Построение фраз по опорным словам развивает
Обновлено: 04.11.2024
Использование игр и упражнений для развития умения правильно строить предложения.
Известно, что формирование правильной устной речи представляет собой сложный и длительный процесс. Овладение родным языком и в норме и при различных речевых нарушениях протекает в виде усвоения предложений разных типов.
Формирование структуры предложения в речи ребенка — спонтанный процесс. Никто не учит малыша, осваивающего родной язык, по моделям предложения, как это делается при изучении иностранного языка в зрелом возрасте. Уже в раннем детстве в процессе общения с матерью, во время опосредствованной словом предметной, иг ровой деятельности формируются основные структурные схемы предложения. Тем не менее освоение синтаксиса не завершается в раннем возрасте. Оно продолжа ется и далее в процессе освоения новых форм речи и речевого общения.
В работе над предложением надо учитывать, что в процессе обучения ребенок должен овладеть умением развертывать, распространять предложение, перестраивать его структуру при одном и том же содержании в зависимости от интонации. Предло жение имеет линейную протяженность. В играх и упражнениях это свойство подчер кивается и становится наглядным при выкладывании схемы из полосок бумаги. Необ ходимо обращать внимание на распространение слов в предложении и приучать детей к различным схемам предложения.
Предлагаемые задания могут варьироваться в зависимости от этапа работы, про граммы детского сада, контингента и возраста детей.
- Игра в лото «Кто что делает?»
На карточках лото изображены люди и животные, выполняющие различные дейст вия. Логопед называет действие, дети находят соответствующую картинку и называют предложение. Если предложение воспроизведено правильно, картинка закрывается фишкой.
Например, логопед называет слово скачет, дети находят изображение данного дей ствия (заяц скачет, лошадь скачет, лягушка скачет) и закрывают картинки фишками после воспроизведения предложений.
Предлагаются карточки на глаголы: идет, стоит, лежит, сидит, бежит, плавает, летит, спит, гладит, скачет, ползет, качается и др.
- «Составь предложение».
Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью (хором и индивидуально).
Помидор круглый, а морковка.
Редиска мелкая, а редька.
Огурец овальный, а тыква.
Кабачок большой, а тыква.
Лук горький, а морковка.
Помидор кислый, а чеснок.
Огурец зеленый, а свекла.
Морковка в земле, а помидор.
- Добавить слово в предложение , отвечающее на вопросы: «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?»
Взошло (какое?) солнце…
Подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какое?» (Солнце - яркое, блестящее, красное, багровое, большое;. ).
- Добавить слово в предложение, отвечающее на вопрос «Как?».
Например: Черепаха ползет (как?) медленно. Солнце светит (как?) ярко.
- «Составь предложение».
Цель. Учить детей составлять простые предложения.
Оборудование. Окружающие предметы.
Описание игры. Педагог дает детям поочередно задания, они по действиям со ставляют предложения, например: «Петя, полей цветы». Ребенок выполняет задание. Дети проговаривают, что делает Петя: «Петя поливает цветы».
«Оля, собери кубики». Выполняется задание. Дети проговаривают, что делает Оля: «Оля собирает кубики».
«Маша принеси куклу». Дети проговаривают, что делает Маша: «Маша принесла куклу» и т.д.
Педагог следит за тем, чтобы дети не опускали слова в предложении.
- «Деформированный текст».
Детям предлагается составить предложения из слов: Орехи, в, белка, прячет, дупло.
По, зайка, лесу, прыгает. На, ребята, пошли, прогулку.
- «А что если бы?»
Цель. Учить детей составлять сложные предложения с союзом если бы. Оборудование. Фишки.
Описание игры. Вариант 1 . Педагог начинает игру с конкретных примеров:
«Если бы повар не приготовил обед, в детском саду все оста лись бы голодными». Дети обычно возражают:
«А мы взяли бы булку с молоком». — «А что бы вы сделали, если бы продавцы пере стали продавать продукты?» — «Тогда бы мы пошли домой» — «А если бы и мама не приготовила обеда?» —
«Тогда бы мы себе чего-нибудь купили». — «А что бы вы себе купили?» — «Хлеб, сыр, яблоки». — «А если пекари не будут печь хлеб?» — «Тогда бы мы поехали к бабушке», — находят выход дети. «А если бы поезда не шли?».
Вариант 2 . Позднее дети сами начинают игру, например:
«Что если бы рабочие на заводе перестали делать ботинки?» и т.д. Нужно требовать от детей полного употребления сложного предложения, например: «Если бы повар не приготовил обед, мы съели бы булку с молоком» и т.д.
За каждый правильный ответ дети получают фишку. Победителем является тот, у кого по окончании игры оказывается больше фишек.
Цель. Учить детей составлять сложносочиненное предложение. Оборудование. Предметные картинки с изображением домашних животных и их детенышей.
Описание игры. Логопед раздает по две картинки с изображением детенышей до машних животных и просит составить предложение по этим двум картинкам.
Образец: Телята у коровы, а козлята у козы. И т.д. Аналогично можно провести игры, используя темы «Дикие животные», «Птицы».
- Игра «Найди ошибку».
а. Шел дождь, потому что я взяла зонтик.
б. Цветы не поливали, потому что они засохли.
в. Солнышко прячется, потому что ночью темно.
г. У Кати день рождения, потому что ей подарили книгу.
д. Солнце пригревает, потому что стал таять снег.
е. Петя испачкался, потому что его поругала мама.
ж. Река замерзла, потому что дети взяли коньки.
з. День был жаркий, потому что ребята пошли купаться.
и. Пришла весна, потому что прилетели грачи, к. В комнате темно, потому что включили свет.
10. Игра «Придумай умные вопросы».
Логопед: К нам в гости пришел Знайка. Он очень любит отвечать на вопрос « по чему? ». Давайте придумаем ему трудные вопросы о предметах, которые лежат на столе (мяч, спички, часы, ключ, карандаш, резинка, нитки). Например: «По чему остановились часы?» (Часы остановились, потому что их забыли завести или по тому что они сломались.)
11. Игра «Почемучкины вопросы».
- Почему птицы улетают на юг?
- Почему наступает зима?
- Почему ночью темно?
- Почему зимой нельзя купаться в реке?
- Почему летом жарко?
12. Игра «Закончи предложение» (закрепление структуры сложноподчиненного предложения с союзом «чтобы»),
Я надела теплую шубу, чтобы . .
чтобы было тепло. .
чтобы пойти гулять. . чтобы не замерзнуть.
Мы зажгли свет, чтобы . .
чтобы было светло. .
чтобы писать буквы. .
чтобы читать книгу.
Мы полили цветы, чтобы. .
чтобы они не завяли. .
чтобы они быстро росли. .
чтобы они были свежими.
13. Составление предложений с союзом «чтобы» по теме «Зимние забавы».
Детям предлагаются картинки по теме «Зимние забавы». Они придумывают пред ложения со словом чтобы. В случае затруднений логопед задает вопросы: «Для чего мальчик взял санки?» (Мальчик взял санки, чтобы кататься с горки.) «Для чего дети поливают горку?» (Дети поливают горку, чтобы она была скользкая.) «Для чего маль чик взял клюшку и шайбу? » (Мальчик взял клюшку и шайбу, чтобы играть в хоккей.) «Для чего девочка надела шубку?» (Девочка надела шубку, чтобы ей было тепло.) И т. д.
14 . Составление предложений по опорным словам. Запись графической схемы пред ложения.
а) По теме «Транспорт»:
Машина, ехать, дорога.
Самолет, небо, летит, высоко.
Большой, корабль, волны, плывет.
Шоссе, по, автомобиль, мчится.
Магазин, около, мотоцикл, остановился.
Едет, тропинка, велосипедист.
Дети, снеговик, слепили.
Дети, санки, на, катаются.
Снежки, мальчики, играют.
Земля, покрыть, снег.
Снежинки, падать, тихо.
в) По теме «Весна»:
Греет, солнце, ярче.
Деревьях, на, почки, появляются. Окном, за, тает, снег. Капает, крыш, с, капель. Солнце, на, тают, сосульки.
- « Подумай и скажи».
Цель. Учить детей составлять сложносочиненное предложение. Оборудование. Предметные картинки.
Описание игры. Логопед предлагает детям ответить на вопросы, опираясь на предметные картинки.
Каковы по цвету: утоль и мел, василек и гвоздика, заяц зимой заяц летом?
Каковы на ощупь: вата и дерево, огурец и помидор? Когда идет снег и когда дождь? Когда трава зеленеет, а когда желтеет?
- «Размытое письмо».
Цель: Упражнять в составлении распространенных предложений.
Материал. Игрушечный мишка.
— Медвежонок получил письмо от брата. Но дождем размыло некоторые слова. Надо ему помочь прочитать письмо от брата. Вот это письмо:
«Здравствуй, Мишутка. Я пишу тебе из зоопарка. Как-то раз я не послушался маму и забрался так далеко, что. Я долго блуждал по лесу и. Выйдя на поляну, я попал. Я попал в яму, потому что. Там было так глубоко, что. Если бы у меня была лестница, то. Я так долго ревел в яме, что. Пришли охотники и. Теперь я живу в. У нас есть площадка для. На площадке для молодняка много. Мы играем с. За нами ухажива ют. Они нас любят, потому что. Скоро к нам придет дрессировщик из. Надеюсь попасть в. Как здорово уметь. Жди следующего письма из. До свидания. Топтыгин» Читая письмо, воспитатель интонацией побуждает детей дополнять предложение.
Читайте также: