Какая любимая фраза была у хвастливого зайца делавшего всю работу некачественно
Обновлено: 04.11.2024
Цель: познакомить детей с творчеством писателя, с его сказкой, помочь давать правильную оценку главному персонажу, обогащать словарь, развивать речь, упражнять в правильном употреблении сложноподчиненных предложений, закреплять знания об особенностях жанра сказки, упражнять в подборе синонимов (при объяснении фразеологизмов, учить замечать средства художественной выразительности, развивать интерес к худ/литературе.
Материал: портрет писателя, сборник «Аленушкины сказки».
Предварительная работа: чтение сказок о животных, рассматривание иллюстраций в книге про храброго зайца,словарная работа: «забавно», «кубарем прокатился»; объяснить, почему зайца называют «косой»
Ход занятия
Ушки вдоль спинки,
Глазки с косинкой,
Одежда в два цвета –
-Кто может назвать сказки, одним из персонажей которых является заяц? («Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Заяц –хваста», «У страха глаза велики» и др)
--Каким показан заяц в этих сказках? Как о нем можно сказать? (Слабый, маленький, трусливый, пугливый)
-Про кого мы сегодня будем читать? (про зайца) Как вы догадались? (По илл-ии)
-Послушайте сказку, в которой заяц является главным героем. Она называется «Сказка про храброго зайца…». А написал ее Дмитрий Наркисович Мамин –Сибиряк (показ портрета). Наиболее известен его сборник «Аленушкины сказки». Это была любимая книга автора, потому что сказки он сочинял для своей больной дочери Аленушки. Дмитрий Наркисович растил и воспитывал ее один, без матери и сочинял для нее сказки.
-Давайте вместе повторим название сказки, чтобы нам лучше запомнилось описание храброго зайца.
Чтение сказки
-Понравилась вам сказка? Что вам особенно запомнилось?
-Каким был зайчишка, когда был маленьким? (трусливым, пугливым) Помогите мне прочесть фразу о том, как бедный зайчик всего боится (читаю начало, дети дополняют слова)
-Расскажите, как хвастал заяц, когда вырос.
-А как случилось, что все зайцы поверили в храбрость зайца?
-Что вы можете сказать о герое сказки? Какой он? (в этом выражена главная мысль) Если трусливый, почему? Если храбрый, почему? (разбирать все слова,предложенные детьми: хитрый, спрятался и т д)
-А действительно ли заяц был храбрым? (на самом деле он так и остался трусишкой)
-А если бы он снова встретился с волком, поступил бы он так же, как в этот раз, как вы думаете? (Наверное, нет, в первый раз у него вышло это случайно, он сам испугался)
-Почему же тогда писатель назвал свою сказку «Сказка про храброго зайца»? (Он наоборот, хотел показать, что заяц трусишка и хвастунишка к тому же)
-Да, хвастливость его подвела
-Ребята, а вам было жалко зайца? В какой момент? Почему?
Физминутка (игра «Зайка серенький сидит»)
-Вспомните, какими разными словами автор говорит о том, как собирались зайцына полянку послушать хвастунишку: маленькие зайчата. (сбежались, старые зайчихи (приплелись, -показать мимикой, жестами
-Подумайте, почему именно так сказал писатель? Можно ли было так сказать: сбежались старые зайчихи? Почему нет?
-Как вы думаете, какими словами можно сказать о том, как шли на полянку взрослые зайцы? (Важно, не спеша, солидно)
-А как зайца –хвастуна слушали другие зайцы? (Они над ним смеялись, все думали, что он смешной и глупый)
-А как описывается веселье зайцев? (Молодые зайчата (хихикнули, старушки –зайчихи. (засмеялись, старые зайцы… (улыбнулись)
Рассматривание иллюстраций (одновременно с игрой)
Игра «Скажи по –другому» (подбор слов, близких по смыслу, объяснение их)
«Душа в пятки ушла» -очень сильно испугался
«Задал стрекача» -когда та говорят? (очень быстро, стремительно побежал)
«Гонится по пятам» -догоняет, уже очень близко
«Выбился из сил» -очень устал бежать, нет больше сил
«Замертво свалился под куст» -не мог больше двигаться, упал и лежал не шевелясь, как мертвый
Рассматривание иллюстрации другого художника (Рачев) «Заяц –хвастун»
-А теперь давайте мы изобразим сначала хвастливого зайца, а затем перепуганного (с помощью мимики и жестов). Заяц может и слова сказатьс правильной интонацией: голова поднята, грудь вперед, бьет себя в грудь и т д -3 ребенка
Остальные дети могут быть зайцами: они веселятся, говорят друг другу фразы из текста.
Публикации по теме:«Наша планета». Знакомство с произведением Д. Мамина-Сибиряка «Медведко». Интегрированное занятие в старшей группе Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация». Вид непосредственно образовательной деятельности: ознакомление с окружающим.
Экскурсия в «Дом-музей Мамина-Сибиряка». Мы живем в одном из интереснейших уголков Урала. Природа подарила нам чудо: на небольшой площади г. Каменска- Уральского и Каменского района.
Читайте также: