Кто автор высказывания нравственность золотая оправа образования

Обновлено: 20.11.2024

Вот уже 28 лет я работаю воспитателем в специальной коррекционной школе – интернат. На протяжении многих лет увлечена проблемой нравственного воспитания учащихся с отклонениями в развитии. Поистине это безграничное поле деятельности , ведь аспекты учебно – воспитательного процесса неразрывно связаны с нравственным воспитанием. Наши воспитанники в основном дети - из асоциальных семей, они лишены ласки, заботы, внимания со стороны родителей, часто алкогольно или наркотически зависимых. Понятие о нравственности ,о ценностях человеческого общения, о милосердии, доброте, и еще о многом, именно – нравственном наши воспитанники имеют очень отдаленное представление. Кстати, и в общеобразовательных школах педагоги наблюдают спад нравственного поведения, уменьшение значения позитивных нравственных качеств человека. Причины этого в педагогике рассматривались не раз . Это проблема общая. Безусловно, в общеобразовательных школах благополучные семьи воспитывают своих детей нравственно чистыми, духовно – обогощенными, и в дальнейшей своей жизни эти дети будут придерживаться рамок нравственности, духовности, гармоничности. Наши же воспитанники заканчивают 9 классов и после обучения в ПТУ выходят в суровую самостоятельную жизнь. И только школа, только мы – воспитатели, ответственны за нравственные начала наших детей, только мы обязаны заложить в душах ребят нравственные понятия, взгляды, убеждения, привить и сформировать навыки культуры поведения, воспитать морально - волевые черты характера, нравственные чувства, нравственные нормы и т.д. Именно так и не иначе необходимо строить воспитательный процесс. За мою педагогическую деятельность я, конечно, сталкивалась с разными детьми всех возрастов, начиная с учащихся 1 класса и до выпускников. Работу по формированию нравственных качеств личности, моральных норм поведения считаю важнейшей во всех видах воспитательного процесса. Ведь все опирается на нравственность – это и правовое воспитание, и патриотическое, эстетическое, экологическое направление, профориентационная работа и формирование необходимых трудовых навыков – всего не перечислить. И тем не менее работать надо, работать много, искать новые подходы, технологии, изучать опыт известных педагогов, обмениваться собственным опытом, анализировать, сравнивать, воспитывать собственным примером, примерами из жизни, литературы и т.д. Благодатное поле деятельности, это правда, но все ради детей, для детей, во имя детей. Хочется поделиться тем, что я сама делаю, чем увлекаюсь, с чем сталкиваюсь, каких результатов хотелось бы достичь, чтобы в дальнейшей жизни наши воспитанники смогли бы успешно адаптироваться в социуме.

Разделяю свою работу на два очень важных пути формирования нравственных мотивов.

1.Формирую нравственные понятия, а потом включаю детей в такие практические жизненные ситуации, в которых у ребенка появляется нравственное переживание и эмоциональный отклик на данное понятие. Представление уже осмысленное ранее, быстро становится мотивом. Ясно, что опыт должен затрагивать интересы самого ребенка. Интересно, что ситуация может быть как положительной (проявление внимания к ребенку, например, когда он заслужил поощрение, и фиксирование его внимания на правильном отношении окружающих), так и отрицательным («обидно,что с тобой не поделился друг, сам всегда делись»)

2. Взрослые побуждают ребенка вести себя принятым образом и подкрепляют правильное поведение (самый сильный стимул – внимание любимого взрослого, его улыбка, похвала, хорошее настроение, благодарность)

Я отделяю первое - это формирование нравственного сознания. Это, к примеру, понятия «Дружба», «Совесть», «Доброта» и др.

Вторым аспектом считаю формирование культуры поведения. Это, например, о правилах поведения в общественных местах. Кроме этого, учитываю такие разделы как личная гигиена, культура речи и т.д.

Считаю очень полезным использование в своей работе опыта замечательных педагогов – ученых, например Е.Д. Худенко. Она предлагает свои направления воспитательной работы.

Начальная школа

Основы личностного развития и формирования коммуникативных моделей поведения.

Становление ребенка как личности в группе, развитие чувства умелости как основа для профилактики чувства неполноценности.

Партнерские отношения в школе, детском доме.

Средняя школа

Становление личностной позиции, основ социального поведения:

А) «Я – сам, «какой я», «Я и другие»;

2 . Формирование основ гражданственности :

А) Основы жизнеобеспечения;

Б) Основы социализации и общения.

Старшая школа

1.Формирование личностной позиции, образа Я;

2.Эмоционально – волевые аспекты личности ;

3.Формирование жизненных планов.

Нравственное воспитание начинается с первых дней, часов появления ребенка в школе. Сначала адаптационный период. Начинаем от простого, конкретного и близкого к далекому и постепенным обобщениям . Перечислю принципы на которые опираюсь в своей работе:

А) В повседневной жизни любое событие должно получать нравственную оценку взрослого либо при помощи взрослого его должны оценивать дети. Так у них накапливаются конкретные, пережитые, имеющие личностный смысл факты для обобщений. Именно с этими фактами дети должны работать на внеклассных занятиях. Конкретность материала, его связь с жизненным опытом детей, использование примеров, наглядных средств обеспечивают доступность содержания нравственного воспитания.

Б) На занятиях по нравственному воспитанию работа опять же строится вокруг ситуаций. Прием называется «моделирование нравственных ситуаций». Разыграть каждую ситуацию надо целостно. Это значит, даже в простейшей ситуации надо обращать внимание детей на все аспекты поведения: не только само по себе вежливое слово, но и: каким тоном сказать, с какой громкостью, как смотреть на собеседника. Пример про приглашение в гости: одно дело приглашать друга поиграть, другое – группу детей на день рождения.

2.Принцип максимальной активности

Воспитатель должен постоянно заботиться о том, чтобы содержание нравственных бесед, рассказов, занятий в целом было увлекательным, эмоциональным, интересным для детей. Для этого я широко использую следующие примеры:

- самые разные игры, причем более эффективны игры с развернутым игровым сюжетом, разнообразными игровыми действиями;

- связь материала с жизнью

- примеры из любимых детских фильмов, книг.

Здесь я опираюсь как на общепедагогические, так и на коррекционно – развивающие принципы: сравнение, выделение существенного, обобщение, аналогии, установление причинно – следственных связей, потому что твердо знаю, как это может помочь моим воспитанникам понять смысл, последствия и нравственное содержание каждого поступка.

3.Принцип последовательности при планировании занятий состоит в том , чтобы продумывать , как будут связаны занятия по нравственному воспитанию в течение четверти, года. Приведу пример:

Плохой вариант планирования:

2 октября. Кого называют хорошим товарищем.

9 октября. Как ухаживать за одеждой.

16 октября. Управляй своим настроением.

23 октября. Идем в гости.

2 октября. Кого называют хорошим товарищем.

9 октября. Управляй своим настроением. Занятие начнется с повторения правил дружбы. Одно из правил – « Друзья не ссорятся и не дерутся» . Тут воспитатель и назовет тему занятия: А если ты действительно обиделся или рассердился? Можно ли научиться управлять своим настроением?

16 октября. Идем в гости. Повторяем правила дружбы и правила управления настроением. На занятии дети будут знакомиться с правилами поведения в гостях. Для этого они пойдут в гости друг к другу.

23 октября. Как ухаживать за одеждой. Повторяем правила поведения в гостях, вспоминаем, что не все были на прошлом занятии одеты так, чтобы пойти в гости. Предлагаю детям поучиться ухаживать за одеждой под предлогом «готовимся в гости».

Уверенна, что темы занятий по разным направлениям должны быть связаны максимально, и это поможет детям накапливать свои знания, закреплять и повторять изученное, делать собственные выводы. Попробую показать эту взаимосвязь на примере.

Пн. Работа с книгой. Русская народная сказка «Иван Царевич и Серый волк» (вывод: добро всегда побеждает зло)

Вт. Азбука нравственности. Добро и зло.

Ср. Творческая мастерская. Рисование. Мое доброе дело.

Чт. Люди – разные, добро – одно. (О традициях разных народов)

Пт. Трудовой десант : « Сделай добро»

На каждом занятии стараюсь брать что – то новое, более сложные ситуации, более сложные понятия, формулировать выводы, но в соответствии с возрастными и индивидуально - типологическими особенностями детей с ОВЗ. Еще много работаю над правильной постановкой целей, серьезно отношусь к отбору материала, его доступности, его связи с жизнью. В своей работе опираюсь на знания детей, на их пусть небольшой опыт, иногда помогает фактический материал из жизни детей – мы обсуждаем громко, радостно положительные поступки, а отрицательных только касаемся, чтобы не унизить достоинство ребенка. Конечно, нарушения нельзя оставлять без внимания, нельзя зацикливаться на плохом, негативном.

Я постоянно поддерживаю связь с психологом школы, приглашаю его на занятия, индивидуальные беседы с детьми, учусь у психолога необходимым психологическим приемам и стараюсь использовать их на практике, активно пользуюсь эмоциональным компонентом как основным психологическим фоном. Нельзя не привести слова К.Д. Ушинского, который назвал нравственность « золотой оправой образования» И как это верно. Мой многолетний опыт показывает, что дети в большей степени ощущают потребность не просто в общении со сверстниками, но и в дружеских контактах, поэтому я уделяю особое внимание этим вопросам, побуждаю детей задуматься над тем, что такое товарищество, дружба, подумать над тем, какие качества ценятся в дружеских отношениях и помогают сохранить дружбу.

Заканчивая свою статью, отмечаю, что и у детей, и у взрослых часто бывает так, зная нравственные нормы, человек (ребенок) ведет себя противоположным образом. Отсюда вывод – сформировать у детей нравственные понятия недостаточно, надо еще превратить их в привычки. Поэтому я планирую продолжать тему нравственного воспитания, искать новые формы работы, повышать эффективность воспитательного процесса в целом

Читайте также: