Наиболее полно философская культура российского самосознания нашла свое выражение в период

Обновлено: 08.07.2024

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Хачатрян А.А.

Выражая душу нации, ее культурные ценности, а также осмысливая ее жизненный опыт в контексте жизненного опыта всего человечества, философия становится формой национальной идентификации, национального самосознания . Философии национального самосознания противоположна идеология национализма

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Хачатрян А.А.

Философия как самосознание свободы Национальные интересы и национализм Феномен формирования самосознания народа в современном российском обществе Идеи Аристотеля об экологическом сознании (социально-философский аспект проблемы) Диалектика национального и патриотического в философии истории В. С. Соловьева i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы. i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHY AND NATIONAL SELF-AWARENESS

Expressing the soul of the nation, its cultural values, as well as reflecting on her experiences in the context of the life experience of all mankind, philosophy becomes a form of of national identification, national self-awareness . National consciousness philosophy is opposite to the ideology of nationalism.

Текст научной работы на тему «Философия и национальное самосознание»

ФИЛОСОФИЯ И НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ

Хачатрян А.А. - д.ф.н., профессор, зав. кафедрой Казанская государственная академия ветеринарной медицины имени. Н.Э. Баумана

тел.: (843) 273-97-75

Ключевые слова: философия как форма социальной культуры; национальное самосознание; методологическая функция понятия философии как формы национального самосознания; философия - социокультурная мера цивилизованности народа; философия и будущее нации.

Key words: philosophy as a form of social culture; national self-awareness; methodological feature of the concept of philosophy as a form of national self-awareness; philosophy - a measure of socio-cultural civilization of the people; philosophy and future of the nation.

Нет и не может быть немецкой, английской, французской, русской математики, физики, химии. Но национальное начало влияет на философские построения, на склад мысли философа, творца этих построений. Мысль философа также своеобразна, как своеобразен его язык. В языке глубоко отображаются душа и быт народа, его культурные ценности, его мудрость. Через родной язык философ усваивает соответствующие навыки, характер мысли народа, питается его духовным опытом. И.А.Ильин писал: «Личный духовный опыт философа в глубине своей связан происхождением, подобием и

взаимодействием с опытом его родного народа; ему удается выработать этот опыт и мобилизовать его, осуществить и осмыслить его тем легче и тем продуктивнее, чем выше и зрелее духовный опыт его народа»1. И. А. Ильин глубоко и правильно заметил, что философ имеет родину, то есть национальную духовную культуру, в которой сложился его индивидуальный дух с его любимыми и ведущими предметами, содержаниями, с его творческим актом, с его жизненными убеждениями. Духовный опыт народа во многом определяет и судьбу национальной философии, философии отдельного народа, существующей в относительной самостоятельности по отношению к мировой философии.

Национальные философские системы становятся ответом на вызов времени, имеют свое глубокое, существенное основание, объясняющее характер и содержание их основных проблем. Содержательной доминантой, главным

стержнем русской философии, например, является тема, представленная в работах Вл. Соловьева выражением «русская идея».

Непосредственно русская идея конкретизировалась во множестве таких тем, как Восток и Запад; Россия и Европа; проблема столкновения личности и мировой гармонии; проблема традиции; проблема гуманизма; вера в особые пути России; искание социальной правды; оправдание культуры; тема о власти; религиозная тема; идея соборности; критика западного рационализма и др. «Русская идея» интегрировала совокупность различных представлений, взглядов, которые послужили формами национальной российской идентификации.

самосознания противоположна идеология национализма, заключающаяся в проповеди национальной обособленности и исключительности, межнациональной

вражды, в отрицании духовного опыта и культурных ценностей других наций. Крайний национализм находит выражение в теориях о расовом и национальном превосходстве, часто сопровождается идеей об избранности данного народа. К примеру, «интегральный национализм» во Франции в начале XX столетия применялся для идентификации экстремального

направления французского национализма. Идея «интегрального национализма» сводится к следующим составляющим:1) признание нации самой высокой ценностью по сравнению со всеми существующими (тоталитаризм); 2) апелляция к мистической идее национального единства на основе биологических свойств или исторических

последствий; 3) подчинение рациональной аналитической мысли «интуитивно-правильным» эмоциям (иррациональность); 4) идея о необходимости харизматического лидера или элиты как олицетворении «свободы нации»; 5) культ действия, войны и насилия. Они считаются выражением «высшей биологической жизнеспособности нации».

Исторический опыт свидетельствует, что идеология национализма всегда имеет свое социально-экономическое и политическое содержание. Она - дымовая завеса, под прикрытием которой идет перераспределение собственности,

престижных рабочих мест, формирование новых правящих и интеллектуальных элит. Национализм рассматривает нацию в качестве высшей ценности, не имея основательного научного обоснования, опирается на эмоциональные доводы, зачастую предполагает наличие внешнего или внутреннего врага - представителей других этнических групп.

Только в философской системе как в развитой форме национальной культуры актуализируется то, что является близким национальному духу, представляет своеобразие исторического выбора народа и характеризует основные черты

Понятие «философия как форма национального самосознания» выполняет важнейшие методологические функции. Во-первых, позволяет представить мировую философию как диалог различных национальных философских традиций. Во-вторых, задает параметры отношения к освоению достижений других

национальных философских традиций, культур. В-третьих, выявляет наиболее существенные исходные установки национального самосознания,

национальной идеи, ее смысла.

В великих философских системах Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля немецкий народ заложил глубочайшие духовные основы своего существования, обрел самосознание. Духовный расцвет народа всегда связан с расцветом его философии.

Глубоко выражая духовный мир нации, ее культурные ценности, а также осмысливая ее жизненный опыт в контексте жизненного опыта всего человечества, философия становится формой национального самосознания, позволяет избежать многих ошибок прошлого и видеть перспективы будущего.

Философия - социокультурная мера цивилизованности народа и государства. Р.Декарт писал: «Философия - одна только отличает нас от дикарей и варваров, и что каждый народ тем более цивилизован и образован, чем лучше в нем философствуют; поэтому, нет для государства большего блага, как иметь истинных философов». Р.Декарт подчеркивал субстанциональную роль философии в жизни народа и государства.

Народ, у которого нет интереса к философии как форме национального самосознания, теряет не только свое прошлое, но и будущее. Философия - как форма национального самосознания, это истинное богатство и гордость нации.

1. Ильин И. А. Философия и жизнь// На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: Философия и мировоззрение. М.: Изд-во политической литературы, 1990. С.59.;

2. См.: Словарь философских терминов. Научная ред. В.Г.Кузнецова. М.: ИНФРА-М, 2010. - С.350. 3. Декарт Р. Соч.в 2т. Т.1.М.: Мысль,1989.С.302

ФИЛОСОФИЯ И НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выражая душу нации, ее культурные ценности, а также осмысливая ее жизненный опыт в контексте жизненного опыта всего человечества, философия становится формой национальной идентификации, национального самосознания. Философии национального самосознания противоположна идеология национализма

PHILOSOPHY AND NATIONAL SELF-AWARENESS

Expressing the soul of the nation, its cultural values, as well as reflecting on her experiences in the context of the life experience of all mankind, philosophy becomes a form of of national identification, national self-awareness. National consciousness philosophy is opposite to the ideology of nationalism.

ИДЕИ АРИСТОТЕЛЯ ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ СОЗНАНИИ (СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ)

Хачатрян Э.А. - преподаватель Казанская государственная академия ветеринарной медицины имени. Н.Э. Баумана

тел.: (843) 273-97-75

Ключевые слова: общественный образ жизни, среда существования, нужда, естественный характер человеческой природы, планирование численности населения, имущественное неравенство, распри между людьми и преступления, «политическое животное».

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) определил жизнь как способность к самообеспечению, а также к независимому росту и распаду. Он описал свыше 500 различных животных, их поведение в различных условиях обитания. Аристотель создал первую классификацию животных, стремился построить эту классификацию, исходя из принципа восходящих ступеней лестницы животного мира. Это представляло собой плодотворную догадку о развитии и генетическом родстве живых форм.

Аристотель изучал проблему зависимости образа жизни животных от пищи. В работе «Политика» он писал: «. без пищи жить нельзя, почему разнообразные виды питания повлекли за собой и разнообразный образ жизни животных. Одни из животных живут стадно, другие разбросанно, смотря по тому, какой образ жизни оказывается более пригодным для добывания пищи, так как одни из животных плотоядные, другие травоядные, третьи всеядные. Природа определила образ жизни животных с таким расчетом, чтобы каждому из них можно было с большей легкостью добывать себе подходящую пищу; не одна и та же пища по

природе приятна каждому животному, но одному подходит одна, другому — другая; поэтому образ жизни плотоядных животных отличается от образа жизни травоядных [1].

Согласно Аристотелю, образ жизни людей тоже бывает весьма различным. Наиболее ленивые из низ ведут образ жизни кочевников, которые питаются, не прилагая ни труда, ни заботы, мясом домашних животных, так как кочевникам приходится в поисках пастбищ для своих стад постоянно переменять место своего кочевья, то они по неволе и сами следуют за своими стадами. Другие люди живут охотой, разные - различными видами охоты. Аристотель отмечал, что «все же огромное большинство живет благодаря земледелию и культурных растений» [2]. При этом некоторые живут приятно, соединяя те или иные из этих видов и заимствуя у одного из них то, чего не хватает другому. Аристотель приходил к выводу: в процессе отношений людей к природе, к условиям среды существования «люди ведут такой образ жизни, какой их заставляет вести нужда» [3].

Читайте также: