Напишите сочинение рассуждение раскрывая смысл высказывания знаменитого писателя льва николаевича
Обновлено: 04.11.2024
Сочинения 9.1, 9.2, 9.3 к новому сборнику ОГЭ-2021 "Типовые экзаменационные варианты" под редакцией И.П. Цыбулько.
Начало текста
Бабка была тучная, широкая, с мягким, певучим голосом.
Всю квартиру собой заполонила. — ворчал Борькин отец.
А мать робко возражала ему:
Бабка была тучная, широкая, с мягким, певучим голосом.
Всю квартиру собой заполонила. — ворчал Борькин отец.
А мать робко возражала ему:
Старый человек. Куда же ей деться?
Все в доме, не исключая и Борьки, смотрели на бабку как на совершенно лишнего человека.
Бабка спала на сундуке. Всю ночь она тяжело ворочалась с боку на бок, а утром вставала раньше всех и гремела в кухне посудой. Потом будила зятя и дочь: «Вставайте! Попейте горяченького чайку на дорожку. »
Подходила к Борьке:
Вставай, внучек мой, в школу пора!
3ачем? — сонным голосом спрашивал Борька.
В школу зачем? Тёмный человек глух и нем — вот зачем!
Борька прятал голову под одеяло.
В прихожей отец ворчал:
А куда вы, мать, ботинки дели? Каждый раз во все углы тыкаешься из-за них!
Бабка торопилась к нему на помощь:
Да вот они, Петруша, на самом виду. Вчерась уж очень грязны были, я их почистила и поставила.
Отец хлопал дверью. За ним торопливо выбегал Борька. На лестнице бабка совала ему в сумку яблоко или конфету, а в карман чистый носовой платок.
Да ну тебя! — отмахивался Борька. — Раныне не могла дать!
Потом уходила на работу мать. При этом сыпались на бабку наставления.
Она принимала их молча, без возражений и начинала хозяйничать.
Чистила, мыла, варила, потом вынимала из сундука спицы и вязала.
Спицы двигались в бабкиных пальцах то быстро, то медленно — по ходу её мыслей. (ЗО)Иногда совсем останавливались, падали на колени, и бабка качала головой:
Так-то, голубчики мои. Непросто, непросто жить на свете!
Приходил из школы Борька, сбрасывал на руки бабке пальто и шапку, швырял на стол сумку с книгами и кричал:
Бабка прятала вязанье, торопливо накрывала на стол и, скрестив на животе руки, следила, как Борька ест. В эти часы как-то невольно Борька чувствовал бабку своим, близким человеком. Он охотно рассказывал ей об уроках, товарищах. Бабка слушала его любовно, с большим вниманием, приговаривая: «Всё хорошо, Борюшка: и плохое, и хорошее хорошо. От плохого человек крепче делается, от хорошего душа у него зацветает».
Наевшись, Борька отодвигал от себя тарелку:
Вкусный кисель сегодня! Ты ела, бабка?
Ела, ела, — кивала головой бабка. — Не заботься обо мне, Борюшка, я, спасибо, сыта и здорова.
Пришёл однажды к Борьке товарищ:
Борька весело подтолкнул его локтем:
Идём, идём! Можешь с ней не здороваться. Она у нас старая старушенция.
Бабка одёрнула кофту, поправила платок и тихо пошевелила губами:
Обидеть — что ударить, приласкать — надо слова искать.
А в соседней комнате товарищ говорил Борьке:
Ас нашей бабушкой всегда здороваются. И свои, и чужие. Она у нас главная.
Как это — главная? — заинтересовался Борька.
Ну, старенькая. всех вырастила. Её нельзя обижать. А что же ты со своей-то так?
Товарищ покачал головой:
Чудно! А стыдно-то как перед всеми, жуть!
Да мы свою бабку не обижаем, — покраснел Борька. — Она у нас. сыта и здорова.
Прощаясь с товарищем, Борька задержал его у дверей.
Бабка, — нетерпеливо крикнул он, — иди сюда!
Иду, иду! — заковыляла из кухни бабка.
Вот, — сказал товарищу Борька, — попрощайся с моей бабушкой.
(По В. А. Осеевой*)
* Осеева-Хмелёва Валентина Александровна (1902-1969) — детская писательница. Самыми известными её произведениями стали повести «Динка», «Динка прощается с детством».
9.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания знаменитого писателя Л.Н. Толстого: «Речь человека – зеркало его самого».
Л.Н. Толстой считает, что речь – одно из главных средств характеристики человека. Действительно, словарный запас – это важный показатель культурного развития личности.
Например, в тексте В.А. Осеевой говорится о том, что все члены семьи относились неуважительно к бабушке, которую называли исключительно «бабкой», как будто у неё не было имени. В предложении 45 Борька использует разговорное слово с ироническим оттенком «старушенция». Читатель понимает, с каким пренебрежением герой говорит о своём близком человеке.
Между тем сама бабка любит вспоминать различные пословицы. К примеру: «Тёмный человек глух и нем» (предложение 13). Она собирает внука в школу и отмечает, что без образования в современном мире сложно выжить. Обращение к народной мудрости характеризует её как человека, умудрённого опытом.
«Заговори, чтобы я тебя увидел», - однажды сказал древнегреческий философ Сократ. Действительно, наша речь – это зеркало, способное подчеркнуть как достоинства, так и недостатки.
9.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «-Вот, - сказал товарищу Борька, - попрощайся с моей бабушкой».
Смысл финала текста я понимаю так: после разговора с товарищем Борька другими глазами посмотрел на бабку. Обратим внимание на то, что он впервые называет её «бабушкой». Возможно, мальчик научится с уважением относиться к близкому человеку.
В тексте В.А. Осеевой говорится о том, что члены семьи считали бабку лишней в доме. Борька также постоянно от неё отмахивался, называл «старой старушенцией». Между тем мальчик сам не сознавал, насколько дорог был ему этот человек. Так, в предложениях 34-37 отмечается, что во время доверительных бесед с бабушкой Борька чувствовал себя особенно комфортно.
Когда товарищ пристыдил мальчика, тот «покраснел», потому что в глубине души признал свою неправоту (предложение 56). Борька причинял бабушке боль, поступая так же, как его родители. Этот разговор с приятелем изменил отношение внука к героине, в нём просыпается совесть.
В заключение хочется сказать, что люди должны уважать друг друга, ведь относиться к близким с невниманием и равнодушием может только человек с чёрствой душой.
9.3. Как Вы понимаете значение слова УВАЖЕНИЕ?
Уважение – это почтительное отношение к окружающим. Особенно в нём нуждаются пожилые люди, прожившие долгую и насыщенную жизнь. Чаще всего именно они заботятся о молодых и искренне хотят помочь им стать достойными личностями.
Например, в тексте В.А. Осеевой товарищ Борьки называет свою бабушку «главной». В предложениях 47-53 он рассказывает о том, с каким почтением все вокруг относятся к его близкому человеку, потому что именно эта женщина «всех вырастила» (предложение 51). Разговор с приятелем заставляет Борьку задуматься о своих некрасивых
поступках; он чувствует стыд за равнодушное, а иногда и откровенно пренебрежительное отношение к бабке, поэтому в финале впервые называет её «бабушкой».
Вспомним, как насмехались над юродивым Юшкой, героем одноимённого рассказа А.П. Платонова. Ему приходилось терпеть издевательства со стороны детей и взрослых, но он не отвечает жестокостью на жестокость. Юшка объяснял происходящее «слепым сердцем» человека и верил, что оно когда-нибудь сможет прозреть. Юродивый при жизни так и не получил любви и ласки, однако его приёмная дочь стала по-настоящему уважаемым человеком. Не относится ли часть этого уважения и к Юшке, который воспитал такую замечательную девушку?
В заключение хочется сказать, что молодое поколение зачастую не замечает, как много добра делают взрослые, умудрённые жизненным опытом люди. Может быть, стоит присмотреться к ним? Это очень важно – уметь быть благодарным и дарить частичку тепла тем, кто нас старше и о нас заботится.
Читайте также: