Отметь высказывания о животных луга знаком на лугу мышкуют лисица и хорек

Обновлено: 22.11.2024

Оборудование: раздаточный иллюстративный материал для организации работы в группах, учебник « Мы и окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, листы форматом А-4 для моделирования.

1) Организационный момент

2).Актуализация опорных знаний

-Вспомните, какие события заставили наших предков славян уйти в Залеские земли?

- В 13 веке Киевская Русь была покорена татаро – монголами, разрушена, сожжена, разграблена. Славянам трудно было в этих условиях жить, да ещё и платить дань. Спасаясь от преследования завоевателей, славяне уходили всё дальше на север, осваивая новые территории.

- Что пришлось им увидеть на новом месте, как вы, думаете?

- Это были леса, иные климатические условия, другие птицы и звери.

- Считали ли славяне себя защищёнными от врагов?

- Не совсем. И всё же, татаро – монголы опасались заходить в Залеские земли, поэтому жизнь здесь была более спокойной.

-Облегчили ли славяне своё существование, как вы думаете? Почему?

- Надо было приспосабливаться к новым условиям жизни. Основное занятие славян было земледелие, но в лесу не было пашней, а для того, чтоб их создать, надо было корчевать лес. А это требовало времени. Поэтому славяне старались быстрее изучить возможности новой территории.

- А о каких возможностях они уже знали?

- Можно срубить дом, охота и рыбалка давали пищу.

- Из тех загадок, что я просила вас приготовить, выбрала несколько. Разгадайте их.

- Дети наизусть читают загадки:

Я из крошки – бочки вылез

Корешки пустил и вырос.

Стал высок я и могуч.

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок.

Ничего, что плод мой мелок. (дуб)

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар и мушка. (лягушка)

Маленькие зверьки – серенькие шубки,

Чёрненькие глазки, остренькие зубки. (мыши)

На лужайке жарко стало

Дремлет каждая травинка.

Звонко вдруг застрекотала

Сгорбив худенькие спинки,

На невидимой машинке

Шьют в траве … (кузнечики)

лягушка дуб мышь кузнечик

Все слова-отгадки вывешиваются на доске:

- Разделите ряд слов на группы.

Р ассматриваются и обсуждаются все варианты. Остановимся на следующем:

- Где каждый живёт: в болоте, на озере, в пруду, т.е. в водоёме, в лесу, в поле, на лугу.

лягушка вода /водоём

дуб мышь кузнечик суша /лес поле луг

Так мы решили квартирный вопрос: нашли какую квартиру в каком доме занимают эти представители. Дома многоэтажные, густозаселённые. Верно ли, что жизнь в таком доме будет многообразной?

Потому что живут разные животные и растения.

- А может ли, например, мышка переехать жить в другой дом, скажем в озеро, а карасик на поле?

-Нет, для мышки нет в озере, а для карася на поле подходящих условий жизни.

4) Определение темы урока.

- Учитывая всё сказанное, определите тему урока.

- Мы будем рассматривать и обсуждать жизнь леса, поля, луга и водоёма, как новые условия, к которым должны были приспособиться славяне.

В ходе обсуждения, я надеюсь, мы сможем дать определение, закончив предложение

Лес, поле, луг, водоём – это…

5) Работа по теме урока:

Поработаем в группах .

Вспомните правила работы в группе.

Правила сотрудничества в группе:

  • Работать дружно, выслушивать каждого, не ссориться, подготовить отвечающего.
  • Общаться вполголоса, по сигналу об окончании работы в группе - обсуждение прекратить.
  • Отвечать чётко, кратко.
  • Члены группы могут дополнить ответ.

Правила этикета при работе в группах:

  • Терпеливость
  • Доброжелательность
  • Вежливость
  • От твоей работы зависит общий результат работы в группе

- Выберите карточку с ключевым словом и соответствующее приложение. Прочитайте

внимательно приложение: оно поможет вам выполнить задание: вы сможете оживить дом, связав в единое целое его обитателей. (Выбор произвольный. Например:

1 группа –дуб. 2 группа – мышь. 3 группа – кузнечик. 4 группа – лягушка.)

водоёмы лес поле луг

Лес, поле, луг, водоём – это…

Для работы группы №1

В наших лесах растёт много замечательных деревьев. Самое примечательное дерево – дуб .

Дуб богатырского сложения. Он раскидистый, могучий, любит солнышко, поэтому высокий . Прожить дуб может 500 - 1000 лет. А некоторые дубы доживают до двух тысяч лет.

Наши предки, славяне, считали дуб святым деревом и посвящали его богу Перуну. Дуб не любит слишком влажных почв, а вот небольшой недостаток влаги он переносит хорошо. Хотя дуб сильное дерево, но очень боится морозов. Его молодые веточки и листики погибают при заморозках. Поэтому дуб начинает зеленеть позже всех деревьев.

Плоды дуба – жёлуди . Они содержат большой запас питательных веществ и его проростки растут быстрее и лучше, чем проростки других растений.

В лесу у дуба много друзей. Его веточки, листья, кора привлекательны для гусениц, жуков, лосей . А желудями лакомятся кабаны, мыши, сойки, белки и одновременно расселяют дубки на новые территории. На лакомок охотятся волки, лисицы, совы, орлы и змеи .

- Свяжите в единое целое:

дуб, лисы, волки, лоси, белки, сойки, совы, змеи, орлы, кукушка, гусеницы, мыши, кабаны, клевер.

- Что лишнее пришлось исключить из цепочки слов:

Для работы группы №2

На равнинах, где деревьям не хватает влаги , появляется поле, поросшее в основном хлебной и зерновой растительностью.

Человек распахивает поля и засевает их пшеницей, рожью, овсом, ячменем, просом, подсолнечником, кукурузой, сахарной свёклой и кормовыми травами . Культурным растениям мешают злостные сорняки – прежние жители дикого поля: пырей, осот, полынь, лебеда, сурепка, овсюг и другие . Большой вред полю наносят разного рода грызуны: суслики, мыши .

Мыши небольшие грызуны серого цвета. Они могут жить в доме, в лесу. А в поле живёт полевая мышь, где она легко лазая по стеблям растений, поедает хлебные зёрна, светлячков, сверчков, кузнечиков, кобылок, червей . Все мыши предпочитают жить в норках, а эта прямо на земле свивает гнездо из прутиков, соломы, травы.

Крупным животным в поле не наесться вдоволь, ни спрятаться, а вот, кролики, лисы захаживают частенько. Многие птицы считают поле своим домом и столовой: перепёлки, скворцы, жаворонки, вороны, канюки, луни, коршуны, ястребы.

- Свяжите в единое целое:

волк, лисица, пырей, заяц, хорёк, осот, змея, полоз (уж), суслик, сурок, сверчки, кузнечики, кобылки, перепёлки, травы, коршун, лунь, канюк, ворона, скворец, жаворонок, лось .

- Что лишнее пришлось исключить из цепочки слов:

Для работы группы №3

В каждом крае есть немало мест, где растут только одни травянистые растения. Небольшие участки с травянистой растительностью обычно называют лужайками, большие –лугами. Часто луга расположены по берегам рек, озёр. Эти луга – одни из самых лучших. Во время весеннего половодья вода заливает прибрежные территории и выносит на них много ила. Ил обогащает почву перегноем. Поэтому травы здесь особенно разрастаются. Эти луга так и называются - заливные.

Уже в апреле луг становится золотым и радостным –это расцветают одуванчики . Пройдёт время и полетят на пуховичке-парашютике семена. Красивы луга в летнюю пору. Жарким днём удивителен аромат от пёстро цветущих трав, над которыми порхают бабочки, деловито жужжат пчёлы, гудят толстяки-шмели. В сочной зелени тимофеевки луговой, мышиного горошка, ежи сборной, клевера ползают гусеницы, снуют жуки-навозники и жуки-могильщики, мышкуют лисы. Божьи коровки заняты поиском тли, а кузнечики стрекочут, перепрыгивая с места на место, будто рассылают телеграммы со срочными новостями.

Над лугом летают множество птиц: перепела, коростели, трясогузки. Их привлекают насекомые. Зорко оглядывает луг коршун. Чем сегодня поживиться? А под землёй кипит своя жизнь, роют мышки норки, червячки ходы - проходы, а самый главный землекоп – крот. Свежие холмики земли петляют то тут, то там.

- Свяжите в единое целое:

одуванчики, лопухи, жаворонки, дождевые черви, бабочки, пастушья сумка, мыши, стрекозы, пчелаы, жужелицы, кузнечики, ромашки, ласка, карась.

- Что лишнее пришлось исключить из цепочки слов:

Для работы группы №4

Водоёмы в виде болот, прудов, озёр, речек, канав, ям с водою и просто луж имеются всюду и все густо заселены. Велик и многообразен мир пресных водоёмов.

Во время купания мы часто наступаем на скользкие, покрытые зеленоватым налётом камни. Это водоросли. Водоросли и водные цветковые растения (ряска, элодея, кувшинка, кубышка) – жители наших водоёмов. Они берут питание из воды, грунта или ила на дне водоёма. Водные растения разрастаются, обогащают воду кислородом и становятся пищей для разных животных: моллюсков, рыб, насекомых.

Зелёные ковры на поверхности водоёма- ряска. Это крошечные цветки, листьев у ряски нет, состоит она из пластинки и корешка, погружённого в воду. Ряску любят утки, гуси.

Берега, на которых сильно разросся камыш, тростник, осока, рогоз, хвощ – стали домом для лягушек. Благодаря своей зелёной окраске, она нашла надёжное убежище от врагов – аиста, цапли, щуки, выдры, лисиц. Сама же лягушка предпочитает на обед комаров, стрекоз, клопов, жучков, пауков, улиток, а иногда не отказывается и от маленьких рыбок.

Лягушка интересно ловит добычу: у неё резко и сильно растягивается язык, который покрыт слизью. Насекомые к нему и прилипают.

В теплые весенние ночи эти животные любят петь, устраивая целые концерты. Личинка лягушки – головастик, который появляется в воде из икринки, становится добычей для многих рыб, ужей.

- Свяжите в единое целое:

лягушка, аист, водоросли, пиявки, мошки, лисицы, комары, стрекозы, клопы, ряска, жучки, ерши, рачки, мотыль, карась, выдра, окунь, уж, утки, щука, гуси, суслик .

- Что лишнее пришлось исключить из цепочки слов:

6) Отдых а) для глаз

б) для мышц тела

- Расскажите о чем узнали?

- По какому принципу вы связали в одно целое обитателей (водоёма, поля, леса, луга)?

приспособленность к определённым условиям и по пищевым связям)

- Покажите на примере такую связь.( Дети могут использовать памятку докладчику)

Мы …… ( работали изучили, анализировали, рассмотрели ) с текстом о жизни …..( поля ).

В результате анализа текста мы выяснили, что

на ( поле )растут …… ( злаки, культурные растения, сорняки )

и обитают …….( следующие животные ………. )

Их связывает то, что ( они приспособлены к данным условиям жизни(к среда обитания), и пищевые связи )

- Мы исключили ……( лося ), потому, что……

-Если дети не в полном размере показали взаимосвязи внутри сообщества, предлагаю объяснить схему пищевых связей: зерно – мышь - лисица

- Прочитайте статью в учебнике на странице 125. Выделите самое существенное.

-Итак, вы заметили, что в определённых условиях окружающей среды образуются особые связи между живой и неживой природой и одновременно между живыми организмами – растениями, животными.

Сделаем вывод : Единство живой и неживой природы, которые складывается в определённых условиях окружающей среды, называется природным сообществом .

А теперь продолжим предложение:

Лес, поле, луг, водоём – природное сообщество.

- Угадайте о каком природном сообществе говорят:

- Я с утра в нём гуляю.

От росы я весь промок,

Но зато теперь я знаю

Про берёзку и про мох,

Про малину, ежевику,

Про ежа и про ежиху

У которых за ежат

Все иголочки дрожат. (лес)

- А на нём растут ромашки, лютик едкий, клевер-кашка.

Кошачьи лапки, одуванчиковы шапки,

Подорожник, васильки, грамафончики – вьюнки.

Ещё много разных травок у тропинок и канавок

И красивых и пушистых, разноцветных и душистых! (луг)

- Бежит тропинка по равнине,

Ныряет влево, вправо.

Куда ни глянь – пшеницы море,

Иль по колено травы. (поле)

- Посмотрите вот сюда.

Тихо плещется вода.

Ряска, лилии, рогоз,

И кубышка, м тростник,

Есть беззубка, прудовик,

Водомерка вот бежит.

Всюду жизнь кипит в нём.

- Все обходят это место.

Здесь земля как будто тесто.

Здесь осока, кочки, мхи-

Нет опоры для ноги. (болото)

- Там посадили зёрнышко –

И вырастили солнышко.

Это солнышко сорвём –

Много зёрен соберём.

Их поджарим – погрызём.

А приедут гости –

Им дадим по горсти. (поле)

- - О чем вы хотели бы поговорить на следующем уроке?

- Да, мы рассмотрим каждое сообщество, проследим подробнее связи внутри сообществ и между ними, попытаемся сделать выводы о том какова роль человека в сохранении жизни на Земле.

И закончить урок хочется таким стихотворением:

Все мы снимаем угол свой

У матушки – природы,

И крыша нам над головой –

Есть купол небосвода.

А весь большой и старый дом

Битком набит жильцами,

И уживаться надо в нём,

Хоть мы с усами сами.

Народу разного полно –

Кто мельче, кто крупнее,

Кто выбирает в речке дно,

Кто воду побыстрее.

Кто любит раньше всех вставать,

А кто поздней ложиться.

Умей соседа подобрать,

Чтоб в тереме ужиться.

Соседство сложное подчас,

Сообщество – не дружба.

Быть может, он порой для нас –

Годится нам в соседи тот,

Кто больше пользы принесёт,

С ним есть чем поживиться

Иной сосед опасен,

Но в целом мир прекрасен!

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что вас заинтересовало, обрадовало или огорчило, заставило задуматься?

12) Домашнее задание.

- Кого в своей группе вы хотели бы отметить?). Объясните свой выбор.

- Оцените свой вклад в этот урок самостоятельно: заполните карточку достижений.

Читайте также: