Определите тип высказывания усы имеют некоторые звери
Обновлено: 22.11.2024
Цель: Привить навыки логически рассуждать, сформулировать основные формы мышления, изучение основных исторических этапов развития логики и знакомство с историческими личностями, связанными с развитием данной науки с Древних времен и по сей день.
- Дать определение логики как науки.
- Сформулировать основные формы мышления.
- Разобрать какие базовые логические операции существуют?
- Привить навыки логически рассуждать и решать различные логические задачи.
- Контролировать степень усвоения материала.
- Записать в тетрадь основные понятия.
Тип занятия: урок изучения нового материала.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, исследовательский, практический.
Оборудование и программное обеспечение:
- интерактивная презентация по теме “Программирование циклических алгоритмов”;
- проектор и экран для демонстрации лекции;
- меловая или маркерная доска;
- дидактический раздаточный материал.
- Организационный момент. (3 мин)
- Повторение ранее изученного материала. (7 мин)
- Изучение нового материала.(15 мин)
- Закрепление знаний (15 мин)
- Подведение итогов урока. (3 мин)
- Домашнее задание (2 мин)
1. Организационный момент (проверка присутствующих, проверка готовности к работе).
2. Повторение ранее изученного материала.
Вы уже знаете, что наука информатика держится на трех основных китах. Назовите, пожалуйста, их? Ответ:(логика, алгоритмы и программы).(Слайд 1)
Немного из истории:
- 1 этап – формальная логика, основатель – Аристотель (384–322гг. до н.э. ) Ввел основные формулы абстрактного мышления. (Слайд 4) 2 этап – математическая логика, основатель – немецкий ученый и философ Лейбниц(1642–1716), предпринял попытку логических вычислений. (Слайд 5)
- 3 этап – Алгебра высказываний (Булева алгебра), основатель – английский математик Джордж Буль(1815–1864),ввел алфавит, орфографию и грамматику для математической логики. (Слайд 6)
В настоящее время самым впечатляющим у человеческого интеллекта является способность принимать правильные решения в условиях неполной и нечеткой информации. (слайд 7)
Основы нечеткой логики были заложены в конце 60-х лет в работах всемирно-известного математика, азербайджанского происхождения Лютфи Заде. Он родился в Баку, Азербайджан, 4 февраля l92l года. (Слайд 8)
3. Изучение нового материала.
Запишите, пожалуйста, тему нашего сегодняшнего урока “Алгебра логики”. (Слайд 2).
Что же такое ЛОГИКА и для чего она нужна?
Дадим определение логики и запишем ключевые моменты в тетрадь.
Логика – это наука о формах и способах мышления.
Основные формы мышления:
- Понятие;
- Высказывание;
- Умозаключение.(Слайд 9)
В слайдах 10,11 и 12 объясняется каждая форма мышления и ученики записывают определения в тетрадь, затем приводят примеры относящиеся к каждой форме с логическими доводами.
В алгебре высказываний высказывания обозначаются именами логических переменных, которые могут принимать лишь два значения “истинно” и “ложно”.
Истинно = 1
Ложно = 0 (Слайд 13)
Примерами высказываний могут служить следующие утверждения:
1. “Земля – планета Солнечной системы”.
2. “3 + 6 > 10”.
3. “Число 15 – простое”.
1-е высказывание – истинно, высказывания 2, 3 – ложные.
Утверждения “х>0”, “Выучить логику – просто” не являются высказываниями, так как судить об их истинности или ложности невозможно.
Приведенные примеры являются простыми высказываниями (суждениями).
Используя союзы “и”, “или” из простых высказываний образуют составные (сложные) высказывания. Например: “На улице идет дождь и дует ветер”.
Если истинность или ложность простых высказываний устанавливается в результате соглашения на основании здравого смысла, то истинность или ложность составных высказываний вычисляется с помощью алгебры высказываний.
Для образования новых высказываний наиболее часто используют базовые логические операции, выражаемые с помощью логических связок “и”, “или”, “не”. (Слайд14)
В алгебре высказываний все логические функции могут быть сведены путем логического преобразования к трем базовым: конъюнкции, дизъюнкции и инверсии.
1. Присоединение частицы “не” к высказыванию называется операцией логического отрицания или инверсией.
Логическое отрицание (инверсия) делает истинное высказывание ложным и наоборот – ложное истинным. Инверсия обозначается:
2. Объединение двух (или нескольких) высказываний с помощью союза “и” называется операцией логического умножения или конъюнкцией. Составное высказывание, образованное в результате операции логического умножения (конъюнкции), истинно тогда и только тогда, когда истинны все входящие в него простые высказывания. Конъюнкция обозначается: .
3. Объединение двух (или нескольких) высказываний с помощью союза “или” называется операцией логического сложения или дизъюнкцией. Составное высказывание, образованное в результате операции логического сложения (дизъюнкции), истинно тогда, когда истинно хотя бы одно из входящих нее простых высказываний. Дизъюнкция обозначается:
Соединение двух высказываний в одно с помощью оборота речи “если…,то…”, называется логическим следованием или импликацией.
Схема решения логических задач средствами алгебры логики:
а) изучается условие задачи;
б) вводится система обозначений для логических высказываний;
в) конструируется логическая формула, описывающая логические связи между всеми высказываниями условия задачи;
г) определяются значения истинности этой логической формулы;
д) из полученных значений истинности формулы определяются значения истинности введенных логических высказываний, на основании которых делается заключение о решении.
Читайте также: