Нарушение каких коммуникативные качества речи может привести к недоступности высказывания слушающим

Обновлено: 21.11.2024

Коммуникативные неудачи – это недостижение инициатором общения коммуникативной цели, а также отсутствие взаимопонимания и согласия между коммуникантами.

К коммуникативным неудачам приводят следующие факторы:

  1. Чуждая коммуникативная среда. В чуждой среде собеседники не настроены на феноменальный внутренний мир друг друга, чувствуют дискомфорт из-за неблагоприятных внешних обстоятельств общения, плохо знакомы друг с другом, коммуникации мешают третьи лица и т.п.
  2. Нарушение паритетности общения. Доминирование одного из участников коммуникации приводит к подавлению собеседника, к нарушению правил кооперации собеседников. Собеседник перебивает другого, навязывает интерпретацию темы, игнорирует сигналы восприятия, и в результате диалог перерастает в монолог.
  3. Ритуализация живого общения. Нарушается правило искреннего доброжелательного отношения к собеседнику, личность говорящего «скрывается» за набором типичных реплик или за мнением большинства (так все говорят).
  4. Неуместное замечание. Несовпадения социокультурных ценностей, степени языковой компетентности и психологических пристрастий коммуникантов становятся причиной неуместных фраз.
  5. Неясность значений слов и выражений. Злоупотребление заимствованной и узкоспециальной терминологией влечет подобного рода коммуникативные неудачи.
  6. Неправильная линейная организация речи. Синтаксические ошибки в согласовании и управлении, усечение предложений, нанизывание падежей, недоговоренности, перескакивание с одной темы на другую – все это вызывает напряженность внимания и неосуществление коммуникативных ожиданий слушающего.
  7. Различие схем поведения участников диалога. Неоправданные паузы, фрагментарность реплик в диалоге, некооперативная стратегия речевого поведения (перебранка, ирония, передразнивание, проявление агрессии, уклонение от ответа) затрудняет достижение прагматических целей коммуникантов.
  8. Несоответствие содержания речи жанру общения.

Жанры речевого общения в системе разговорной речи

По типам коммуникативных установок, по способу участия партнеров и их ролевым отношениям, по характеру реплик, по соотношению диалогической и монологической речи различаются следующие жанры речевого общения:

Разговорная речь, будучи особой функциональной разновидностью литературного языка, обладает своей эстетической атмосферой и реализуется в исторически сложившихся устойчивых формах речевого общения (жанрах). Все перечисленные жанры подчинены правилам речевой этики и языковым канонам.

Читайте также: