интересует социологию для объяснения современного состояния

6. В каком соотношении между собой находятся теоретический и эмпирический уровни социологического знания?

· Теоретический уровень определяет эмпирический

· Эмпирический уровень определяет теоретический

· Теоретический и эмпирический уровни находятся во взаимовлиянии

· Они являются самостоятельными отраслями знания

7. Микросоциология изучает повседневное поведение людей в их непосредственном межличностном общении.

Макросоциология изучает крупномасштабные социальные системы и исторически длительные процессы.

Каким образом взаимодействуют эти два уровня социологического знания? ___ Эти уровни тесно взаимосвязаны, т.к. непосредственное поведение людей осуществляется в рамках определенных социальных систем, структур и процессов _____________

8. Социальные законы отличаются от природных тем, что

· Независимы от сознания и желания людей

· Являются не постоянной величиной, а тенденцией

· Включают в себя повторяемость процессов и явлений

· Разделяются на общие и специфические

9. Какие функции социологии отражены в следующих утверждениях?

Социология является средством познания законов и закономерностей общественной жизни, их проявлений в жизни людей. - ______ гносеологическая______________________________

Социология способна на основе анализа современной социальной жизни предлагать варианты будущего развития событий. - _____ прогностическая ________________________

Социология, используя теоретические знания и изучение жизни людей, дает рекомендации по корреляции определенных социальных процессов. - ____ праксеологическая __________

Социология отражает определенные социальные запросы и выполняет определенный социальный заказ. - _________ идеологическая ______________________________________

10. Категория социальное обозначает

· Независимость от природных факторов

· Взаимодействие человека и природы

· Природу взаимодействия людей в обществе

· Сочетание интересов людей

Тема № 2. Становление и развитие социологии.

1. Социологический реализм – направление в социологии, принимающее

· Приоритет личности над обществом

· Приоритет общества над личностью

· Взаимозависимость личности и общества

· Структурное изучение общества

Этот немецкий социолог использовал метод исторического исследования, чтобы пролить свет на характер связей между религией и капитализмом - ______ Карл Маркс ____________

Этот социолог в основу общественного развития положил идеи эволюционизма, взяв примером аналогию между живым организмом и обществом. - ___________________ Г.Спенсер _____________________________

3. Огюст Конт полагал, что позитивный подход к изучению общества выведет социологию на уровень общей науки. Какой фактор он не учитывал? - ___ Он не учел регрессивный фактор развития. Он полагал, что все в мире эволюционирует постепенно и по восходящей, упустив из внимания обратные процессы ____________

4. В чем смысл “новой методологии” Г.Зиммеля? - ___Взаимоотношение индивида и общества в процессе исторического развития. Он утверждал, что общество существует благодаря взаимодействию людей. Изучать такое взаимодействие возможно через создание новой теоретической базы, включающей в себя открытие смысла исторического действия учета роли субъективных факторов. Социология должна исследовать не содержание, а формы общественной жизни, то общее, что свойственно всем социальным явлениям. Общество представляет собой взаимодействие индивидов_____________________________

5. Назовите представителей психологического направления в социологии. - ______________

_____ Ч.Кули, Г.Тард, Дж.К. Хоманс_____________ __

Как объясняла идею социального прогресса одна из теорий этого направления – теория подражания? Кто ее автор? - __Автор Г.Тард полагал, что основой социального поведения является подражание. Лидеры – являются настоящими творцами социального мира, включая нормы и ценности. Общество – продукт взаимодействий индивидуальных сознаний, совершаемых через коммуникации. Подражание – главный механизм социального поведения_______________________________________

6. Автором концепции социального действия является

7. В чем смысл материалистического понимания истории в социологической концепции К. Маркса?- ___Жизнедеятельность общества и групп нельзя объяснить теми представлениями, которые они сами о себе создают, и за идеологическими вопросами не следует видеть основы социальной реальности. По Марксу, эти основы находятся преимущественно в экономике. Таким образом, источником социальных перемен, по Марксу, являются не идеи и ценности, существующие в обществе, а экономические причины, составляющие основу классовых конфликтов, которые, в свою очередь, являются движущей силой исторического развития_________________________________

Этот американский социолог русского происхождения считал главной задачей социологии – нахождение единого принципа, который связывает воедино все смыслы человеческой истории. - _____ П. Сорокин _____________________

Этот американский социолог, будучи одним из основателей структурно – функционального анализа в социологии, предлагал рассматривать общество в виде целостной системы, элементы которой находятся в функциональных связях и отношениях. - __________________

______ Т. Парсонс ______________________________

9. Истоки идеи общественной солидарности лежат в

· Совместном договоре людей

· Общественном разделении труда

· Политической нестабильности общества

· Свойствах общественного сознания

10. Как интерпретирует идею социальной эволюции Ю. Хабермас через категорию “жизненного мира”? Что, по его мнению, является основой социального прогресса? - ____Исходным моментом социологической теории Хабермаса выступает понятие «жизненный мир», в котором существуют наши социальные отношения: работа, семья, друзья. Жизненному миру противостоит «системный мир», состоящий из анонимных и деловых отношений, имеющих место на экономическом рынке и в государственных институтах. Эти два мира обладают качественным признаком различия, которое сводится к понятию рациональности. Жизненному миру соответствует коммуникативная рациональность, системному миру — инструментальная. Изменение типов рациональности происходит на фоне социальной эволюции. Хабермас определяет социальную эволюцию через развитие человеческих познавательных способностей, которые включают как когнитивную, так и производственную деятельность. В основе социального прогресса Ю. Хабермас видит развитие познавательных способностей индивида _________________

Тема 3. Социологическое понимание общества как открытой системы.

1. Специфика социальной системы в отличие от природных заключается в _______________

___ Основным элементом социальной системы являются люди, их связи, взаимодействия и отношения, носящие устойчивый характер и воспроизводимые в историческом процессе, переходя из поколения в поколение ________________

2. Определите верный с точки зрения системного подхода вариант утверждения:

· Общество – это все, что связано с жизнью людей

· Общество и государство – это понятия тождественные в современном мире

· Общество – это целостная организация, в рамках которой осуществляется совместное проживание людей

3. Заполните таблицу элементов основных подсистем общества.

Основные элементы Основные элементы Основные элементы
Экономическая подсистема отношения, которые возникают в процессе создания, распределения, потребления материальных благ разработка нефтяного или золотого месторождения, производство любых товаров цехи, профессии, касты, сословия
Политическая подсистема совокупность взаимосвязей таких типов, как государство-общество, государство-партия группы подразделяются на управляющих и управляемых гос. управление, управление в семье
Социальная подсистема отношения между классами, нациями, конфессиями, разными возрастными, профессиональными и другими слоями основанная на этнических, демографических, образовательно-культурных, религиозных и других отношениях заключение брака, получение пособий

4. Приведите примеры социальных связей в обществе. Укажите их объективность и необходимость, исходя из определения (Социальная связь – это набор фактов, обуславливающих совместную деятельность людей в конкретном обществе в конкретное время для достижения определенных целей.) .- _____Группа людей стоящих в очереди к банкомату, чтобы оплатить обучение. Эта связь носят объективный характер, т.е. не зависят от желания людей, но необходима т.к в случае неуплаты они будут отчислены из университета____________________________________

5. В каком взаимоотношении находятся социальные взаимодействия и социальные взаимоотношения?

· Социальное взаимодействие – самостоятельный акт

· Социальные взаимодействия не связаны с социальными отношениями

· Социальные отношения определяют социальные взаимодействия

· Социальные отношения включают в себя социальные взаимодействия

6. Проанализируйте любое известное вам социальное взаимодействие с позиций действия его механизма ____ Учебный процесс. Каждый преподаватель, готовясь к занятиям, подбирает методический материал в соответствии с учетом интересов студентов. Он мысленно прогнозирует их реакцию: вызовут ли у них интерес те или иные вопросы, примеры; анализируется и то, насколько предложенный материал позволит глубже освоить изучаемую тему и т.д. В ходе занятия студенты воспринимают материал в зависимости от того, насколько они считают данную науку важной для своей подготовки, насколько логично, убедительно, доходчиво подается материал. Одним интересно, они увлеченно работают; другим – неинтересно, но они не хотят осложнений и тоже записывают, работают, третьим также неинтересно, но они не считают нужным это скрывать. Готовясь к новой встрече со студентами, преподаватель корректирует программу своих действий с учетом результатов предыдущего занятия, углубляет одни разделы, облегчает другие, уясняет для себя, какой стиль взаимоотношений желательно избрать – стоит ли усилить контроль за дисциплиной или следует вызвать интерес, связав изучаемый материал с профилем специальности студентов.__________________________

7. Субординация в ряду системных качеств означает

· Определенную согласованность элементов

· Подчиненность и соподчиненность элементов

· Относительную самостоятельность элементов

· Независимое расположение элементов

8. Какой принцип положен К. Марксом в основу формационной типологии обществ? Назовите основные формации. _____в марксистской типологии обществ за основу классификации брался способ производства. Способ производства представлял собой не просто определенную технологию, а именно совокупность качественно различных производительных сил, куда входят средства труда и предметы труда, и соответствующих им производственных отношений. Формации: бесклассовую (первобытнообщинную), классовую (рабовладельческий, феодальный и капиталистический социально–экономические устройства) и бесклассовую в виде коммунистической_____________________________

9. Отнесите данные общественные системы к закрытому или открытому типу общества:

США середины 80-х годов – открытый, Афинскаяреспублика – открытый, Спарта – закрытый, средневековая Япония – закрытый, Новгородская республика – открытый, современная Франция – открытый, фашистская Германия – закрытый, сталинский Советский Союз – закрытый_

10. Составьте таблицу основных признаков технологических стадий развития общества по Д. Беллу, Р.Арону, У. Ростоу

Доиндустриальная стадия Индустриальная стадия Постиндустриальная стадия
Форма собственности Опосредованная Частная на средства производства Социальная, государственная
Основные институты Армия, церковь Банки, заводы, фабрики Университет
Основная сфера производства Аграрная (сель- ское хозяйство) Промышленность Информация и услуги
Принципы образования соц. структуры Сословно- кастовая, принудительная Экономическая зависимость Мобильная, функциональная
Характер культуры Инерционная, консервативная Развивающаяся Инновационная, гуманистическая

Тема 4. Социальные общности и группы

4.1.Дайте определениесоциальной общности. Это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность людей, отличающаяся относительной самостоятельностью и выступающая субъектом социального действия и взаимодействия

4.2.Почемуобщий признак для социальной общности должен быть доминирующим? Общий признак определяет специфику общности, отделяя ее от других подобных

4.3.Стихийные группы – это.Кратковременные объединения большого числа лиц , часто с весьма различными интересами, собравшихся по определенному поводу и демонстрирующих совместные действия

4.4.В чем основное отличиепублики от аудитории? Аудитория – социальная общность людей, объединенная взаимодействием с субъектом информации, в то время как для публики объединяющим началом является сходство мнений

4.5.Перечислите основные отличиясоциальных групп от массовых общностей.

Социальная группа Массовая общность
Однородная Устойчивая, стабильная Прочные связи и взаимодействия, общая цель Случайный состав Кратковременная Поверхностная, направленная на определенное действие

4.6.Данынекоторые социальные группы: семья, производственная бригада, группа друзей, группа туристов, студенческая группа, небольшое политическое объединение, деревня. Какие из этих групп будут первичные, какие – вторичные?

Первичные Вторичные
семья, группа друзей, деревня производственная бригада, группа туристов, студенческая группа, небольшое политическое объед-е.

4.7.Какими характеристикамиопределяется формальная группа, и для каких целей она существует? Структура определена внешними факторами, члены группы взаимодействуют в рамках официальных документов. Группа существует для выполнения официальных задач

4.8.Дайте определениереферентной группы. Попробуйте назвать свою референтную группу. Референтная группа – группа, с которой личность идентифицирует себя и в которую стремится попасть и занять в ней достойное место. Моя референтная группа – клуб заводчиков немецких овчарок

4.9.Что являетсяглавным элементом отношений в коллективе? Предметная, социально полезная деятельность, которая основана на взаимной ответственности, уважении друг к другу, контактности, организованности и информированности

Читайте также: