Методическое выражение познанных законов и закономерностей как называется
Обновлено: 21.11.2024
Каждая наука изучает и открывает характерные для нее законы и закономерности, выражающие необходимую и существенную связь явлений в природе и обществе. Открытие законов – сложный процесс постепенного перехода мысли от познания внешних связей предметов и явлений к познанию их сущности. Познание законов и овладение ими делает деятельность людей сознательной и целеустремленной, повышает ее эффективность. Наряду с общими законами развития природы, общества и мышления, какими являются законы диалектики, есть законы специфические, охватывающие сравнительно узкий круг явлений. Закон в науке отражает внутреннюю необходимую связь явлений и процессов, которая носит обязательный характер и является устойчивой, повторяющейся, инвариантной. Законы существуют объективно, т.е. независимо от познающего эти законы субъекта.
В дидактике законом считают отражение внутренней существенной объективной связи явлений обучения, которые обусловливают их необходимое проявление и развитие и способствуют управлению познавательной активностью учащихся. Законы обучения выражают порядок, самоорганизацию, изменения и развитие. При определенных условиях эти связи выражают закономерности обучения.
Закономерность – это объективно существующая, повторяющаяся, существенная связь явлений в любой сфере общественной жизни или этапов какого-либо процесса. Такова философская трактовка понятия «закономерность». Закономерности обучения в педагогике рассматриваются как выражение действия законов в конкретных условиях. Они являются объективными, существенными и устойчивыми, повторяющимися с необходимостью связями между составными частями, компонентами процесса обучения. Закономерности в дидактике – это связи зависимости компонентов процесса обучения, носящие преимущественно вероятностно-статистический характер. Часть из них проявляется независимо от действий участников и условий процесса. Такова закономерность: цели и содержание образования зависят от требований общества, уровня развития науки и др. Большая часть закономерностей проявляется как тенденция, т.е. не в каждом отдельном случае, а в статистическом ряду, в некотором множестве случаев. Это характерно для всех общественных процессов, а также и для процесса обучения, поскольку он зависит от множества факторов: сознательной деятельности учителя и учеников, культурных, материальных условий и пр. Многие закономерности обучения устанавливаются опытным путем, например, связь между степенью авторитета учителя и результатами его воспитывающего влияния на учащихся, связь между отношением учащихся к учителю и результатами обучения, зависимость продуктивности усвоения нового от базовых знаний и опыта обучаемого и т.д.
Построение эффективных систем обучения, рационализация процесса обучения с включением новых дидактических средств требует теоретического знания законов, в соответствии с которыми протекает процесс обучения. Законы и закономерности обучения составляют теоретическую основу процесса обучения и непосредственного отношения к практике не имеют, так как не содержат прямых указаний для практической деятельности. Они находят практическое применение и регулируют его через систему принципов обучения.
Принципы обучения определяют исходные положения процесса обучения, которыми руководствуется учитель, организуя и регулируя этот процесс. Принцип обучения, по определению В.И. Загвязинского, - это инструментальное, данное в категориях деятельности выражение педагогической концепции, это методическое выражение познанных законов и закономерностей, это знание о целях, сущности, содержании, структуре обучения, выраженное в форме, позволяющей использовать их в качестве регулятивных норм практики.
Таким образом, в современной дидактике принципы обучения рассматриваются как требования, рекомендации, необходимые в деятельности учителя. Поэтому суть любого принципа обучения заключается в том, что это рекомендация, ориентир в способах достижения меры, гармонии, продуктивного взаимодействия в сочетании противоположных сторон, начал, тенденций педагогического процесса.
На первых этапах своего развития дидактика ограничивалась обобщением опыта обучения. Поэтому принципы обучения выводились преимущественно из опыта работы учителя, из наблюдений. На их основе формулировались те или иные правила обучения. Например, «обучай наглядно», «повторение – мать учения» и др. Подобных правил-предписаний для практики обучения было превеликое множество, и они удовлетворяли школу на том этапе развития общества, когда и объем научных знаний, и характер выполняемой человеком деятельности не менялись десятилетиями. Иная обстановка сложилась в школе с возникновением крупной машинной промышленности. Объем научной информации, содержание социального опыта, передаваемого из поколения в поколение, характер деятельности, к которому была призвана школа готовить своих выпускников, настолько усложнялись, что простое воспроизведение существовавшей практики работы школы уже не удовлетворяло запросов общества. Дальнейшее совершенствование и коренное преобразование школьной практики настоятельно требовали научного обоснования принципов обучения, осуществляемого учителями по схеме: практическая задача – научная проблема – замысел решения – гипотеза, способы ее проверки – теоретическая интерпретация результатов – принцип.
В основе принципов обучения лежат уже познанные законы и закономерности образования, обучения и воспитания. Они служат теоретической основой для выработки, постулирования принципов обучения и правил практической педагогической деятельности. Многие педагогические законы и закономерности настолько многогранны, что из них выводится не один, а несколько принципов. На разработку принципов дидактики влияют не только педагогические, но и социальные факторы, достижения философии, психологии.
В дидактических работах последних лет сформулировано значительное количество педагогических законов и закономерностей. Обратимся к рассмотрению важнейших из них.
Закон социальной обусловленности целей, содержания и методов. Он раскрывает определяющее влияние общественных отношений, социального строя на формирование всех элементов воспитания и обучения. Речь идет о том, чтобы, используя данный закон, наиболее полно и оптимально реализовать социальный заказ в области образования на уровне современных педагогических средств и методов организации учебного процесса.
Закон развивающего и воспитывающего влияния обучения на учащихся. Раскрывает влияние всех сторон и компонентов учебного процесса (содержания, стиля общения, характера заданий учащимся и др.) на формирование личностных качеств, духовного мира, способностей, ориентаций обучающихся.
Закон обусловленности результатов обучения характером деятельности и общения учащихся. Этот закон раскрывает соотношение между педагогическим управлением и развитием собственной активности обучающихся, между способами организации обучения и его результатами; отражает влияние формирующих личность процессов, в том числе познавательных, степени самостоятельности и продуктивности деятельности учащихся на результаты обучения (В.И. Загвязинский).
Закон целостности и единства педагогического процесса. Раскрывает соотношение части и целого в педагогическом процессе, обусловливает необходимость гармонического единства рационального, эмоционального, сообщающего и поискового, содержательного, операционного и мотивационного компонентов деятельности учителя, овладения знаниями и развития учащихся.
Закон взаимосвязи и единства теории и практики в обучении. Утверждает, что любое научное знание непосредственно или опосредованно служит практике и в конечном счете из нее выводится. Это означает, что в обучении необходимо опираться на общественную практику и жизненный опыт обучающихся, конкретизировать изучаемые научные положения и применять их на практике с учетом специфики учебного материала, уровня подготовленности обучающихся и условий обучения.
Закон взаимосвязи и взаимообусловленности индивидуальной, групповой, коллективной учебной деятельности. Раскрывает положение о том, что виды, формы организации деятельности учащихся в реальном учебном процессе могут выступать отдельно или взаимодействовать друг с другом. Определенный вид деятельности на том или ином этапе обучения может быть ведущим, но ни один из них не должен исключает другого.
Перечисленные законы носят объективный характер и действуют во всех ситуациях обучения.
Закономерности обучения, в отличие от законов, отражают, в основном, эмпирически установленные зависимости компонентов обучения. Выделяются внешние и внутренние закономерности процесса обучения. Первые характеризуют зависимость обучения от общественных процессов и условий: социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенном типе личности и определенного уровня образования. К внутренним закономерностям процесса обучения относятся связи между его компонентами: целями, содержанием, методами, средствами, формами, т.е. зависимость между преподаванием, учением и изучаемым материалом. Закономерностей в дидактике установлено довольно много. Большая часть из них, как уже было сказано, проявляется только при создании надлежащих условий обучения. Отметим некоторые из них.
Связь между обучением и воспитанием: обучающая деятельность учителя носит воспитывающий характер. Воспитательное воздействие обучения зависит от ряда условий, в которых оно протекает. Описание этих условий характеризует частные проявления указанной закономерности. Другая закономерность: зависимость между взаимодействием учителя и ученика и результатами обучения. Это означает, что обучение не может состояться, если нет взаимообусловленной деятельности участников процесса обучения, отсутствует их единство. Частным, более конкретным проявлением этой закономерности является связь между активностью ученика и результатами учения: чем интенсивнее, сознательнее учебно-познавательная деятельность школьника, тем выше качество обучения. Частное выражение этой закономерности состоит в соответствии целей учителя и учеников. При рассогласовании целей эффективность обучения снижается.
Назовем еще ряд закономерностей, проявляющихся в обучении.
Прочность усвоения учебного материала зависит от текущего систематического и итогового повторения изученного, от включения ранее изученного в новый материал.
Развитие умственных способностей и навыков учащихся зависит от применения поисковых методов, проблемного обучения и других активизирующих интеллектуальную деятельность приемов и средств.
Формирование понятий может успешно осуществляться в том случае, если организована познавательная деятельность, включающая выделение существенных признаков, явлений, объектов, а также операции по сопоставлению и разграничению отдельных черт, признаков, по установлению их содержания, объема и др.
Указанные закономерности подчеркивают важную педагогическую истину: результаты обучения и воспитания зависят от характера деятельности, в которую включается учащийся.
Напомним, что задача дидактики – устанавливать закономерности обучения и, информируя об этом учителя, делать процесс обучения для него более сознательным, управляемым, эффективным. При этом следует помнить, что в процессе обучения действуют и проявляются и другие закономерности – психологические, физиологические, гносеологические и т.п. Их не надо путать с дидактическими закономерностями, которые касаются главным образом связей между учителем, учеником и изучаемым материалом. Дидактические закономерности устанавливаются с учетом данных психологии и других наук и на основе этих данных, но с позиции теории обучения и в ее терминологии. Знание закономерностей процесса обучения позволяет учителю строить его эффективно.
2. Дидактические принципы как исходные положения, определяющие содержание, формы, средства и методы обучения
Принципы дидактики являются результатом научного анализа обучения. Они соотносятся с закономерностями процесса обучения. В современной дидактике существуют принципы классические (давно известные) и появившиеся в ходе развития современной педагогики.
В основу современной системы принципов положены личностно-деятельностный и управленческий подходы, охарактеризованные в работах Ю.К. Бабанского, В.И. Загвязинского, М.Н. Скаткина и др. В соответствии с этапами формирования и осуществления цикла педагогического управления познавательной и практической деятельностью обучаемых, с учетом направленности обучения на формирование личности учащихся, в дидактике установилась система, включающая следующие принципы обучения:
- преемственность, систематичность, последовательность и непрерывность в обучении;
- сознательность и активность учащихся в обучении;
- прочность и действенность результатов обучения.
Все принципы обучения находятся в тесной взаимосвязи. На них опираются одновременно в каждом звене процесса обучения, хотя и в различной степени, при доминирующем значении одного или нескольких из них (в зависимости от специфики той или иной стороны обучения).
Практическое осуществление принципов обучения находит отражение в правилах обучения. Правила обучения являются переходным звеном от теории к практике. В них обычно предусматриваются типичные действия учителей в определенных ситуациях обучения. Но как это будет сделано – целиком и полностью зависит от учителя. Например, ученик опоздал к началу урока. Правило предписывает учителю осуществить в данной ситуации воспитательное воздействие, поскольку любое нарушение дисциплины не должно проходить незамеченным. Но как учитель отреагирует на это нарушение – целиком и полностью зависит от конкретной ситуации, личности учащегося и многих других причин.
Сколько же всего правил обучения? На этот вопрос лучше всего ответить словами К.Д. Ушинского: «… Самые эти правила не имею никаких границ: все их можно уместить на одном печатном листе, и из них можно составить несколько томов. Это одно уже показывает, что главное дело вовсе не в изучении правил, а в изучении тех научных основ, их которых эти правила вытекают» (Ушинский К.Д. Избр. пед. соч.: В 2 т. – Т.1. М., 1953, с. 199.).
Рассмотрим дидактические принципы.
Научность образования. Этот принцип является ведущим ориентиром при приведении содержания образования в соответствие с уровнем развития науки и техники, с опытом, накопленным мировой цивилизацией. Он требует, чтобы содержание образования учащихся включало ознакомление с объективными научными фактами, теориями, законами, отражало современное состояние наук. Этот принцип воплощается в учебных программах и учебниках, в отборе изучаемого материала. В соответствии с принципом научности педагогическое взаимодействие должно быть направлено на развитие познавательной активности учащихся, на формирование у них умений и навыков научного поиска, на ознакомление их со способами научной организации учебного труда. Этому способствует широкое использование проблемных ситуаций, в том числе ситуаций нравственного выбора, специальное обучение воспитанников умению наблюдать явления, фиксировать и анализировать результаты наблюдений, умение доказывать свою точку зрения, рационально использовать научную литературу.
В реализации принципа научности проявляются два диалектических противоречия. Первое связано с тем, что знания нужно доводить до научных понятий, хотя они должны быть доступны. Второе обусловлено тем, что в школе дается материал, не являющийся дискуссионным, в то время как в науке в отношении тех или иных вопросов нет единой точки зрения.
Научность в обучении как принцип дидактики предполагает его ориентированность на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения. Это требование вытекает из общепризнанного в отечественной психологии и педагогике закона единства сознания и деятельности, согласно которому сознание возникает, формируется и проявляется в деятельности. Совокупность понятий, суждений, оценок, убеждений направляет поступки и действия человека, поэтому процесс обучения требует организации деятельности, в результате которой учащиеся убеждаются в истинности и жизненной силе получаемых знаний, идей, овладевают умениями и навыками социально ценного поведения.
Принцип научности положен в основу содержания образования в общеобразовательной школе, начиная с начальных классов и кончая старшими. Он осуществляется с учетом возрастных особенностей и уровня развития учащихся. Знания, которые сообщает учитель и которыми овладевают учащиеся, на любой ступени обучения должны быть подлинно научными, основанными на достаточно проверенных наукой и практикой положениях. Важно раскрывать каждое явление во всех новых связях и отношениях, показывать учащимся генезис научного знания, эмбриологию истины, методы и сложности познания, поощрять исследовательскую работу учеников. Принцип научности образования означает необходимость построения обучения на основе уже накопленного обучающимся опыта, предоставления им возможности применять знания в нестандартных, жизненно важных ситуациях. При этом следует помнить, что не всякое научное знание, особенно историческое и философское, имеет непосредственный выход на практику, но оно имеет выход опосредованный: на уровень миропонимания, оценочной деятельности, отношений, самопознания (В.И. Загвязинский).
Читайте также: