Меткое законченное выражение переданное в точной сжатой форме
Обновлено: 04.11.2024
Рифма (греч. rhythmos - соразмерность, ритм, согласованность) - звуковой повтор в двух и более стихотворных строках, преимущественно в стихотворных окончаниях.
Строфа (греч. strophe - круг, оборот) - группа из определённого числа стихов (стихотворных строк), повторяющая в произведении, объединённая общей рифмовкой и представляющая собой ритмико-синтаксическое целое, резко отделённое от смежных стихосочетаний большой паузой.
Смежная - рифмовка смежных стихов: первого со вторым, третьего с четвертым ( аабб ) (одинаковыми буквами обозначаются рифмующиеся друг с другом окончания стихов).
Выткался на озере алый свет з ари ,
На бору со звонами плачут глух ари .
Плачет где-то иволга, схоронясь в дуп ло .
Только мне не плачется - на душе свет ло
Перекрёстная - рифмовка первого стиха с третьим, второго - с четвертым ( абаб )
Люблю грозу в начале м ая ,
Когда весенний первый гр ом ,
Как бы резвяся и игр ая ,
Грохочет в небе голуб ом .
Кольцевая (опоясанная, охватная) - первый стих - с четвертым, а второй - с третьим ( абба )
Глядел я, стоя над Нев ой ,
Как Исаака-велик ана
Во мгле морозного тум ана
Светился купол золот ой.
Сплетенная рифма имеет множество схем. Это общее наименование сложных видов рифмовки, например: абвабв , абввба и др.
Вдали от солнца и природы,
Вдали от света и искусства,
Вдали от жизни и любви
Мелькнут твои младые годы,
Живые помертвеют чувства,
Мечты развеются твои
Художественно-выразительные средства поэтической речи (тропы)
Образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета или явления в виде сравнения
Под нами с грохотом чугунным
Мосты мгновенные гремят.
Один из тропов народной поэзии: слово-определение, устойчиво сочетающееся с тем или иным определяемым словом и обозначающее какой-нибудь характерный, всегда наличествующий родовой признак
Выезжает из села да добрый молодец ,
Старый казак да Илья Муромец. (Былина "Три поездки Ильи Муромца")
Простой вид тропа, представляющий собой прямое сопоставление одного предмета или явления с другим по какому-либо признаку
Дорога, как змеиный хвост ,
Полна народу, шевелится. (А. С. Пушкин)
Вид тропа, перенос названия одного предмета на другой на основании их сходства
Не жалею, не зову, плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым .
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым. (С. А. Есенин)
Особый вид метафоры, перенесение изображения человеческих черт на неодушевленные предметы или явления
Никнет трава от жалости , а дерево с горем к земле приклонилось .
("Слово о полку Игореве")
Вид тропа, основанный на преувеличении свойств предмета, явления с целью усиления выразительности и образности художественной речи
И полусонным стрелкам лень
Ворочаться на циферблате,
И больше века длится день
И не кончается объятье. (Б. Л. Пастернак)
Образное выражение, в котором содержится художественное преуменьшение свойств предмета с целью усиления эмоционального воздействия
Только в мире и есть , что тенистый
Дремлющих кленов шатер
Вид тропа, перенос названия с одного предмета на другой, смежный (близкий) с ним; художественное отожествление предметов, понятий, явлений по принципу смежности
Не дай мне Бог сойти с ума.
Нет, легче посох и сума ;
Нет, легче труд и глад.
Разновидность метонимии, замещение слова или понятия другим, находящимся с ним в отношениях "меньшее - большее"; "часть - целое" (количественная метонимия)
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном. (М. Ю. Лермонтов)
Вид тропа, сочетание несочетаемого, противоположных по значению слов
Я сидел у окна в переполненном зале. Где-то пели смычки о любви.
Я послал тебе черную розу в бокале
Золотого, как небо, аи. (А. А. Блок)
Вид тропа, замена названия предмета или явления описанием его признаков
И вслед за ним, как бури шум,
Другой от нас умчался гений ,
Другой властитель наших дум .
Исчез, оплаканный свободой,
Оставя миру свой венец.
Шуми, взволнуйся непогодой:
Он был, о море, твой певец . (А. С. Пушкин)
Вид художественного тропа, употребление слова или выражения в противоположном значении тому, что подразумевается на самом деле, с целью насмешки
"Ты все пела? это дело:
Так поди же, попляши!" (И. А. Крылов)
Функции художественно-выразительных средств (тропов)
- характеристика предмета или явления;
- выражение авторской позиции;
- передача эмоционально-экспрессивной оценки изображаемого.
Название синтаксической фигуры
Синтаксический прием; вопрос, не требующий ответа
Снег идет густой-густой.
В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той,
Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время ?
Может быть, за годом год
Следуют, как снег идет
Или как слова в поэме?
Синтаксический приём; восклицательное предложение, передающее эмоционально-экспрессивное отношение к изображаемому
. И, содрав гонорар неумеренный,
Восклицал мой присяжный поверенный;
"Перед вами стоит гражданин
Чище снега альпийских вершин! .."
Синтаксический приём; обращение, не содержащее указания на конкретного адресата
Здравствуйте, племя
Младое, незнакомое !
не я
Увижу твой могучий поздний возраст.
Стилистическая фигура; повторение в поэтическом тексте одних и тех же слов или выражений
Я ищу прозрачности,
А не призрачности,
Я ищу признательности,
А не признанности (С. И. Кирсанов)
Повторение семантически близких слов, которые, постепенно усиливая друг друга, создают и художественно усиливают один образ
"В старину любили хорошенько поесть , еще лучше любили попить , и еще лучше любили повеселиться ". (Н. В. Гоголь)
Стилистическая фигура, основанная на контрасте, противопоставлении понятий, образов
Они сошлись.
Волна и камень ,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой. (А. С. Пушкин)
Стилистическая фигура, состоящая в нарушении общепринятой грамматической последовательности речи
" Швейцара мимо он дверей скользнул по мраморным ступеням. " (А. С. Пушкин)
Стилистическая фигура; повторение однородных слов и оборотов, имеющее различные стилистические функции в зависимости от контекста
Горьким смехом моим посмеюся " (Н. В. Гоголь)
Несовместимость, нелогичное сочетание понятий, сознательное нарушение логических связей в произведении
Пил мёртвую! не спал ночей по девяти !
Все отвергал: законы! совесть! веру!
Стилистический приём, синтаксическая несогласованность частей предложения как неосознанное нарушение языковой нормы; широко применяется в юмористических и сатирических жанрах
А звери из лесов сбегаются смотреть,
Как будет океан и жарко ли гореть .
Название фонетического приёма
Повторение похожих звуковых сочетаний (гласных или согласных) в художественной речи
Я вздр агивал. Я загорался и гас.
Я трясся. Я с делал сейча с п р е д ложенье,
Но по зд но, я сдр ейфил, и вот мне - отка з .
Как жаль ее с ле з !
Я святого блаженней! (Б. Л. Пастернак)
Единоначатие, одинаковые звуковые, ритмические конструкции или словосочетания в начале следующих строк
Клянусь четой и нечетой,
Клянусь мечом и правой битвой.
Одинаковые звуковые, ритмические конструкции или словосочетания в конце последующих строк
Не воздух, а золото ,
Жидкое золото
Пролито в мир.
Скован без молота -
Жидкого золота
Не движется мир. (С. М. Городецкий)
Прием звуковой выразительности, заключающийся в повторении однородных, сходных по звучанию согласных звуков в стихе, строфе
" П ора, п еро п окоя п росит. "
Повторение в строке, строфе, фразе однородных гласных звуков, а также неточная рифма, в которой созвучны только некоторые, преимущественно гласные звуки
Баг ро в о е взметнулось полымя
Над ро к о т о м аэ ро д ро ма,
А г о луби, как будто г о лые,
Неслись на сиз о м ф о не г ро ма. (Л.Н. Мартынов)
Лексические средства выразительности
Название лексического средства
Слова одной части речи, одинаковые или близкие по своему лексическому значению
Не часто к нам слетает вдохновенье,
И краткий миг в душе оно горит;
Но этот миг любимец муз ценит,
Как мученик с землею разлученье,
В друзьях обман, в любви разуверенье
И яд во всем, чем сердце дорожит,
Забыты им: восторженный пиит
Уж прочитал свое предназначенье. (А. А. Дельвиг)
Слова одной части речи, противоположные по своему лексическому значению
Рухнула штукатурка в нижнем этаже, Нервы - большие , маленькие , многие!
- скачут бешеные, и уже
нервов подкашиваются ноги! (В. В. Маяковский)
Слова, одинаковые по звучанию, но разные по своему лексическому значению
Мы сражаться стали ,
В ход пустили шашки ,
Шашки не из стали ,
Мы играем в шашки . (Я. Козловский)
Новое слово, появившееся в связи с возникновением нового предмета (явления) или созданное поэтом новое слово для обозначения уже существующего предмета, понятия, явления
Эти сегодня стихли и оды,
в аплодисментах ревомые ревмя , войдут в историю
как накладные расходы на сделанное нами - двумя или тремя.
Слово или выражение, грамматическая форма или синтаксическая конструкция, вышедшие из активного употребления
Зажгли костер, сложилися ,
За водкой двое сбегали,
А прочие покудова
Стаканчик изготовили,
Бересты понадрав . (Н. А. Некрасов)
Слово, вышедшее из употребления в связи с исчезновением предмета (явления), которое это слово обозначало
Как ныне сбирается вещий
Олег Отмстить неразумным хазарам . (А. С. Пушкин)
Устойчивое сочетание слов
Узнали, подняли тревогу,
По форме нарядили суд,
Отставку Мишке дали
И приказали,
Чтоб зиму пролежал в берлоге старый плут.
А Мишенька и ухом не ведет .
Меткое законченное выражение, переданное в точной, сжатой форме
Счастливые часов не наблюдают
Слово или выражение, употребляемое жителями определенной местности.
– Здорово, парнище! –
"Ступай себе мимо!"
– Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки?
– "Из лесу, вестимо ,
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу."
Слова, свойственные профессиональным диалектам; профессиональные слова, употребляемые группами людей, объединенных общими занятиями, родом деятельности
. К тебе явлюся я; увижу сей дворец,
Где циркуль зодчего, палитра и резец
Ученой прихоти твоей повиновались
И, вдохновенные, в искусстве состязались.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теория литературы - это должен знать каждый! Предлагаются задания по классам, но каждый имеет право выполнять задания и из других классов.
Материал содержит таблицы по теории литературы.
Материал из книги "Литература в таблицах" поможет при подготовке к ЕГЭ по литературе.
Данная презентация дает обзор материалов по теории языка в учебниках русского языка в старших классах.
Раздаточный материал по литературе (для изучения теории литературы)Материал для учащихся среднего звена. Раскрывает понятия "авторская позиция", "авторское отношение к герою", необходимые для работы с текстом на уроках и РПР, ВПР.
Задания1). Каждому из описанных событий (левый столбец) поставьте в соответствие верный вид (правый столбец).А) Из 25 учеников класса трое справляют 1) Достоверное событие.день рождения 15 января.
Методическая разработка занятия по теме "Путешествие и туризм" в сборнике материалов "Педагогическая теория в практику образования"Цели урока:- текущий контроль уровня сформированности у учащихся языковых умений и навыков на лексико -грамматическом материале темы- развитие и совершенствование всех видов памяти: слуховой, зр.
Читайте также: