Логико дидактический анализ темы буквенные выражения
Обновлено: 21.11.2024
Обучающая задача урока: познакомить учащихся с новым термином «буквенные выражения»; формировать умение читать, записывать, составлять, находить их значения, совершенствовать вычислительные навыки.
Структура построения урока соответствует его цели. Цель урока достигалась с каждым этапом урока. Учебный материал был выстроен таким образом, чтобы сначала «подвести» детей к осознанию и принятию учебной задачи, обеспечить мотивацию деятельности в целом, а затем организовать последовательную деятельность на достижение учебной задачи урока. На стыке каждого этапа урока проводила мини итоги, вовлекала учащихся в обсуждения с целью выявления усвоения и затруднения в индивидуально й деятельности каждого учащегося, а также с целью формулирования понимания учащимися усвоенного нового знания. Все части урока были логически последовательны и взаимосвязаны.
На этапе актуализации знаний фронтально проведена работа на подготовку к восприятию нового материала. Второклассники с помощью специально подобранных заданий и вопросов, повторили понятия: «числовое выражение», «выражение с пропусками», «буква». Этот этап урока плавно перешёл в этап целеполагание. На стыке данных этапов использовала проблемную ситуацию, учащиеся не смогли найти значение последнего выражения, им было представлено буквенное выражение. Вследствие чего дети сформулировали тему урока, определили учебные задачи. Свои предположения подтвердили формулировкой из учебника.
Основным в уроке является этап открытия «новых» знаний. На этом этапе использован элемент частично-поискового метода. Работая с иллюстрацией учебника, ребята сделали вывод: если в «окошко» поставить любое число, то получаются разные числовые выражение, значение которых можно вычислить. Работая дальше с материалом учебника, второклассники делают вывод, что вместо окошечка в записях, например 6 - □ числа 7,8,9 подставить нельзя, т.к. они больше 6, их нельзя вычесть. Далее учащимся была предложена проблемная ситуация, назвать и прочитать запись 2 + □. Выход из данной ситуации предложили сами дети, вместо «окошка» вставить букву. Следующий этап работы заключался в знакомстве с буквами латинского алфавита. На слайде появилась таблица с некоторыми буквами латинского алфавита, для того чтобы они поупражнялись в их чтении и записи. На следующем слайде были предложены буквенные выражения, ребята под моим руководством учились их читать, а также находить их значения (был составлен алгоритм).
Этап закрепления новых знаний был направлен на обобщение понятий «числовое выражение», «буквенное выражение» и на закрепление нахождения значений буквенных выражений. Отвечая на вопросы, ученики дали определения понятиям буквенное выражение и числовое выражение. Работая в парах, ученики распределяли выражения на две группы: числовые выражения и буквенные выражения. Для тренировки нахождения значений буквенных выражений ученики работали у доски и в индивидуальных карточках. Результат своей работы сверяли с эталоном на экране. В завершении ребятам были даны задачи-шутки, по условию которых они составили буквенные выражения.
Итог урока и рефлексия позволили ещё раз вернуться к теме урока и поставленным задачам, обобщить учебный материал урока, уточнить достижения каждого ребёнка и всего класса в целом.
Домашнее задание так же было направлено на закрепление учебного материала. Учащимся было задано найти значения буквенных выражений и познакомиться с остальными буквами латинского алфавита. Для сильных ребят было дано творческое задание: составить шутливое условие задачи и к ней буквенное выражение, задать числа для букв и найти значение выражения.
Все задания урока были направлены на усвоение нового учебного материала . Таким образом, можно сделать вывод, что все виды учебных заданий соответствуют заявленной теме и цели урока.
Как выше сказано, были использованы виды заданий: репродуктивные, частично-поисковые, тренировочные и творческие. Положительной оценки из них заслуживают частично-поисковые, которые способствовали повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к материалу урока.
При подборе заданий к уроку старалась учесть объем и сложность учебного материала с учетом возрастных особенностей и учебными возможностями класса. Весь подобранный учебный материал носил обучающую, развивающую и воспитывающую функцию. На уроке ребята познакомились с понятием «буквенное выражение», формировали умение читать, записывать, составлять и находить их значения, совершенствовали вычислительные навыки. Развивали навык правильной математической речи, умения рассуждать, пользоваться ранее полученными знаниями, анализировать, обобщать, делать выводы. К воспитывающим функциям относилось воспитание у школьников при учебном сотрудничестве доброжелательного, уважительного отношения к одноклассникам, положительного отношения к урокам математики. Положительной оценки заслуживает обучающая функция. Так как учебный материал урока был правильно отобран, последовательно выстроен и грамотно преподнесён учащимся, в результате чего все учащиеся усвоили намеченный объем знаний, выработали нужные умения и первичные навыки. Следует также отметить воспитывающую функцию урока. На уроке создана доброжелательная обстановка, грамотно организовано учебное сотрудничество. Учитывались индивидуальные особенности каждого ребёнка. Поэтому ребята на уроке внимательно выслушивали друг друга, свободно изъясняли свои мнения; высказывали непонятное, не боялись признать ошибку.
На уроке преобладала продуктивная деятельность. Материал урока не был преподнесён в готовом виде. Дети формулировали тему урока и определяли учебные задачи, к которым они будут стремиться. Работая с материалом учебника и полученной информацией на уроке, под моим руководством, ребята добывали новые знания, находили ответы на вопросы, систематизировали и обобщали материал урока, делали соответствующие выводы.
На протяжении всего урока чётко и последовательно - логично ставила вопросы перед учащимися, отвечая на которые дети не испытывали больших трудностей. Внимательно выслушивала ответы учащихся. Корректно поправлял учеников, если они допускали ошибки. Использовала математическую терминологию и старалась, чтобы дети при ответе излагали свои мысли математически грамотно.
Выбранный темп и ритм урока можно считать оптимальными. Соблюдалась логическая последовательность и связь этапов. На каждый этап урока было целесообразно распределено время. По объёму материал был подобран верно, т.к. уложилась во временные рамки урока, и дети не испытывали большие трудности в его выполнении. Были учтены требования здоровьесбережения: температурный режим; освещение; чередование видов деятельности, своевременное проведение физкультминутки. Для снятия стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроке атмосферы доброжелательности, ситуаций успеха.
Урок проведён с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей. При подборе учебных заданий учитывала учебные возможности учащихся. Весь подобранный материал был поселен и доступен учащимся. Создавала комфортные условия для каждого ученика, что позволило каждому ребёнку продвинуться в своём индивидуальном развитии. Давала только положительную характеристику результатам деятельности второклассников, что стимулировало и повышало их активность на уроке. Оказывалась индивидуальная помощь отдельным учащимся, как с моей стороны, так и со стороны более подготовленных ребят. Также следует отметить, организуя работу в парах, учитывала личные особенности и учебные возможности учеников.
Как выше сказано на уроке использовала фронтальные, индивидуальные, парные формы работы, что способствовало активизации познавательной деятельности. В качестве средств обучения на уроке использовала презентацию по теме урока, учебник, карточки для индивидуальной и парной работы. Методические приёмы, используемые на уроке, соответствовали возрастным особенностям учащихся, учебным задачам урока.
На уроке был установлен контакт со всеми детьми класса. Использовала демократический стиль педагогического общения. К ученикам обращалась на «ты», называя имя ученика, диалог с классом вела, стоя у доски, также проходила по рядам, постоянно контролируя детей. В общении старалась использовать метод смены интонации голоса, тем самым привлекала и заостряла внимание учащихся на особенно важном для понимания материала урока. Демонстрировала доброжелательное отношение к учащимся (создавала ситуацию успеха, улыбалась, хвалила ребят).
Положительной оценки заслуживают моменты подведения мини итогов после каждого этапа урока. Эти моменты урока помогают утонить уровень усвоения учащимися учебного материала. Урок строился по чётко намеченному плану, отступить от запланированных действий не пришлось. Считаю, что урок достиг своих целей.
Читайте также: