Внешнее выражение в телесной моторике или поведении
Обновлено: 04.11.2024
Эмоциональные нарушения у детей. Методы психологической диагностики и коррекции.
Эмоции. Нарушения. Диагностика. Коррекция. Педагог – психолог Средней школы № 19 Крылова Наталия Анатольевна
Термин «эмоции» происходит от латинского глагола emovere – двигать, возбуждать, подбадривать, волновать.
В эмоциях имеются три составные части: АФФЕКТ (эмоциональное напряжение, возбуждение); КОГНИЦИЯ (осознание своего состояния, обозначение его словом); ЭКСПРЕССИЯ (внешнее выражение в телесной моторике или поведении).
Различают первичные (основные) эмоции: радость, печаль, тревога, гнев, отвращение, стыд, удивление; вторичные (сложные): смещение первичных эмоций, а также эмоций и их узких интерпретаций.
Расстройства эмоциональной сферы: гипотемия (хроническое снижение эмоциональности); гипертимия (устойчивое эмоциональное возбуждение); паратимия (одновременное сосуществование двух противоположных по модальности эмоциональных состояний); нарушение динамики эмоций.
Факторы, влияющие на эмоциональные нарушения: 1. Природные особенности: тип темперамента; тип нервной системы. 2. Социальные факторы: тип семейного воспитания; отношение учителя; отношения окружающих.
Эмоциональные проблемы у детей Агрессия Депрессия Страх Тревога
Виды агрессии: 1. Физическая (физические действия против кого-либо); 2. Вербальная (угрозы, крики, ругань и пр.); 3. Косвенная: направленная (сплетни, злобные шутки); ненаправленная (крики в толпе, топание и т. д.); 4. Раздражение (вспыльчивость, грубость); 5. Негативизм (оппозиционная манера поведения).
Причины и факторы появления агрессии у детей: наследственно-характерологические; биологические; некоторые соматические заболевания и заболевания головного мозга; влияние социального окружения.
Причины возникновения тревожности у детей: Конфликты: внутриличностные конфликты; негативные требования; неадекватные требования; противоречивые требования Соматические нарушения
Причины возникновения страхов: предрасположенность, обусловленная типом нервной деятельности и типом темперамента; непроизвольная передача взрослыми своих опасений; излишняя строгость или вседозволенность; психологическая травма; потеря ребенком чувства защищенности.
Отклонения в поведении Гиперактивность – повышенная двигательная активность Импульсивность – совершение необдуманных действий. Невнимательность – забывчивость, слабая организация и отвлекаемость. Оппозиционно – вызывающее поведение – реакции оппозиции и протеста.
Формы расстройства поведения Открытое деструктивное поведение: драки, нападения, хулиганства Скрытое деструктивное поведение: ложь, кражи, поджоги Скрытое недеструктивное поведение: прогулы, нецензурные выражения, токсикомания.
Неадекватные реакции в поведении – это следствие, а не причина психологических проблем человека.
Алгоритм работы с психоэмоциональными нарушениями детей Индивидуальная беседа с родителями ребенка. Наблюдение и близкие к нему методы (изучение биографии, клиническая беседа и т.п.) Специальные экспериментальные методы (моделирование определенных видов деятельности, ситуаций и т.д. Личностные опросники (методы, базирующиеся на самооценке) Проективные методики Индивидуальные, групповые коррекционные занятия
Диагностика эмоционального состояния ребенка Рисуночный тест Сильвер (техника стимульного рисования) – с 5 лет. Тест Сонди (с 6-7 лет.) Методика «Контурный САТ-Н» (3-10 лет). Методика «Автопортрет» (6-7 лет). Цветовой тест Люшера – с 3,5 лет. Методика «Кактус» - с 4 лет. Тест «Эмоциональные сферы» - с 6 лет. Методика «Аппликация» - с 6 - 7 лет. Тест животных Рене Заззо – с 5 лет. Hand-тест (тест руки) – с 5 лет. Цветовой тест Люшера Шкала тревожности Бэка Опросник «Самочувствие, активность, настроение (САН) Тест школьной тревожности Филипса ….
Возраст Нарушения эмоциональной сферы, критерии Этапы психологической коррекции Медицинский подход 0-4 Тревожные реакции: боязнь громких звуков, боязнь незнакомых людей 0-4 Тревога у детей выражается: 1.В аффективной реакции с криком, плачем 2. В проявлении повышенной раздражительности или гнева 3.В застывании на месте или цеплянии за взрослого 4.В отсутствие осознания, что тревога (страх) сильно выражена и не обоснована Психологическая коррекция эффективна с 1,5 лет 1. Установление рабочего союза ребёнок- психолог в начале коррекционной работы 2Формирование поведения адекватного ситуации путём применения методов игровой терапии с элементамисказкотерапии, арт - терапии 4.Обучение уверенности и самоконтролю индивидуально 1.Необходимо обращение к психиатру, неврологу при выраженном проявлении критериев не менее шести месяцев 2.Должно наблюдаться не менее трёх критериев 4-8 1.Тревога (страх) перед совершением плохих поступков, страх публичных выступлений, пожаров, нападений, высоты, замкнутых пространств и т.д. 2.Нереалистичные страхи: боязнь воображаемых персонажей, животных
Подходы к коррекции эмоционально – волевой сферы Психодинамический Поведенческий Создает условия, снимающие внешние социальные преграды Помогает усвоить новые реакции на ситуацию Психоанализ, семейная психокоррекция, игры, арт - терапия Методы поведенческих тренингов, психорегулирующих тренировок
Читайте также: