Лазаревич л и обучение монологическому высказыванию на старшем этапе в средней школе

Обновлено: 04.10.2024

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Душкова Наталья Николаевна

Кратко описывается методика обучения творческому монологическому высказыванию с применением тренингового курса , осуществляемого в рамках работы учащихся над проектом, и приводятся результаты ее апробации в ходе опытного обучения в старших классах средней общеобразовательной школы. Раскрыты отдельные ключевые понятия, организация опытного обучения, приведен учебно-тематический план занятий и примеры упражнений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Душкова Наталья Николаевна

К вопросу о мотивации обучения иностранному языку в средней школе Формирование речевой компетенции средствами ИКТ на уроках иностранного языка Формирование психокогнитивной компетенции при обучении устному последовательному переводу Развитие коммуникативных умений студентов при обучении информационным технологиям на основе тренинга Организация эффективного обучения монологу-убеждению в вузе i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы. i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes in brief the technology of teaching creative monologue based on the use of a training course as part of students project work . It brings out the results of experimental research work in senior grades of a secondary school. The author defines some main concepts, gives a brief characteristic of the experiment, mentions the curriculum and examples of exercises.

Текст научной работы на тему «Обучение творческому монологическому высказыванию в средней школе (по итогам опытного обучения)»

ОБУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКОМУ МОНОЛОГИЧЕСКОМУ ВЫСКАЗЫВАНИЮ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ (ПО ИТОГАМ ОПЫТНОГО ОБУЧЕНИЯ)

Кратко описывается методика обучения творческому монологическому высказыванию с применением тренингового курса, осуществляемого в рамках работы учащихся над проектом, и приводятся результаты ее апробации в ходе опытного обучения в старших классах средней общеобразовательной школы. Раскрыты отдельные ключевые понятия, организация опытного обучения, приведен учебно-тематический план занятий и примеры упражнений.

Ключевые слова: творческое монологическое высказывание, тренинговый курс, риторическая компетенция, коэффициент риторической успешности, проектный метод обучения, проектная работа.

Формирование умений и навыков творческого монологического высказывания (далее ТМВ) является одной из задач обучения монологической форме речи в средней школе на уроках иностранного языка. Под данным видом высказывания мы понимаем подготовленное авторское высказывание индивидуального построения, представляющее собой смысловое и коммуникативное единство, оригинальное и выразительное по своему содержанию, форме и способу его предъявления, в котором отражены индивидуальный языковой и речевой феномен личности автора, служащее средством воздействия и предполагающее наличие некоторой эмоциональной реакции реципиентов. В рамках диссертационного исследования нами была разработана методика обучения

ТМВ, основанная на применении метода проектов, являющегося базой для стимулирования мотивации, творческой, интеллектуальной, коммуникативной и эмоциональной активности обучаемых. Необходимо отметить, что данная методика носит тренинговый характер и направлена на развитие иноязычной риторической компетенции учащихся, которая является основной целью обучения ТМВ. Риторическая компетенция рассматривается нами как умение осуществлять коммуникацию в рамках риторической ситуации (термин Л. Битзера [3]) общения при учете особенностей аудитории слушателей, с применением лингвистических, экстралингвистических, психологических и внелингвисти-ческих средств и механизмов воздействия и поддержания внимания, в соответствии с нормами, принятыми в том или ином культурном сообществе, с целью достижения наибольшего прагматического эффекта публичного выступления как результата творческого монологического высказывания.

В настоящей статье предметом рассмотрения является процесс и результаты апробации методики обучения ТМВ учащихся старших классов средней школы в ходе опытного обучения.

В опытном обучении принимали участие школьники 10—11 -х классов.

Опытное обучение проводилось в 3 группах. Исследование проходило в естественных условиях и не предусматривало специального отбора учащихся. Общее количество испытуемых составило 29 человек.

Поскольку исследование не предполагало наличия контрольной группы, показателем эффективности разработанной методики явились качественные и количественные изменения в уровне развития риторической компетенции у испытуемых в конце опытного обучения.

Мы предположили, что разработанный в ходе диссертационного исследования тренинговый курс, осуществляемый в процессе работы школьников над проектом, будет эффективным средством формирования риторической компетенции старшеклассников.

Таким образом, цель опытного обучения состояла в определении эффективности разработанного тренингового курса обучения ТМВ учащихся старших классов средней школы в рамках метода проектов.

Обучение проводилось в течение 6 месяцев (с ноября по май 2007/2008 учебного года) и осуществлялось в 5 этапов: предвари-

тельное исследование, констатирующий срез, собственно опытное обучение, контролирующий срез, анализ и интерпретация результатов опытного обучения.

На этапе предварительного исследования было проведено:

1) анкетирование учащихся с целью выявления преобладающих мотивов и видов мотивации изучения иностранного языка у школьников и установления степени развития их креативного мышления;

2) анализ школьной документации с целью определения успеваемости испытуемых по иностранному языку, с выделением, где это было возможно, оценок по монологическому высказыванию.

Целью констатирующего среза было выявление исходного уровня сформированности риторической компетенции испытуемых.

Срез включал в себя:

- устный опрос учащихся,

- тестирование, направленное на определение уровня развития дискурсивной и стратегической компетенции.

Как указано выше, одним из шагов констатирующего среза было выявление уровня сформированности риторической компетенции в ходе устного опроса с последующим анализом, интерпретацией полученных результатов и определением уровня сформированности умений ТМВ.

- умение взаимодействовать с аудиторией,

- умение заинтересовать аудиторию и поддерживать интерес,

- качество речи (яркость, выразительность, корректность),

- стратегические и дискурсивные умения,

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- степень творчества монологического высказывания,

- степень подготовленности к выступлению.

Необходимо отметить, что учащиеся предварительно были

ознакомлены с критериями оценки их монологических высказываний.

Полученные данные по всем срезам позволили нам установить коэффициент риторической успешности у испытуемых 3-х групп. Данный коэффициент вычислялся по формуле:

где Krs - коэффициент риторической успешности,

S - сумма баллов, набранных испытуемым по результатам срезов,

Smax - максимально возможное количество баллов по сумме всех срезов.

В итоге, в соответствии с коэффициентом риторической успешности мы выделили три уровня сформированности данной компетенции:

высокий уровень - от 0,90 до 1; средний уровень - от 0,50 до 0,89; низкий уровень - от 0 до 0,49.

Диаграмма наглядно отображает уровни сформированности риторической компетенции у трёх групп испытуемых.

80 70 60 50 40 30 20 10 0

□ высокий уровень □ средний уровень □ низкий уровень

Диаграмма 1. Уровень развития риторической компетенции (в %)

Диаграмма показывает, что низкий уровень развития риторической компетенции зафиксирован у 72,7% участников группы А, 71,4% - группы Б и 22,2% - группы В. Средний уровень развития риторической компетенции отмечается у 27,3% испытуемых группы А, 28,6% - группы Б и 77,8% - группы В. Высокий уровень развития риторической компетенции не был выявлен ни

у одного учащегося. Таким образом, можно сделать вывод, что в опытных группах преобладал низкий уровень развития риторической компетенции. Полученные данные свидетельствовали об актуальности проводимого исследования и наличии объективной необходимости формирования у школьников риторической компетенции.

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В ходе собственно опытного обучения осуществлялся процесс формирования риторической компетенции школьников. Занятия проводились в виде тренинга, то есть специфической формы организации обучения иностранному языку, реализующей обучение в сотрудничестве в рамках проектного метода, и осуществляющейся за счет применения активных форм взаимодействия участников группы в ходе общения, направленной на приобретение риторической компетенции.

Основными принципами применяемого нами тренингового обучения являлись:

- принцип учения с вдохновением (learning with inspiration),

- принцип игровой направленности занятий,

- принцип создания положительного эмоционального фона занятий,

- принцип положительной обратной связи,

- принцип поэтапного овладения новым материалом.

Базовыми методами, с помощью которых происходила активизация деятельности обучающихся в ходе тренинга, послужили: игра в ее различных модификациях, мозговой штурм, дискуссии, специально подобранные групповые и индивидуальные упражнения и задания на сообразительность и прочее. Тем не менее, можно утверждать, что основным способом создания эмоциональной, интеллектуальной и иной активности являлась игра.

Каждое тренинговое занятие включало в себя три этапа (в соответствии с традиционно выделяемыми [1,2]):

1) вводную часть (разогрев),

2) рабочее время,

Особенности организации тренинга заключались в том, что учебная деятельность преимущественно осуществлялась по группам и командам, кроме того, на отдельных занятиях дополнялась как индивидуальной, так и парной работой; в определен-

ных случаях мы прибегали к включению в ход урока соревновательных мотивов, что позволяло поддерживать активность учащихся на достаточно высоком уровне; в конце каждого занятия (иногда после выполнения упражнения) проводился шеринг (sharing-, термин Р. Смид [3], в традиционной отечественной практике психологических тренингов - рефлексия).

Обучение включало в себя 11 разделов в соответствии с выделенными нами целями и содержанием обучения ТМВ. Ниже приводится учебно-тематический план тренингового курса (табл. 1).

Учебно-тематический план тренингового курса

№ Тема занятия Цель занятия Кол- во часов

1. Знакомство. What we do willingly is easy. Была бы охота - заладится любая работа. Знакомство учащихся с целями и задачами курса «Риторика». Знакомство с участниками тренинга и правилами тренинговых занятий. 1

2. Невербальные средства коммуникации. It is never too late to learn. Учиться никогда не поздно. Формирование умений пользования невербальными средствами коммуникации. 2

4. Планирование высказывания. It is the first step that costs. Начало трудно. Формирование умения строить план высказывания. 2

5. Текстуальные характеристики. Средства связности текста. Learn to creep before you leap. Прежде чем прыгать, научись ползать. Ознакомление школьников с основными характеристиками текста: связность, логичность, завершенность. Формирование умений пользоваться средствами связности. 3

6. Типы монологического высказывания. All things are difficult before they are easy. Лиха беда начало. Формирование умений узнавания информативных признаков описания, повествования, рассуждения, определения в контексте. 5

Формирование умений прогнозирования, развитие умений строить описание, повествование, рассуждение, определение.

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Стилистические средства. A tree is known by its fruit. Дерево познается по плодам. Формирование умений пользоваться стилистическими средствами. 3

8. Воздействующий характер публичного выступления. The work shows the workman. По работе и мастера видно. Развитие умений оказывать воздействие на собеседников. 2

9. Адаптация текста. Measure thrice and cut once. Семь раз отмерь -один раз отрежь. Формирование умений адаптировать текст в соответствии с риторической ситуацией общения. 2

10. Мониторинг умений и навыков. All is well that ends well. Всё хорошо, что хорошо кончается. Контроль сформированно-сти дискурсивной и стратегической компетенции 1

11. Защита проектов. A great ship asks deep waters. Большому кораблю -большое плавание. Контроль сформированно-сти риторической компетенции. 2

Необходимо отметить, что на занятиях обязательной задачей было формирование фонетических и ритмико-интонационных навыков, которое осуществлялось при использовании стихотворных произведений (рифмовки и скороговорки), а также проводилась работа над проектами, начавшаяся через две недели после первого занятия.

Приведем несколько примеров упражнений, использованных при обучении ТМВ.

Речевая разминка (разогрев)

Работа со скороговорками, стихотворениями, рифмовками. Цель - формирование артикуляционных и ритмикоинтонационных навыков, развитие умений невербальной коммуникации.

1. Ведущий читает стихотворение, ученики хлопком показывают ударные слова, затем оно прохлопывается с разной силой удара в зависимости от типа ударения (фразовое, ядерное).

2. Участники тренинга разучивают рифмовку (стихотворение, скороговорку), кидая друг другу мяч и проговаривая ее по фонетическому слову: а) с разным темпом (от замедленного до очень быстрого), б) с разным уровнем громкости (от шепота до очень громкого).

3. Рифмовка (стихотворение, скороговорка) произносится с разными чувствами (гнева, радости, гордости, обвинения и т.д.).

4. Отдельные слова рифмовки (стихотворения, скороговорки) заменяются жестами.

Упражнение «Разрешите представиться . »

Цель - формирование умений и навыков строить монолог-описание.

Ученикам предлагается представить себя в роли некоторого необычного кино- или литературного персонажа (например: Золушки, Колобка, графа Дракулы, Снегурочки, Деда Мороза, Гарри Поттера и т.д.) и представить группе информацию о себе по следующему плану:

Name/Surname, Nickname, Age, Date of birth, Place of birth, What are you made of, Family/Relatives, Food preferences, Job/Occupation, Hobby, Awards.

Упражнение «Окончи рассказ»

Цель - формирование умений и навыков строить монолог-повествование.

Командам предлагается начало юмористического рассказа, который они должны закончить. Команда, придумавшая наиболее оригинальное и смешное окончание, побеждает. На подготовку отводится 3-5 минут.

Упражнение «Плюс и минус»

Цель - формирование умений и навыков строить монолог-аргументацию.

Ученикам предлагается список качественных характеристик личности. Из списка им необходимо выбрать 5 положительных и 5 отрицательных качеств, которые характеризуют их в наибольшей степени. Ответы должны сопровождаться аргументацией.

Упражнение «Я - лектор»

Цель - формирование умений следить за реакцией аудитории.

Упражнение «Правда, неправда»

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цель - развитие умения воздействовать на слушателей. Учащиеся образуют круг. Каждый из них сообщает о себе два факта, один из которых является правдой, а другой - неправдой. Задача ученика представить ложное утверждение как можно более правдоподобно и ввести остальных в заблуждение.

Финальные тренинговые занятия представляли собой защиту проектов, подготовленных школьниками трех опытных групп. Основная цель состояла в контроле сформированности умений риторической компетенции после курса обучения ТМВ.

Заключительные этапы опытного обучения включали:

1) контролирующие срезы, направленные на:

- определение уровня коммуникативной компетенции испытуемых при анализе классного журнала,

- тестирование дискурсивных и стратегических умений и навыков учащихся,

- установление уровня развития умений и навыков ТМВ в ходе анализа результатов проектной деятельности школьников,

- выявление наличия динамики коэффициента риторической успешности участников опытного обучения;

2) анализ и интерпретацию полученных результатов.

В итоге было выявлено: в конце опытного обучения высокий уровень развития риторической компетенции составил 16,7% в группе А, 12,5% - в группе Б и 44,5% - в группе В; средний уровень - 66,7%, 62,5%, 33,3% в группах А, Б и В соответственно; низкий уровень был отмечен у 16,7% испытуемых группы А, 25%

- группы Б и 22,2 % - группы В.

Результаты, полученные при констатирующем и контролирующем срезах, показаны в сравнении на диаграмме 2.

□ при констатирующем срезе □ при итоговом срезе

Диаграмма 2. Уровень развития риторической компетенции до опытного обучения и после (в %)

Данные диаграммы позволяют говорить нам об очевидных улучшениях в развитии риторической компетенции у всех групп испытуемых, а следовательно, подтверждают изначально выдвинутую нами гипотезу о том, что разработанный тренинговый курс, осуществляемый в процессе работы школьников над проектом, является эффективным средством формирования риторической компетенции старшеклассников, поскольку реализация основных принципов тренингового обучения, коммуникативная направленность заданий, создание условий для раскрытия лич-

высокий средний низкий

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

уровень уровень уровень

ности школьника, его возможностей и способностей, подкрепленные применением разнообразных форм работы, включая проблемные задания, поисковую и исследовательскую деятельность, в ходе работы над проектом оказывают положительное влияние на мотивацию учащихся, которая, вне всяких сомнений, является запускным механизмом всякого рода учебной деятельности, в том числе и изучения иностранного языка.

1. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. М., 2001.

2. Фопель К. Технология ведения тренинга. Теория и практика / Пер. с нем. М., 2003.

3. Bitzer L. Functional communication: A situational perspective//Rhetoric in translation: Studies in the nature and uses of rhetoric/Ed. by White E.E. Oxford: University Park, 1980.

4. Smead R. Skills and techniques for group work with children and adolescents. Illinois: Research Press, Champaign, 1995.

Читайте также: