Окуджава о высоцком высказывания
Обновлено: 05.11.2024
Порою говорят, мол, те, кто слушают Высоцкого, равнодушны к слишком лиричному Окуджаве, а поклонники Булата Шалвовича могут считать слишком резкими песни Владимира Семеновича.
Можно думать так или эдак – главное, что между самими этими величайшими поэтами никакого антагонизма не было и близко. А было огромное взаимное уважение и даже дружба.
Булат Окуджава, «Как наш двор ни обижали…»: слушать
Высоцкий и Окуджава познакомились, как утверждал сам Булат Шалвович, в 1961 году в Ленинграде.
На концерте Окуджавы к нему подошел молодой, еще практически неизвестный актер Владимир Высоцкий, который тогда только начинал сочинять свои песни, а вместо гитары аккомпанировал, отбивая ритм по столу. Тогда же они и сфотографировались, и эту фотографию Окуджава считал одной из самых ценных.
Ольга Арцимович, Булат Окуджава и Владимир Высоцкий; 1967 год. Фото Генриетты Перьян
Владимир Высоцкий. Концерт в Казани, 12-18 октября 1977 года
Концерт в Казани. Молодежный Центр, октябрь 1977 года
А Высоцкий не раз говорил, что на его стремление сочинять песни и исполнять их большое влияние оказал именно Булат Окуджава.
Владимир Высоцкий, «В подражание Окуджаве»: слушать
Беловой автограф песни «В подражание Окуджаве»
Впрочем, сам Булат Шалвович собственного влияния на творчество Высоцкого и своего «духовного отцовства» не преувеличивал: слушать
Фрагмент фильма Петра Солдатенкова «Стойкий Оловянный Солдатик Булата Окуджавы». Запись в Санкт-Петербурге, ДК железнодорожников, 5 марта 1995 года
Можно ли говорить о том, что между Булатом Окуджавой и Владимиром Высоцким была дружба?
Окуджаве не раз приходилось отвечать на этот вопрос, и он неизменно говорил об их отношениях примерно такие слова: слушать
Известно, что специально Высоцкий песен Окуджавы не пел.
И Окуджава не исполнял песен Высоцкого. Но одно произведение их все-таки связывает. Оба в разное время исполняли старую казачью песню «Течет реченька». Характерно, что и у Высоцкого и у Окуджавы казак превратился в «жульмана» и колорит оттого выходит немного иной. Но мы просто хотели сравнить манеру.
Владимир Высоцкий, «Течет реченька»: слушать
Владимир Высоцкий и Булат Окуджава во время обсуждения спектакля «Работа есть работа». Театр на Таганке, 16 марта 1976 года. Фото Александра Шпинева
Это Высоцкий – вы не ослышались.
Редкая запись начала 1960-х, из пленок отца, Семена Владимировича Высоцкого. Как раз тот период, когда под влияниям Окуджавы молодой Высоцкий стал сочинять и исполнять.
Булат Окуджава, «Течет реченька»: слушать
Хотя мы и говорим, что специально Окуджава и Высоцкий песни друг друга не пели, но тем не менее были любопытные случаи, когда Владимир Семенович все-таки исполнил фрагменты из Булата Шалвовича.
В фильме Киры Муратовой «Короткие встречи» герой Высоцкого геолог Максим напевает подруге: слушать
А вот как Высоцкий на одном из своих выступлений рассказывал о спектакле Таганки «Товарищ, верь. » – в котором, кстати, сам не играл: слушать
26 октября 1977 года состоялось единственное выступление Высоцкого и Окуджавы в одном концерте.
Но произошло это парадоксальным образом не на родине, а в Париже. На вечере советской поэзии, куда Высоцкого первоначально не позвали. Но как свидетельствовал Евгений Евтушенко, они узнали, что Высоцкий тоже в Париже и настояли на его участии.
Владимир Высоцкий и Булат Окуджава во время обсуждения спектакля «Работа есть работа». Театр на Таганке, 16 марта 1976 года. Фото Александра Шпинева
Высоцкий выступал последним, и Роберт Рождественский вспоминал, что это была «никакая не точка, а яростный и мощный восклицательный знак» в концерте.
Впрочем, очевидцы свидетельствуют, что лучше всех принимали наравне с Высоцким именно Окуджаву. Хотя скромный Булат Шалвович говорил, что «никто никого не «потряс», а принимали их с Высоцким лучше остальных благодаря гитаре.
Владимир Высоцкий и Булат Окуджава во время обсуждения спектакля «Работа есть работа». Театр на Таганке, 16 марта 1976 года. Фото Александра Шпинева
ЦДРИ, 24 марта 1981 года. Фото В.Смирнова
Но несмотря ни на что, Окуджаву и Высоцкого продолжают и, наверное, будут продолжать сравнивать, измеряя силу их популярности и ее широту.
Булат Шалвович относился к этим сравнениям с юмором и во время одного из своих выступлений рассказал на этот счет замечательный случай: слушать
Владимир Высоцкий и Булат Окуджава во время обсуждения спектакля «Работа есть работа». Театр на Таганке, 16 марта 1976 года. Фото Александра Шпинева
Их последняя в жизни встреча тоже получилась случайной.
Они просто ехали по Москве каждый в своей машине и вот так внезапно увидели друг друга. Помахали рукой – и каждый поехал дальше по своим делам. Окуджава улетел на юг отдыхать, и там-то его и застигла весть о гибели Высоцкого.
Фото Алексея Денисова. Театр Современной пьесы, Москва, 1997 год
А 17 ноября 1980 года Булат Шалвович выступал в Доме искусств.
В Ленинграде, где они когда-то с Высоцким и познакомились.
Булат Окуджава, «О Володе Высоцком»: слушать
Булат Окуджава, «О Володе Высоцком». Москва, «Школа современной пьесы», 22 мая 1992 года. Съемка Игоря Рахманова
Владимир Высоцкий и Булат Окуджава во время обсуждения спектакля «Работа есть работа». Театр на Таганке, 16 марта 1976 года. Фото Александра Шпинева
Булат Окуджава и фотограф Леонид Лубяницкий. Гримерная Queens College, Нью-Йорк, 13 апреля 1979 года. Фото Игоря Высоцкого
Я благодарю за участие в подготовке этой программы наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Александра Петракова, Олега Васина, Игоря Рахманова и Александра Ковановского.
Владимир Высоцкий, Булат Окуджава — фрагменты песен: слушать
Фото Алексея Денисова. Театр Современной пьесы, Москва, 1997 год
При подготовке программы использованы:
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Любы и Олега Чумаченко, Олега Васина и Творческого объединения «Ракурс»;
– фонограммы из архивов Александра Петракова, Валерия и Владимира Басиных;
– статья Марка Цыбульского «Высоцкий во Франции».
Бонус
«До свидания, мальчики»: слушать (неизвестная запись, 1963 год)
Творческим объединением «РАКУРС» на протяжении нескольких десятилетий проводится кропотливая работа по поиску, изучению и систематизации документальной кинохроники и видеосъёмок, фотоматериалов и фонограмм, связанных с жизнью и творчеством Владимира Высоцкого.
Уникальные съёмки Владимира Высоцкого, обнаруженные за это время в архивах зарубежных телекомпаний обнародованы в России в 1998 — 2015 годах в документальных фильмах Александра Ковановского, Игоря Рахманова и Олега Васина. Эти работы неоднократно побеждали на фестивалях документального кино в России и Польше, а также были выпущены в виде лицензионных DVD-изданий. Большая часть архивных материалов опубликована на официальном канале «Владимир Высоцкий», где в тематических разделах с ними может ознакомиться любой желающий.
В настоящее время с несколькими телевизионными архивами ведутся переговоры о приобретении и последующем издании обнаруженных в последние годы уникальных съёмок В. С. Высоцкого.
Авторский коллектив ТО «Ракурс» будет признателен всем желающим поддержать новые проекты, открывающие для широкой аудитории зрителей и слушателей в России и за рубежом неизвестные страницы жизни и творчества Владимира Высоцкого.
Читайте также: