Обучение монологическому высказыванию на английском

Обновлено: 19.09.2024

Свой сегодняшний доклад хотелось бы посвятить обучению монологической речи на уроках английского языка т.к. проблема обучения монологической речи является одной из самых актуальных проблем в методике обучения иностранному языку.

Сегодня знание иностранного языка имеет огромную общественную значимость. Развитие межкультурных коммуникаций, а также научно-технический прогресс выдвигает свои требования к определению культурности человека, и одно из этих требований знание иностранного языка.

«Монологическая речь – форма речи, обращенная к одному или группе слушателей, иногда – к самому себе; в отличие от диалогической речи характеризуется своей развернутостью, что связано со стремлением широко охватить тематическое содержание высказывания, наличием распространенных конструкций, грамматической их оформленностью».

Монолог состоит из ряда логически последовательно связанных между собой предложений, интонационно оформленных и объединенных единым содержанием или предметом высказывания. Именно монолог дисциплинирует мышление, учит логически мыслить и соответственно строить свое высказывание таким образом, чтобы довести свои мысли до слушателя.

Две формы общения (диалогическая и монологическая) тесно переплетаются. Отдельные реплики в диалоге могут спонтанно быть развернуты в достаточно самостоятельное высказывание, монолог может перерасти в диалог.

При обучении монологическому высказыванию необходимо учитывать 2 этапа: овладение основами монолога и совершенствование умений в этом виде речевой деятельности.

В обучении иностранному языку жив еще один миф, который звучит так: чем больше человек заучит, тем лучше он будет говорить. Продуктивность речи – это антизаучивание. Человек может заучить десятки диалогов и текстов, но быть не в состоянии общаться в реальных ситуациях. Почему? Да потому что ситуации практически никогда не повторяются и заученное высказывание окажется неуместным. Каждый акт речи в естественных ситуациях – это продуцирование какого-то нового содержания. Он соответствует данной ситуации общения в данных условиях среды и никогда в точности не повторяется. Исключением являются стереотипные фразы. Продуктивность – это всегда сиюминутно, ситуативно-новый продукт, соответствующий данной ситуации. Самое трудное в обучении монологу, чтобы ученик научился комбинировать то, что он знает, творчески пользоваться материалом.

С другой стороны, успешность в заучивании текстов влияет на успех в других видах речевой деятельности. С каждым выученным текстом объем заучивания и точность воспроизведения будут увеличиваться. Творческая речь является ничем иным, как припоминанием ранее заученного и составление из них новые комбинации. Здесь можно согласиться только с тем, что заучивание наизусть – тренировка памяти, а память – основа развития интеллекта.

Думается, что нужно придерживаться золотой серединки. Заставлять учащихся бездумно все зубрить – значит заставить их возненавидеть занятия. Но то, что необходимо выучить, они должны выучить.

Рассмотрим особенности монологической речи.

Монологическая речь отличается непрерывным характером высказывания, в ней отсутствуют ненужные паузы. Для этого важна определенная психологическая настроенность говорящего. Учитель должен помнить это и не разрушать ее, т.к. монолог – это, прежде всего, повышенная нагрузка на память, мышление. Поэтому первоочередная задача учителя состоит в развитии общеязыковых способностей и тех психических процессов, которые лежат в основе интеллектуального формирования личности ребенка.

На начальном этапе обучения иностранному языку мы не можем в полной мере говорить о таких характеристиках монолога. Но для учета этих особенности можно использовать следующие упражнения:

Необходимо использовать элемент игры, например, сообщив детям, что ветер злой волшебницы разбросал предложения интересной сказки, чтобы мы не могли ее прочитать. Цель достигается при игровой мотивации. Сформулирована такая речевая задача, в которой есть и мотив и цель речевого действия и которая диктует применение необходимых действий. Рассказ, микротекст, высказывание и т.п. пишется на листке бумаги так, чтобы каждое предложение начиналось с новой строки. Разрезается лист на отдельные части (по одному предложению на каждой) и ученики восстанавливают и читают текст. Вместе с учениками анализируется, почему построение высказывания или текста должно быть именно таким. Далее проводится работа по подготовке детей к его пересказу.

Можно добавить в содержание текста предложение или предложения, которые по своему содержанию и структуре ему не соответствует.

Можно предложить ученикам восстановить содержание текста (высказывания) по своему усмотрению, но так, чтобы не нарушать его логики.

Если учащиеся обладают достаточной долей фантазии, то составление рассказов по цепочке покажется им увлекательным заданием. Роль учителя заключается в том, чтобы следить за нарушением связности и логики текста.

Одним из приемов, отражающих взаимосвязь чтения и устной речи, является, как известно, пересказ. В русле коммуника­тивного подхода пересказ включает не только передачу основного содержания, но он должен также отразить различные проблемы или ситуации, затронутые в тексте, анализ причин и следствий, их оценку, самостоятельность высказанных суждений. Мотивом пересказа являет­ся кульминационное (главное, централь­ное) событие, привлекающее внимание говорящего. Рассказчик должен отобрать для предстоящего пересказа факты и события, относящиеся к центральному кульминационному событию или объяс­няющие его. Задача состоит в том, чтобы отразить факты, к которым относятся время, место, положение действующих лиц, обстоятельства, обстановка.

Для того чтобы передать содержание текста, необходимо овладеть следующи­ми умениями:

- выделить цепь фактов и событий, ведущих к кульминационному событию (если таковые есть), и выделить время, место, положение действующих лиц, обстоятельства, обстановку;

- опустить несущественные факты, не способствующие раскрытию основной идеи, сохраняя логику повествования;

Поскольку развитие речи происходит на основе текста, то нужно учитывать особенности разных жанров текстов с тем, чтобы отобрать такие формы подачи материала, которые отражали бы эти осо­бенности. Для высказывания по обще­ственно-политическому тексту целесо­образно использовать такую форму, как резюме (краткое изложение основного содержания текста), для научно-попу­лярного - аннотацию (краткое содержа­ние текста в виде перечня главных вопро­сов), для художественного - рецензию. Поэтому задания по монологической речи в связи с разными по жанру текста­ми должны носить различный характер и направлять в русло той речевой формы, которая в наибольшей степени отвечает особенностям текста.

Составление резюме является как бы исходной формой. Резюме возможно раз­ных уровней: после первого чтения, после выделения деталей, резюме отдельных абзацев, резюме в рамках определенной проблемы, содержащейся в тексте, и ком­ментирование текста на этой основе.

Для того чтобы сделать аннотацию, необходимо дать предварительные зада­ния типа: коротко изложить основное содержание текста (резюме) и затем выделить то новое, что появилось по поднятой в нем проблеме.

Если речь идет о рецензии, то кроме указанных видов заданий для составле­ния рецензии необходимо добавить зада­ние, направленное на оценку прочитан­ного текста и аргументацию своей точки зрения.

Пересказ текста является типичной разновидностью репродуктивных упражнений, направленных на развитие навыков монологической речи учащихся. Однако существуют и другие виды упражнений ,обучающих монологу, это : описание картинок и иллюстраций, ситуативные упражнения, дискутивные и композиционные упражнения.

Описание картинок.

В основе этих упражнений лежит воспринимаемый зрительно и имеющий определенное содержание материал, который подлежит словесному описанию или толкованию.

С методической точки зрения следует придерживаться такой классификации упражнений:

а) описание элементарных изображений;

б) описание фабульных сюжетов;

в) описание статистических сюжетов;

г) речевое сопровождение (например, диафильма);

д) описание реальных предметов и их месторасположения.

Предъявляя учащимся визуальный материал, мы тем самым как бы сообщаем или подсказываем им содержание их будущих высказываний, однако делаем это неязыковыми средствами.

Ситуативные упражнения.

Как средство развития монологической речи интерес представляют следующие разновидности учебно-речевых ситуаций (УРС): дополняемые, проблемные и воображаемые.

Суть дополняемых УРС состоит в том, что учащимся предлагается как бы дополнить, завершить описание ситуации, сделать из предъявленной ее части вывод.

Проблемная условно речевая ситуация – это упражнения, экспозиция которых содержит некоторую внеречевую задачу. Анализируя проблему, ученики подробно описывают пути ее умозрительного разрешения.

Воображаемые УРС ставят перед учениками более сложные задачи, так как в них очень скупо описывается ситуация и аппелируют они в основном к фантазии. Исходя из этого, ученики восстанавливают детали обстановки, привязывают их к воображаемому месту и времени, а также к возможным лицам.

Дискутивные упражнения.

К ним относятся учебная дискуссия и комментирование. Экспозиция в дискуссии, выдвигающая для полемики проблему и побуждающая собеседников к обмену мнениями, позволяет организовать многосторонний диалог, в котором речевая партия ученика может быть достаточно продолжительной.

Композиционные упражнения.

В зависимости от степени опоры ученика на его собственное творчество, личный жизненный опыт и знания можно выделить несколько разновидностей устного сочинения. Это рассказ по предложенной ситуации или сюжету, по пословице или крылатому выражению, по теме или заданию, наконец, по собственной теме учащегося. Рассмотрим некоторые виды заданий:

а) расскажите как можно подробнее о своем родном городе; о стране изучаемого языка; о своем друге; зимних каникулах; о своих родителях; своем увлечении и т.д.

б) опишите несколько правил или действий (как вести себя за столом; как готовиться к экзаменам; как использовать в речи такие слова, как мистер, сэр и т.д.);

г) составьте рассказ по пословице;

д) составьте рассказ по данной теме, используя ключевые слова.

Большое внимание уделяю внеклассной работе по английскому языку. Она помогает учащимся закрепить приобретенные навыки и умения на уроках иностранного языка. Ежегодно принимаю участие в подготовке и проведении недели иностранного языка. Провожу конкурсы, КВН, вечера, путешествия по изучаемой стране. Учащиеся читают стихи, поют песни, делают небольшие доклады, участвуют в инсценировках, демонстрируют изготовленные ими наглядные пособия. Выпуск стенгазет на изучаемом языке – одна из эффективных форм внеклассной работы. Проводимые внеклассные мероприятия способствуют привитию навыков самостоятельной работы по овладению английским языком, формированию коллектива, воспитанию личности.

Постоянно слежу за новинками в области методики, стараюсь применять в своей работе советы и рекомендации передовых учителей. Провожу открытые уроки для учителей своей школы, выступаю на МО учителей английского языка.

Для активизации речевой деятельности учащихся, повышение интереса к языку использую разнообразные средства обучения. Мною собран и изготовлен дидактический материал, который я стараюсь использовать в процессе обучения. Это творческие работы учащихся, наборы предметных картинок, грамматические карточки. Дидактический материал постоянно обновляется.

Читайте также: