Нахождение количественного выражения уровня самооценки по с а будасси

Обновлено: 21.11.2024

Методика направлена на измерения самоотношения и самооценки путём сравнения рядов слов, ранжированных испытуемым.

Теоретические основы

Психодиагностика самосознания традиционно направлена на выявление продукта самосознания — представления о себе. «Я-концепция» не просто продукт самосознания, но важный фактор детерминации поведения человека, такое внутриличностное образование, которое во многом определяет направление его деятельностей, поведение в ситуациях выбора, контакты с людьми.

Анализ «Я-образа» позволяет выделить в нем два аспекта: знания о себе и самоотношения. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют содержательную часть его представлений о себе — его «Я-концепцию». Однако зания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его более или менее устойчивого самоотношения. Не все реально постигаемое в себе самом и не все в самоотношении ясно осознанно; некоторые аспекты «Я-образа» оказываются ускользающими от сознания, неосознанными.

Поэтому методика была разработана на основе представления о степени различия между вербализованными сравнениями между представлением о себе и представлением о личностном идеале; математическая корреляция между двумя рядами чисел является коэффициентов самооценки (аналогично методике КИСС, где используется тот же математический подход, но с другим стимульным материалом).

Внутренняя структура

Стимульным материалом методики является список из 50 качеств, которые теоретически могут быть приписаны личности.

Процедура проведения

На втором этапе испытуемый, пользуясь отобранными 20 качествами, переписывает их в колонку Х1 в том порядке, при котором в первой строчке оказывается наиболее характерное для него качество, а на последнем - наименее характерное.

На третьем этапе испытуемый, закрыв колонку Х1, повторяет процедуру с колонкой Х2, но при этом он ранжирует качества в порядке их присущести его идеалу человеческой личности.

Модификации

Интерпретация

Математическая модель подсчёта результатов

Для подсчёта используется вычисление степени сходства между рядами чисел путём подсчёта коэффициента ранговой корреляции следующим способом:

  1. Вычисляется разность между номером первого качества в колонках Х1 [math]\mbox_\mathrm[/math] и колонкой Х2 [math]\mbox_\mathrm[/math] . Эта разница возводится в квадрат [math]\mbox_\mathrm^2[/math]
  2. Операция повторяется для всех качеств (в данном случае - двадцати). Полученные квадраты суммируются.
  3. Полученная сумма умножается на 6 и делится на 7980 (частный случай формулы [math][/math] для [math]n=20[/math] )
  4. Полученное число вычитается из единицы.

В итоге получается следующая формула:

Интерпретация коэффициентов

Значения коэффициента будут находится в пределах от [math]-1[/math] до [math]+1[/math] .

  • Значения от [math]-1[/math] до [math]0[/math] свидетельствуют о неприятии себя, о заниженной самооценке по невротическому типу.
  • Значения от [math]0[/math] до [math]0,3[/math] свидетельствуют о заниженной самооценке.
  • Значения от [math]0,3[/math] до [math]0,6[/math] свидетельствуют об адекватной самооценке.
  • Значения от [math]0,6[/math] до [math]0,9[/math] свидетельствуют о самооценке, завышенной по невротическому типу.
  • Значения от [math]0,9[/math] до [math]1[/math] свидетельствуют о завышенной самооценке

Практическая значимость

Методика является достаточно простым методом измерения самооценки при помощи вербализованного стимульного материала. Она может быть использована как у взрослых, так и у подростков от 12 лет как инструмент оценки исходного состояния и инструмент отслеживания изменений в процессе психологической коррекции/психотерапии.

Стимульный материал

Лист первичных качеств

См. также

Использованная литература

Никиреева Е. М. Психологические особенности направленности личности. Учебное пособие. – М., 2007.

Читайте также: