Отметь высказывания о животных луга знаком на лугу мышкуют лисица и хорек
Обновлено: 22.11.2024
Оборудование: раздаточный иллюстративный материал для организации работы в группах, учебник « Мы и окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, листы форматом А-4 для моделирования.
1) Организационный момент
2).Актуализация опорных знаний
-Вспомните, какие события заставили наших предков славян уйти в Залеские земли?
- В 13 веке Киевская Русь была покорена татаро – монголами, разрушена, сожжена, разграблена. Славянам трудно было в этих условиях жить, да ещё и платить дань. Спасаясь от преследования завоевателей, славяне уходили всё дальше на север, осваивая новые территории.
- Что пришлось им увидеть на новом месте, как вы, думаете?
- Это были леса, иные климатические условия, другие птицы и звери.
- Считали ли славяне себя защищёнными от врагов?
- Не совсем. И всё же, татаро – монголы опасались заходить в Залеские земли, поэтому жизнь здесь была более спокойной.
-Облегчили ли славяне своё существование, как вы думаете? Почему?
- Надо было приспосабливаться к новым условиям жизни. Основное занятие славян было земледелие, но в лесу не было пашней, а для того, чтоб их создать, надо было корчевать лес. А это требовало времени. Поэтому славяне старались быстрее изучить возможности новой территории.
- А о каких возможностях они уже знали?
- Можно срубить дом, охота и рыбалка давали пищу.
- Из тех загадок, что я просила вас приготовить, выбрала несколько. Разгадайте их.
- Дети наизусть читают загадки:
Я из крошки – бочки вылез
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч.
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок.
Ничего, что плод мой мелок. (дуб)
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар и мушка. (лягушка)
Маленькие зверьки – серенькие шубки,
Чёрненькие глазки, остренькие зубки. (мыши)
На лужайке жарко стало
Дремлет каждая травинка.
Звонко вдруг застрекотала
Сгорбив худенькие спинки,
На невидимой машинке
Шьют в траве … (кузнечики)
лягушка дуб мышь кузнечик
Все слова-отгадки вывешиваются на доске:
- Разделите ряд слов на группы.
Р ассматриваются и обсуждаются все варианты. Остановимся на следующем:
- Где каждый живёт: в болоте, на озере, в пруду, т.е. в водоёме, в лесу, в поле, на лугу.
лягушка вода /водоём
дуб мышь кузнечик суша /лес поле луг
Так мы решили квартирный вопрос: нашли какую квартиру в каком доме занимают эти представители. Дома многоэтажные, густозаселённые. Верно ли, что жизнь в таком доме будет многообразной?
Потому что живут разные животные и растения.
- А может ли, например, мышка переехать жить в другой дом, скажем в озеро, а карасик на поле?
-Нет, для мышки нет в озере, а для карася на поле подходящих условий жизни.
4) Определение темы урока.
- Учитывая всё сказанное, определите тему урока.
- Мы будем рассматривать и обсуждать жизнь леса, поля, луга и водоёма, как новые условия, к которым должны были приспособиться славяне.
В ходе обсуждения, я надеюсь, мы сможем дать определение, закончив предложение
Лес, поле, луг, водоём – это…
5) Работа по теме урока:
Поработаем в группах .
Вспомните правила работы в группе.
Правила сотрудничества в группе:
- Работать дружно, выслушивать каждого, не ссориться, подготовить отвечающего.
- Общаться вполголоса, по сигналу об окончании работы в группе - обсуждение прекратить.
- Отвечать чётко, кратко.
- Члены группы могут дополнить ответ.
Правила этикета при работе в группах:
- Терпеливость
- Доброжелательность
- Вежливость
- От твоей работы зависит общий результат работы в группе
- Выберите карточку с ключевым словом и соответствующее приложение. Прочитайте
внимательно приложение: оно поможет вам выполнить задание: вы сможете оживить дом, связав в единое целое его обитателей. (Выбор произвольный. Например:
1 группа –дуб. 2 группа – мышь. 3 группа – кузнечик. 4 группа – лягушка.)
водоёмы лес поле луг
Лес, поле, луг, водоём – это…
Для работы группы №1
В наших лесах растёт много замечательных деревьев. Самое примечательное дерево – дуб .
Дуб богатырского сложения. Он раскидистый, могучий, любит солнышко, поэтому высокий . Прожить дуб может 500 - 1000 лет. А некоторые дубы доживают до двух тысяч лет.
Наши предки, славяне, считали дуб святым деревом и посвящали его богу Перуну. Дуб не любит слишком влажных почв, а вот небольшой недостаток влаги он переносит хорошо. Хотя дуб сильное дерево, но очень боится морозов. Его молодые веточки и листики погибают при заморозках. Поэтому дуб начинает зеленеть позже всех деревьев.
Плоды дуба – жёлуди . Они содержат большой запас питательных веществ и его проростки растут быстрее и лучше, чем проростки других растений.
В лесу у дуба много друзей. Его веточки, листья, кора привлекательны для гусениц, жуков, лосей . А желудями лакомятся кабаны, мыши, сойки, белки и одновременно расселяют дубки на новые территории. На лакомок охотятся волки, лисицы, совы, орлы и змеи .
- Свяжите в единое целое:
дуб, лисы, волки, лоси, белки, сойки, совы, змеи, орлы, кукушка, гусеницы, мыши, кабаны, клевер.
- Что лишнее пришлось исключить из цепочки слов:
Для работы группы №2
На равнинах, где деревьям не хватает влаги , появляется поле, поросшее в основном хлебной и зерновой растительностью.
Человек распахивает поля и засевает их пшеницей, рожью, овсом, ячменем, просом, подсолнечником, кукурузой, сахарной свёклой и кормовыми травами . Культурным растениям мешают злостные сорняки – прежние жители дикого поля: пырей, осот, полынь, лебеда, сурепка, овсюг и другие . Большой вред полю наносят разного рода грызуны: суслики, мыши .
Мыши небольшие грызуны серого цвета. Они могут жить в доме, в лесу. А в поле живёт полевая мышь, где она легко лазая по стеблям растений, поедает хлебные зёрна, светлячков, сверчков, кузнечиков, кобылок, червей . Все мыши предпочитают жить в норках, а эта прямо на земле свивает гнездо из прутиков, соломы, травы.
Крупным животным в поле не наесться вдоволь, ни спрятаться, а вот, кролики, лисы захаживают частенько. Многие птицы считают поле своим домом и столовой: перепёлки, скворцы, жаворонки, вороны, канюки, луни, коршуны, ястребы.
- Свяжите в единое целое:
волк, лисица, пырей, заяц, хорёк, осот, змея, полоз (уж), суслик, сурок, сверчки, кузнечики, кобылки, перепёлки, травы, коршун, лунь, канюк, ворона, скворец, жаворонок, лось .
- Что лишнее пришлось исключить из цепочки слов:
Для работы группы №3
В каждом крае есть немало мест, где растут только одни травянистые растения. Небольшие участки с травянистой растительностью обычно называют лужайками, большие –лугами. Часто луга расположены по берегам рек, озёр. Эти луга – одни из самых лучших. Во время весеннего половодья вода заливает прибрежные территории и выносит на них много ила. Ил обогащает почву перегноем. Поэтому травы здесь особенно разрастаются. Эти луга так и называются - заливные.
Уже в апреле луг становится золотым и радостным –это расцветают одуванчики . Пройдёт время и полетят на пуховичке-парашютике семена. Красивы луга в летнюю пору. Жарким днём удивителен аромат от пёстро цветущих трав, над которыми порхают бабочки, деловито жужжат пчёлы, гудят толстяки-шмели. В сочной зелени тимофеевки луговой, мышиного горошка, ежи сборной, клевера ползают гусеницы, снуют жуки-навозники и жуки-могильщики, мышкуют лисы. Божьи коровки заняты поиском тли, а кузнечики стрекочут, перепрыгивая с места на место, будто рассылают телеграммы со срочными новостями.
Над лугом летают множество птиц: перепела, коростели, трясогузки. Их привлекают насекомые. Зорко оглядывает луг коршун. Чем сегодня поживиться? А под землёй кипит своя жизнь, роют мышки норки, червячки ходы - проходы, а самый главный землекоп – крот. Свежие холмики земли петляют то тут, то там.
- Свяжите в единое целое:
одуванчики, лопухи, жаворонки, дождевые черви, бабочки, пастушья сумка, мыши, стрекозы, пчелаы, жужелицы, кузнечики, ромашки, ласка, карась.
- Что лишнее пришлось исключить из цепочки слов:
Для работы группы №4
Водоёмы в виде болот, прудов, озёр, речек, канав, ям с водою и просто луж имеются всюду и все густо заселены. Велик и многообразен мир пресных водоёмов.
Во время купания мы часто наступаем на скользкие, покрытые зеленоватым налётом камни. Это водоросли. Водоросли и водные цветковые растения (ряска, элодея, кувшинка, кубышка) – жители наших водоёмов. Они берут питание из воды, грунта или ила на дне водоёма. Водные растения разрастаются, обогащают воду кислородом и становятся пищей для разных животных: моллюсков, рыб, насекомых.
Зелёные ковры на поверхности водоёма- ряска. Это крошечные цветки, листьев у ряски нет, состоит она из пластинки и корешка, погружённого в воду. Ряску любят утки, гуси.
Берега, на которых сильно разросся камыш, тростник, осока, рогоз, хвощ – стали домом для лягушек. Благодаря своей зелёной окраске, она нашла надёжное убежище от врагов – аиста, цапли, щуки, выдры, лисиц. Сама же лягушка предпочитает на обед комаров, стрекоз, клопов, жучков, пауков, улиток, а иногда не отказывается и от маленьких рыбок.
Лягушка интересно ловит добычу: у неё резко и сильно растягивается язык, который покрыт слизью. Насекомые к нему и прилипают.
В теплые весенние ночи эти животные любят петь, устраивая целые концерты. Личинка лягушки – головастик, который появляется в воде из икринки, становится добычей для многих рыб, ужей.
- Свяжите в единое целое:
лягушка, аист, водоросли, пиявки, мошки, лисицы, комары, стрекозы, клопы, ряска, жучки, ерши, рачки, мотыль, карась, выдра, окунь, уж, утки, щука, гуси, суслик .
- Что лишнее пришлось исключить из цепочки слов:
6) Отдых а) для глаз
б) для мышц тела
- Расскажите о чем узнали?
- По какому принципу вы связали в одно целое обитателей (водоёма, поля, леса, луга)?
приспособленность к определённым условиям и по пищевым связям)
- Покажите на примере такую связь.( Дети могут использовать памятку докладчику)
Мы …… ( работали изучили, анализировали, рассмотрели ) с текстом о жизни …..( поля ).
В результате анализа текста мы выяснили, что
на ( поле )растут …… ( злаки, культурные растения, сорняки )
и обитают …….( следующие животные ………. )
Их связывает то, что ( они приспособлены к данным условиям жизни(к среда обитания), и пищевые связи )
- Мы исключили ……( лося ), потому, что……
-Если дети не в полном размере показали взаимосвязи внутри сообщества, предлагаю объяснить схему пищевых связей: зерно – мышь - лисица
- Прочитайте статью в учебнике на странице 125. Выделите самое существенное.
-Итак, вы заметили, что в определённых условиях окружающей среды образуются особые связи между живой и неживой природой и одновременно между живыми организмами – растениями, животными.
Сделаем вывод : Единство живой и неживой природы, которые складывается в определённых условиях окружающей среды, называется природным сообществом .
А теперь продолжим предложение:
Лес, поле, луг, водоём – природное сообщество.
- Угадайте о каком природном сообществе говорят:
- Я с утра в нём гуляю.
От росы я весь промок,
Но зато теперь я знаю
Про берёзку и про мох,
Про малину, ежевику,
Про ежа и про ежиху
У которых за ежат
Все иголочки дрожат. (лес)
- А на нём растут ромашки, лютик едкий, клевер-кашка.
Кошачьи лапки, одуванчиковы шапки,
Подорожник, васильки, грамафончики – вьюнки.
Ещё много разных травок у тропинок и канавок
И красивых и пушистых, разноцветных и душистых! (луг)
- Бежит тропинка по равнине,
Ныряет влево, вправо.
Куда ни глянь – пшеницы море,
Иль по колено травы. (поле)
- Посмотрите вот сюда.
Тихо плещется вода.
Ряска, лилии, рогоз,
И кубышка, м тростник,
Есть беззубка, прудовик,
Водомерка вот бежит.
Всюду жизнь кипит в нём.
- Все обходят это место.
Здесь земля как будто тесто.
Здесь осока, кочки, мхи-
Нет опоры для ноги. (болото)
- Там посадили зёрнышко –
И вырастили солнышко.
Это солнышко сорвём –
Много зёрен соберём.
Их поджарим – погрызём.
А приедут гости –
Им дадим по горсти. (поле)
- - О чем вы хотели бы поговорить на следующем уроке?
- Да, мы рассмотрим каждое сообщество, проследим подробнее связи внутри сообществ и между ними, попытаемся сделать выводы о том какова роль человека в сохранении жизни на Земле.
И закончить урок хочется таким стихотворением:
Все мы снимаем угол свой
У матушки – природы,
И крыша нам над головой –
Есть купол небосвода.
А весь большой и старый дом
Битком набит жильцами,
И уживаться надо в нём,
Хоть мы с усами сами.
Народу разного полно –
Кто мельче, кто крупнее,
Кто выбирает в речке дно,
Кто воду побыстрее.
Кто любит раньше всех вставать,
А кто поздней ложиться.
Умей соседа подобрать,
Чтоб в тереме ужиться.
Соседство сложное подчас,
Сообщество – не дружба.
Быть может, он порой для нас –
Годится нам в соседи тот,
Кто больше пользы принесёт,
С ним есть чем поживиться
Иной сосед опасен,
Но в целом мир прекрасен!
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что вас заинтересовало, обрадовало или огорчило, заставило задуматься?
12) Домашнее задание.
- Кого в своей группе вы хотели бы отметить?). Объясните свой выбор.
- Оцените свой вклад в этот урок самостоятельно: заполните карточку достижений.
Читайте также: