Объясни как понимаешь выражение закрытый научный проект

Обновлено: 21.11.2024

Цель: Данная итоговая контрольная работа направлена на выявления знаний типов,стилей,и понимание прочитанного текста.

Прочитай текст, ответь на вопросы, выполни задания.

Джек-поводырь

Жители улицы Мира хорошо знают этого человека. Зимой и летом, в больших чёрных очках на испещрённом синими отметинками лице, он каждый день проходит по тротуару и тук-тук - постукивает своей резной палочкой. Человек в чёрных очках - бывший военный лётчик. От взрыва вражеского снаряда он лишился одной руки и обоих глаз. И вдруг, к удивлению прохожих, слепой лётчик появился без своей извечной палочки. Вместо неё он держал за поводок собаку. Джек уверенно вёл своего хозяина по улице. У перекрёстка Джек останавливался и выжидал, пока пройдут машины. Он обходил стороной каждый столб, каждую выбоину или лужу.

«Джек, на остановку!» - и собака послушно ведёт своего хозяина к автобусу. Если пассажиры автобуса сами не догадываются уступить место слепому, Джек выбирает из сидящих человека помоложе и тыкается носом ему в колени: мол, ты и постоять можешь, а моему хозяину стоять трудно. «Джек, в магазин!» - ведёт в гастроном.

- Джек теперь мне взамен глаз! - не нахвалится своим поводырём бывший лётчик.

Вопросы и задания

Определи жанр произведения.

1) рассказ 2) сказка 3) былина

Определи стиль текста.

1) научный 2) художественный 3) публицистический

Почему жители улицы Мира хорошо знали этого человека?

1) он отличался от всех внешним видом

2) он всегда гулял с собакой

3) это был очень общительный человек

Как Джек помогал хозяину занять место в автобусе?

1) лаял на молодого человека

2) тыкался носом в колени пассажира помоложе

3) начинал рычать на пассажира

Выбери пословицу, которая подходит к данному произведению.

1) «Маленькая собачка, да дом стережет»

2) «Собачка лает - хозяину весть подаёт»

3) «Собака человеку неизменный друг»

Определи тему текста.

Какова главная мысль текста?

По какой причине ослеп лётчик? (Выпиши ответ из текста.)

Кто стал верным другом бывшего летчика?

Как ты понимаешь значение слова поводырь?

Как ты понимаешь выражение «Джек теперь мне взамен глаз»?

Объясни, почему автор назвал текст «Джек-поводырь»? Предложи свой вариант названия.

Подбери синоним к слову выбоина.

Подбери антоним к слову уверенно.

Напиши, какие произведения мы называем рассказом? Вспомни и напиши, чем рассказ отличается от сказки.

1) Вместо палочки он держал за поводок собаку.

2) Джек ведёт к автобусу

3) Каждый день проходит по тротуару, постукивая палочкой.

4) Он лишился одной руки и обоих глаз.

5) Бывший лётчик доволен другом.

17.Раздели текст на 3 части. Определи главную мысль каждой части. Озаглавь части, используя словосочетания или предложения из текста.

Ответы к контрольной работе

6. О том, как собака-поводырь помогала слепому человеку.

7. Собака заменила слепому лётчику глаза.

8. От взрыва вражеского снаряда он лишился одной руки и обоих глаз.

9. Собака Джек.

10. Поводырь - тот, кто помогает кому-нибудь идти, водит кого-нибудь.

11. Джек помогает своему хозяину перемещаться по улице: обходит препятствия, переводит через дорогу и т.д.

12. Так как в тексте рассказывается о собаке-поводыре. Свободный ответ.

13. Выбоина – это яма, ухаб.

14. Уверенно – робко, неуверенно

15. В рассказе повествуется (рассказывается) об определённых событиях из жизни героя. В рассказе описывается то, что могло произойти на самом деле. Герои – обычные люди или животные. Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. В сказке происходит волшебство (сказочные герои, волшебные предметы, превращения).

16. 3, 4, 1, 2, 5

17. Примерный план.

1) Человек в чёрных очках - бывший военный лётчик.

2) Джек уверенно вёл своего хозяина по улице.

3) Джек теперь мне взамен глаз!

Прочитай текст, ответь на вопросы, выполни задания.

Жила на земле бедная женщина. Было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Одежду промочат, а, мать - суши, снегу натащат, а мать - убери. И рыбу мать на реке сама ловила. Тяжко ей было. А дети ей не помогали. От жизни тяжёлой заболела мать. Лежит она и просит, детей зовёт: «Детки, пересохло горло, принесите мне водички».

Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Наконец захотел старший есть, заглянул в чум, а мать посреди чума стоит, малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась. Берёт мать доску, на которой шкуру скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Напёрсток железный ей клювом стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума.

- Братья, смотрите, смотрите: улетает наша мать птицей! - закричал старший сын.

Тут побежали дети за матерью:

- Мама, мы тебе водички принесли.

- Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я.

Так бежали за матерью дети много дней и ночей по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где побегут, там красный след остаётся.

Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тундре с той поры красный мох стелется.

Вопросы и задания

1. Определи жанр произведения.

1) рассказ 2) сказка 3) басня

2. Определи стиль текста.

1) научный 2) художественный 3) публицистический

3. Почему заболела мать?

1) простыла 2) заразилась 3) от тяжёлой жизни

4. Отметь слово, характеризующее сыновей.

1) внимательные 2) ленивые 3) заботливые

5. Как ты можешь охарактеризовать этот текст? Какой он? Отметь правильный ответ.

1) поучительный 2) познавательный 3) забавный

6. Определи тему текста.

7. Какова главная мысль текста?

8. Сколько детей было у матери?

9. О чём просила мать своих детей? (Выпиши ответ из текста.)

10. Как ты думаешь, какой народ сочинил это произведение? (русские, азербайджанцы, ненцы) Запиши вариант ответа, обоснуй свой выбор?

11. Где происходили события, описанные в тексте?

12. Объясни, почему текст имеет название «Кукушка»? Предложи свой вариант названия.

13. Подбери синоним к слову чум.

14. Подбери антоним к слову бросила. (Найди слово в предпоследнем предложении.)

15. Объясни, что такое народная сказка. Напиши, чем она отличается от литературной сказки?

1) Превращение в птицу.

2) Навсегда бросила детей мать-кукушка.

3) Мать просит пить.

4) Не слушались дети матери.

5) Тяжело заболела мать.

7) Дети просят вернуться.

17. Раздели текст на 4 части. Определи главную мысль каждой части. Озаглавь части , используя словосочетания или предложения из текста.

Вариант 2 Ответы:

6. О том, как сыновья не слушались матери.

7. Надо всегда помогать маме, слушаться её во всём.

9. «Детки, пересохло горло, принесите мне водички».

10. Ненцы. Действие происходит в тундре, где живут народы севера. В тексте встречаются названия жилища и одежды данного народа (чум, малица).

11. В тундре.

12. Так как в тексте рассказывается о том, как мать превращается в кукушку. Свободный ответ.

13. Чум – дом, жилище.

14. Бросила – приютила.

15. Народные сказки – это сказки, сочинённые многими людьми (народом), поэтому у них нет автора. Литературные сказки – это сказки, сочинённые определённым автором.

16. 4, 5, 3, 1, 6, 7, 2

17. Примерный план.

1) Не слушались дети матери.

2) Обернулась мать птицей и вылетела из чума.

3) Тут побежали дети за матерью…

4) Навсегда бросила детей мать-кукушка.

Оценивание работы с текстом

Все задания (кроме 12 и 15) оцениваются 1 баллом за верный ответ, 0 баллов – неверный ответ.

Задание 12 оценивается:

1 балл – за ответ на 1-ый вопрос

1 балл – подбор заголовка текста

Задание 15 оценивается:

1 балл – за ответ на 1-ый вопрос

1 балл – за ответ на 2-ой вопрос

Максимальный балл за работу – 19 баллов

Читайте также: