Функционально смысловые типы высказывания
Обновлено: 04.11.2024
В зависимости от целей монологического высказывания, способа изложения содержания выделяют такие функционально-смысловые типы речи, как описание, повествование, рассуждение. Первые два типа речи предполагают соотношение с миром вещей, предметов, последний – с миром суждений, понятий.
Описание – это словесное изображение какого-либо явления действительности путем перечисления его характерных признаков. Данный тип речи служит для воссоздание мира предметов и установления связей между ними. Схематично описание можно представить следующим образом:
Описание = признак1 + признак2 + признак3…
Цель описания – создать в представлении читателя целостную картину, зафиксировать характерные признаки предмета или лица, поэтому для описания выжны слова, обозначающие качества, свойства предметов.
С точки зрения объекта описания выделяют следующие типы: бытовое, портретное, интерьерное, пейзажное, научно-технической, описание положения дел.
ПОВЕСТВОВАНИЕ
Повествование представляет собой рассказ о событиях и служит для передачи последовательности различных событий, явлений, действий; оно раскрывает связанные между собой явления, действия, происходившие в виде некой цепочки событий в прошлом. Схематично повествование можно представить следующим образом:
Повествование = событие1 + событие2 + событие3…
Последовательность действий, событий передается с помощью глаголов совершенного вида, которые, обозначая последовательно сменяющие друг друга события, показывают развертывание повествования. Обычно предложения в повествовании не бывают относительно длинными, не имеют сложной структуры. Отдельные предложения в повествовании связаны цепной связью. В повествовании соблюдается определенный порядок слов в предложении, когда сказуемое стоит после подлежащего и служит цели изображения последовательности действий.
РАССУЖДЕНИЕ
Рассуждение – это словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-либо мысли, идеи и должно обязательно приводить к получению нового знания о предмете, объекте, поскольку целью рассуждения является углубление наших знаний об окружающем мире. Данный тип речи характеризуется наличием абстрактной лексики, связанной не с обозначением конкретных предметов, а с отображением мира суждений, а также с большим количеством сложных предложений, которые могут передавать различные логические отношения. Схематично рассуждение можно представить следующим образом:
Рассуждение = вопрос (тезис) – суждение1 – суждение2 – суждение3…
Правила построения рассуждений сводятся к следующим: рассуждение должно содержать: посылку (точно сформулированную основную мысль),
основную часть (умозаключения, которые отражают ход мыслей, приводящий к новому суждению),
вывод (который должен соотноситься с посылкой и логически вытекать из всего хода рассуждения).
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
- Что такое язык, речь? Как соотносятся эти понятия?
- Назовите основные функции языка.
- Назовите основные функции речи.
- Характеристика внутренней речи.
- Особенности устной формы речи.
- Особенности письменной речи.
- Характеристика диалога.
- Характеристика полилога.
- Характеристика монолога.
- Функционально-смысловые типы речи.
Полилог – это форма речи, которая характеризуется сменой высказываний нескольких говорящих и непосредственной связью высказываний с ситуацией. Полилог часто приобретает форму группового общения (беседа, собрание, дискуссия, игра и др.).
Стороны, участвующие в полилоге, весьма активны в речевом отношении и обычно придерживаются принципа ответственности: в любой момент каждый обязан быть в курс того, что говорится, и обязан обеспечить возможность остальных быть в курсе того, что говорится. В полилоге происходит накопление информации, выносимой отдельными ее участниками. Для полилога характерны тематические перескоки, сложное взаимодействие реплик, разрыв диалогических единств. участники полилога (два и более двух) видят и слышат друг друга. Выбор говорящим адресата осуществляется с помощью взгляда, жеста, кивка головой. Эти сигналы распознаются всеми одновременно.
Правила участия в полилоге:
1. Каждый участник говорит коротко и убедительно.
2. Внимательно слушает, следит за ходом обсуждения, стараясь понять других.
3. Задает вопросы, уточняет мысль у разных собеседников, возражает (если это поможет решить проблему).
4. Дружелюбен, корректен. Остроты, оригинальность, тонкие намеки или приятный юмор не должны переходить границы деловитости и уводить разговор в сторону.
Монолог (от греч. monoV - один и logoV - речь) можно определить как развернутое высказывание одного лица.
Л.В.Щерба писал: «Всякий монолог есть литературное произведение в зачатке. Недаром монологу надо учить. В малокультурной среде только немногие люди с тем или иным литературным дарованием, способны к монологу; большинство не в состоянии ничего связно рассказать».
Монолог характеризуется относительной протяженностью и разнообразием словарного состава. Темы монолога разнообразны и могут свободно меняться в ходе его развертывания.
. По цели высказывания монологическую речь делят на три основных типа: информационная, убеждающая и побуждающая.
Убеждающая речь обращена прежде всего к эмоциям слушателя. В этом случае говорящий должен учитывать его восприимчивость. К убеждающей разновидности речи относят6 поздравительные, торжественные, напутственные.
Побуждающая речь направлена на то, чтобы побудить слушателя к различного рода действиям. Здесь выделяют политическую речь, речь-призыв к действиям, речь-протест.
Монолог имеет определенную композиционную форму, которая зависит от жанрово-стилистической или функционально-смысловой принадлежности. К жанрово-стилистическим разновидностям монолога можно отнести ораторскую речь, художественный монолог, официально-деловой монолог и другие типы, к функционально-смысловым типам – описание, повествование, рассуждение.
Монологическую речь различают по степени подготовленности и официальности. Монолог может быть как неподготовленным, спонтанным, что характерно прежде всего для сферы разговорной речи, так и подготовленным, заранее продуманным. Ораторская речь всегда представляет собой заранее подготовленный монолог, произносимый в официальной обстановке. Однако в определенной степени монолог – это искусственная форма речи, всегда стремящаяся к диалогу, в связи с этим любой монолог может иметь средства его диалогизации, например обращения, риторические вопросы, вопросно-ответную форму речи и т.д..
Монолог приближается к письменной речи, его характеризуют более сложные синтаксические конструкции. Невербальные средства общения (мимика, жесты) в монологе используются ограниченно.
Основные признаки монологической речи:
2) непрерывность, связность;
4) опосредованная контактность;
5) последовательность, логичность, смысловая законченность;
6) опосредованная связь с ситуацией общения;
7) сдержанная эмоциональность;
8) умеренное использование невербальных средств;
9) основная единица – сложное синтаксическое целое (ССЦ);
11) отсутствие речевых клише (их наличие говорит о невнимательности или низкой речевой культуре пишущего, говорящего).
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Скрыть- подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- по всем предметам 1-11 классов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
от 1 650 ₽ от 410 ₽Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
от 1 650 ₽ от 410 ₽Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Учитель русского языка и литературы от 4 800 ₽ от 1 200 ₽ СкрытьОнлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Читайте также: