Откуда выражение алексей божий человек
Обновлено: 21.11.2024
Положившись на Провидение, он сел на корабль и доплыл до Лаодикии. В этом городе присоединился к торговому каравану, который направлялся в месопотамский гор. Едессу. Там Алексий остановился у церкви Пресвятой Богородицы и прожил на ее паперти семнадцать лет. Одетый в нищенскую рваную одежду, он питался от милостыни, которую ему подавали верующие, приходившие в храм помолиться.
Между тем его отец отправил слуг во все концы на поиски сына, в то время как мать, одетая во вретище, пребывала безутешная в подавленном состоянии духа, а его супруга, подражая любви горлицы к своему супругу, ожидала хоть какого-нибудь известия. Некоторые из посланцев Евфимиана добрались до Едессы. Они проходили мимо Алексия и подавали ему милостыню, даже и не подозревая, что это и есть их знатный хозяин, настолько аскеза и дурное обращение, которое он из любви к Богу переносил с благодарностью, изменили его телесный облик.
По прошествии долгих лет церковному ризничему явилась Пресвятая Богородица, приказав, чтобы он повелел человеку Божию войти внутрь церкви. Когда Алексий увидел, что открыт и люди начали воздавать ему почести, он снова решил бежать и сел на корабль, плывущий в Таре. Но неблагоприятные ветры или, скорее, Божественный Промысл, пригнали корабль прямо в порт Рима. Святой покорился этому Божественному знамению и немедля направился к родному дому, где он, будто нищий, попросил милостыню у собственного отца, вышедшего из дома. Евфимиан не узнал возлюбленного сына. Он со времени горестной утраты еще сильнее, чем раньше, стал расположен к делам милосердия и приказал своим слугам дать кров этому бедному человеку и кормить его остатками своей трапезы так долго, как он этого захочет.
Человек Божий провел еще семнадцать лет у дверей отчего дома, перенося без единого слова недовольства, и даже радостно, оскорбления и насмешки слуг. Когда он почувствовал, что приближается день его ухода из этого мира, он попросил, чтобы ему принесли свиток и чернила, и так, с пером в руке, написав всю историю своей жизни, почил, дабы вселиться в вечные обители.
В тот же день, когда в храме Святого Петра в присутствии императора Гонория (395-423) и при большом стечении народа папа совершал Литургию, в алтаре послышался голос, воскликнувший: «Ищите человека Божия: он будет молиться за город и за всех вас. Ибо он уже покидает свое тело!» Весь народ начал молиться — и снова послышался голос, который открыл, что человек Божий находится в доме Евфимиана.
У смертного одра собралась толпа: к слепым возвращалось зрение, глухие начинали слышать, немые громко прославляли Бога, лукавые духи бежали. Толпа была столь велика, что погребальное шествие не могло начаться. Император повелел разбрасывать золотые монеты в надежде, что толпа отступит от гроба, дабы собрать их. Но это оказалось тщетным: народ пренебрег тленным золотом, чтобы получить нетленную благодать, дотронувшись до тела святого.
Наконец оно было положено в церкви Святого Вонифатия [2] в гробу, украшенном золотом и драгоценными камнями. Из него обильно истекало благоуханное миро, которое исцеляло всевозможные болезни.
Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря
30 марта 2012 г.
[1] Несмотря на большое сходство его «Жития» с «Житием» св. Иоанна Кущника [15 ян.], мы сохранили здесь традиционное различение этих двух очень любимых народом святых.
[2] В настоящее время это храм Санти-Бонифацио-эд-Алессио на холме Авентин. Согласно другим источникам, св. Алексия погребли 17 июля 383 г. в церкви Святого Петра.
Читайте также: