Пословицы и фразеологизмы 2 класс

Обновлено: 21.11.2024

Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь друг другу, теперь посмотрите на меня. Я желаю вам успехов на уроке.

Нашим девизом на уроке будет пословица: Без ученья нет уменья.

А как вы понимаете смысл этой пословицы? ( Чтобы что-то уметь, надо многому научиться.)

Сегодня я предлагаю вам прикоснуться к кладовой народной мудрости, почувствовать её очарование.

2.Актуализация знаний.

Работа по карточкам. Найди и исправь ошибки в русских пословицах.

Делу – время, потехе – минута.

Кашу маслом не измажешь.

Яблоко от яблони рядом падает.

Без труда не вытянешь и щуку из пруда.

Друг познается в воде.

Лучше горькая правда, чем сладкая неправда.

Проверка по эталону.

3. Самоопределение к деятельности. Целеполагание

Ребята, русский язык является настоящей кладовой народной мудрости, которую не вычерпать до дна. Меткие, короткие, ёмкие выражения сами приходят нам на ум в определённой жизненной ситуации. Они сопровождают нас всю жизнь, хотя, если подумать, мы как будто и не читали их нигде, только в разговоре их слышали и сразу запомнили.

Какую тему мы с вами сегодня будем изучать? Какую цель поставим перед собой? (расширить знания о пословицах, поговорках и фразеологизмах).

Послушайте небольшую историю и из трёх предложенных пословиц выберите одну, выражающую основную мысль текста.

Два мужика посеяли весной огород. Один мужик поливал, окучивал, пропалывал, а другой на печке сидел и в окно глядел.

Наступила осень – пора урожай собирать. Приходит каждый на свой огород. У того мужика, что на печке сидел, сорняки по колено выросли, а у другого мужика, что трудился не покладая рук, знатный урожай поспел.

Вот так-то. Как известно, … .

Труд человека кормит, а лень портит.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Кто не работает, тот не ест.

Молодцы, ребята! А знаете ли вы похожие пословицы, которые существуют у других народов?

Без мук труда не будет и радости (казахская)

Кто трудится, тот голодным не останется (армянская)

Без труда и зайца не поймаешь (татарская)

4. Работа по теме урока

Задание 1. На доске записаны пословицы, но у них перепутаны начало и конец. Составь и запиши пословицы полностью.

Чтобы из ручья напиться,

ни одного не поймаешь

Кто веселится весной,

надо к земле наклониться

За двумя зайцами погонишься,

тот плачет зимой

А теперь давайте подумаем о чём эти пословицы? Какой смысл в них скрывается?

Помимо пословиц и поговорок в русском языке есть сочетания слов, которые нельзя разделить, потому что они имеют целостное значение. Это фразеологизмы. Они появились очень давно, еще в то время, когда люди не умели писать, и передавались из одного поколения к другому через устную речь. Эти словосочетания нельзя понимать в прямом смысле, потому что они предназначены для употребления в переносном значении. Такие выражения нужно запомнить вместе с их значением. Вы наверняка слышали такие фразы: «золотые руки», «морочить голову», «встать не с той ноги». Это и есть фразеологизмы. Они делают нашу речь красивой, богатой.

Задание 2. А теперь посмотрите на экран. Здесь написано несколько фразеологизмов и 2 варианта значений к ним. Выберите правильное значение и запишите его букву в тетрадь.

Играть в бирюльки:

А ) заниматься пустяками, ерундой ; б) искусно выполнять самую трудную работу.

Зарубить на носу:

А) одержать полную победу; б) запомнить крепко-накрепко .

А) устроить крупную неприятность ; б) пожелать удачи.

Работать спустя рукава:

А) хвастаться, набивать себе цену; б) небрежно выполнять работу .

А) совсем рядом; б) где-то очень далеко .

Теперь поменяйтесь тетрадями и осуществите взаимопроверку по образцу: а, б, а, б, б.

Задание 3. Теперь вам предстоит расшифровать фразеологизм, используя код.

Запишите к каждому знаку соответствующую букву и назовите получившийся фразеологизм.

Что означает данная фраза? Придумайте с ней предложение.

Задание 4. Послушайте стихотворение и попробуйте найти в нем фразеологизм.

У Мушки и у Мошки

Скребут на сердце кошки :

Они о чём-то спорили

И здорово повздорили.

Надеемся, что скоро

Забыта будет ссора.

Что означает данный фразеологизм?

5. Закрепление. Самостоятельная работа.

Выбери правильный ответ:

А) Сидит девица в темнице, а коса на улице.

Б) После драки кулаками не машут.

В) Висит груша, нельзя скушать.

2. Что содержит в себе пословица?

В) народную мудрость.

3. Что означает пословица «Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть»?

А) Чтобы чего-то достигнуть, надо сначала потрудиться.

Б) Каждый желает получить то, чего у него нет.

В) Разные люди друг друга не понимают.

4. Что такое фразеологизм?

А) Красочное определение;

Б) Сочетание слов, которое нельзя разделить, так как они имеют целостное значение;

В) Выражение, которое приписывает неодушевленным предметам признаки или действия одушевленных.

Читайте также: