Мягкой формой оценки неудачи при ответе ребенка является фраза

Обновлено: 04.11.2024

Древняя мудрость гласит: Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя . Без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет. Как пробудить у детей желание «напиться» из источника знаний?

Можно придумать много «завлекалочек» на уроках (игры и т.д.), но это внешняя мотивация. А успешность учебной деятельности и качество образования зависит от внутренней мотивации (от пробуждения интереса).

Мотивацию в современной психологии и педагогике рассматривают как многоуровневую и многоаспектную систему побудителей деятельности.

Мотив – это внутренне побуждение личности к тому или иному виду активности, связанной с удовлетворением определенной потребности.

Мотив – то, что побуждает человека к действию.

Исследование мотивов учения младших школьников показали, что в 1-2 классах у учащихся преобладают внешние мотивы, а к 3-4 классу преобладающими становятся внутренние мотивы.

Учителю надо формировать ответственное отношение к учению, а это – высокий уровень самоконтроля и самооценки. Задача учителя – создать условия для развития внутренней мотивации (познавательной). Учебная мотивация - необходимое условие для дальнейшего успешного обучения.

Определяются 3 типа отношения к учению: п оложительное , о трицательное и б езразличное.

Признаки положительного отношения :

Активность учеников в учебном процессе

Умение ставить перспективные цели

Умение отстаивать свое мнение

Умение предвидеть последствия своей учебной деятельности

Умение преодолевать трудности на пути достижения цели

Поиск нестандартных способов решения учебных задач

Таким образом, основная задача мотивации учения – это такая организация учебной деятельности, которая способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика.

Действие человека всегда мотивировано. Всегда следует искать мотив поведения. Мотивировать учащихся - значит затронуть их важнейшие интересы, дать возможность реализоваться в процессе учебной деятельности.

Следует учитывать, что существует много различных причин снижения мотивации учения : неправильный отбор содержания учебного материала, вызывающего перегрузку учащихся; не владение современными методами обучения и их оптимальным сочетанием; неумение организовывать взаимодействия обучающихся друг с другом и т.д.

Как показывает практика, в процессе обучения далеко не всегда уделяется должное внимание мотивации учащихся. Преимущество надо отдавать не внешней мотивации (например, получить оценку), а внутренней (к примеру, стать умнее, интереснее другим людям, много знать и уметь, достичь что – либо и т.д.).

Мотивационная сфера личности проявляется в учебном процессе через совокупность различных побуждений : мотивов, потребностей, интересов, целей, установок, обуславливающих проявление учебной активности и стремление быть активным участником процесса.

Для того, чтобы процесс формирования познавательной мотивации младших школьников проходил успешно, необходимо решение следующих задач: 1) изучение личностно – мотивационной сферы учащихся и определение условий и факторов, влияющих на её формирование; 2) выявление педагогических условий, обеспечивающих развитие мотивационной сферы личности школьников; 3) овладение приёмами организации учебной деятельности учащихся, способствующих формированию мотивационной сферы личности.

Каждый педагог сталкивается с такой проблемой, как отсутствие интереса некоторых учащихся к учебной деятельности. Как организовать учебную деятельность школьников, чтобы она стала для них не просто обязанностью, а радостью познания мира?

Ещё Альбе́рт Эйнште́йн отмечал: “Большая ошибка думать, что чувство долга и принуждения могут способствовать ученику находить радость в том, чтобы смотреть и искать”.

Одним из эффективных мотивационных механизмов повышения мыслительной активности обучаемого является игровой характер учебно-познавательной деятельности. Обучающая игра имеет важную закономерность: первоначальная заинтересованность внешней стороной явлений постепенно перерастает в интерес к их внутренней сути.

Многочисленными исследованиями доказано, что познавательный интерес стимулирует волю и внимание, помогает более лёгкому и прочному запоминанию; является связующим звеном для решения триединой задачи обучения , умственного развития и воспитания личности . Познавательный интерес связан не только с интеллектуальной, с волевой или с эмоциональной сферой личности; это их сложное сплетение.

Какие же условия способствуют развитию познавательного интереса?

1. Организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний, решает задачи проблемного характера. Это проблемно – поисковые, деятельностные технологии.

2. Очень важно для появления интереса к изучаемому предмету понимание нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов.

3. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.

4. Как говорит Людми́ла Гео́ргиевна Пе́терсон – советский и российский педагог-методист, доктор педагогических наук , профессор кафедры начального и дошкольного образования, ведущий специалист кафедры стратегического проектирования Российской академии государственной службы при Президенте РФ , почётный работник высшего профессионального образования РФ, награждена Премией Президента РФ в области образования, директор Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…»: « Ни слишком лёгкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным!».

5. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника (в том числе им самим, обучающими устройствами), тем интереснее ему работать. Как ещё можно осуществлять более частую проверку знаний? Работа в парах, с взаимопроверкой, с помощью “сигнальных кружков”, рассказ домашнего задания друг другу, хоровые ответы на несложные вопросы. Когда ученик работает у доски, классу даётся задание – внимательно слушать и подготовить рецензию на ответ или оценку ответа; “метод закрытой доски” - ученик работает за отвёрнутой доской с последующим сравнением решения с классом; “Блиц – турниры” и т.д. Важна также психосберегающая оценка ответа учащегося. Это означает оценивание конкретного ответа без перехода на личность ребёнка. Кроме того, сначала надо отметить достоинства ответа, и лишь затем – недостатки. К примеру, мягкой формой оценки неудачи является фраза “было бы лучше, если…”.

6. Позитивная психологическая атмосфера урока , выбор демократического стиля педагогического взаимодействия: принятие своих учеников независимо от их учебных успехов, преобладание побуждения, поощрения, понимания и поддержки. Психологическое поглаживание учеников: приветствие, проявление внимания к возможно большему числу детей – взглядом, улыбкой, кивком.

7. Недаром Иоганн Генрих Песталоцци принцип наглядности назвал “золотым правилом” дидактики. Чем младше ребёнок, тем больше материал должен подаваться в образной форме.

8. В обучении должны создаваться возможности для творчества, необходима дифференциация обучения.

9. Создание на уроке ситуации успеха для учащихся. Самый простой способ для создания ситуации успеха – определённость домашнего задания. Ученики чётко должны знать, что если они выполнят задание в полном объёме и рекомендуемым способом (пересказ, выделение главных тезисов, ответы на вопросы), то их ответ будет успешным. Для этого каждый урок оговаривается, что и как следует подготовить дома.

Таким образом, стимулируют познавательную активность учащихся в начальных классах: дидактические игры (сюжетные, ролевые и т.д.); наглядность; творческие работы по разным предметам; участие в предметных олимпиадах; научно – исследовательская деятельность; проектная деятельность учащихся; внеклассные мероприятия по предметам; индивидуализация. (Учёт не только способностей, но и интересов); дифференциация (разноуровневые задания); использование различных педагогических технологий: игровые, личностно-ориентированные, развивающие, проблемное обучение, компьютерные технологии; интегрированные уроки; карточки, перфокарты для индивидуальной работы и т.д.

Условия повышения эффективности урока:

1.Разнообразие видов деятельности на уроке;

2.Применение игровых элементов;

3.Использование яркой наглядности, демонстрационного материала;

4.Создание проблемной ситуации;

5.Применение ТСО, ИКТ.

Некоторые приёмы активизации познавательного интереса на уроках:

-Игры (развивающие, дидактические, орфографические);

-ребусы, шарады, кроссворды;

-загадки, скороговорки, пословицы;

-задачи в стихах, задачи-шутки, логические задачи, головоломки;

-правила в стихах;

-и многое другое.

Среди мотивов учения важное место занимает
воспитание познавательных интересов. Познавательный интерес, развиваясь, может перейти в познавательную потребность.

Причина эффективной мотивации учения: на самом деле ОДНА. ЭТО ИСКРЕННИЙ ИНТЕРЕС! Он же Любопытство! Он же Удовольствие! Он же Внутренняя мотивация (самая честная, верная, настоящая!)

Закончу выступление словами известного педагога Алексе́я Никола́евича Лео́нтьева «Для того, чтобы возбудить интерес, не надо указывать цель, а затем пытаться мотивационно оправдать действие в направлении данной цели. Нужно, наоборот, создать мотив, а затем открыть возможность нахождения цели!».

Читайте также: