Аль фараби высказывания и мудрые советы

Обновлено: 04.11.2024


Персона: Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби (870-951) – великий мыслитель Востока, ученый-энциклопедист, математик, философ, реформатор.

Достижения:

- при жизни был признан как «Второй учитель» («Муаллим ассана») после Аристотеля;

- изучал астрономию, логику, теорию музыки и математики, социологию и этику, медицину и психологию, философию и право;

- автор комментариев к сочинениям Аристотеля и Платона;

- его труды оказали влияние на ибн Сину, ибн Баджу, ибн Туфайля, ибн Рушда, а также на философию и науку средневековой Западной Европы;

- ему приписывается создание Отрарской библиотеки;

- владел 70 языками;

- является основоположником арабоязычного перипатетизма.

О человеке говорят, что он разумен и что он разумеет, когда в нем сочетаются две вещи: 1) то, что он отлично различает действие, которые следует предпочитать или избегать, и 2) то, что он использует самое превосходное из всего, что познал благодаря отличной (способности) различия.

Удел беспечного прикидывающегося беспечным один, ибо а беспечного ведет к неудаче беспечность, так и прикидывающегося беспечным ведет к неудаче показанная беспечность.

Счастье мниться каждым человеком именно таким, каковым оно является в его представлении.

Человек не достигает счастья при обстоятельствах, которые имеют место повлечь за собой (либо) похвалу, либо порицание. Он достигает счастья при совокупности обстоятельств, которые влекут за собой и похвалу и порицание.

Душе, как и телу, присущи здоровье и болезнь. Здоровье души заключается в том, что состояния ее самой и ее частей бывают такими, благодаря которым совершаются всегда благие поступки, добрые дела и прекрасные действия.

Человек не может быть наделенным с самого начала от природы добродетелью или пороком, так же как он не может быть прирожденным ткачем или писцом. Но он может от природы быть предрасположен к состояниям, (связанным) с добродетелью или пороком. Точно так же он может иметь природное предрасположение к действиям, (сопряженным) с писанием или другим каким-либо искусством, и эти действие ему выполнить легче, чем какие-либо другие.

Человека порицают или хвалят за (состояния), возникающие именно в силу привычки.

Мы должны выяснить, каким должен быть наш путь, чтобы наши действия были правильными и аффекты наших душ такими, какими им следует быть, и каким он должен быть для достижения хорошего здравомыслия.

Правдивость по отношению к самому себе возникает только тогда, когда человек приписывает самому себе благие качества, добрые поступки, которые у него имеются. Когда человек приписывает себе что угодно, но не то, что ему присуще, то это вырабатывает в нем притворство.

Читайте также: