Критерий оценивания это конкретное выражение учебных целей
Обновлено: 21.11.2024
Оценка – определение ценности или значимости чего-нибудь. (Большой толковый психологический словарь)
Оценивание - это любой процесс, формализованный или экспертный, который завершается оценкой. Формализованный вариант оценивания, который дает количественные оценки, называется измерением.
Оценивание представляет собой комплексный процесс:
- по сбору информации о качестве и динамике результатов обучения и воспитания,
- по обработке и контекстуальной интерпретации данных в принятии некоторых важных решений конечного обучения и целей.
Основные задачи оценивания:
- Спрогнозировать возможные последствия, результаты реализации методических подходов;
- Обеспечить обратную связь;
- Оценить степень достижения намеченных целей;
- Оценить, как и в какой мере наблюдаемые изменения связаны с проведенными методическими мероприятиями;
- Предоставить доказательную информацию для дальнейшего внедрения методических подходов.
Функции оценивания:
- стимулирующая– воздействие на волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений;
- диагностическая– непрерывное отслеживание качества знаний учащихся, измерение уровня знаний на различных этапах обучения, выявление причин отклонения от заданных целей и своевременная корректировка учебной деятельности;
- проверка эффективностиобучающей деятельности самого учителя; контроль и оценка позволяют учителю получить информацию о качестве учебного процесса, с учетом которой он вносит коррективы в сою работу
- формирование у учащихся адекватной самооценки как личностного образования. Адекватная самооценка школьников формируется под воздействием отметок и оценочных суждений учителя. Если эти воздействия носят негативный характер, то они ведут к формированию низкой самооценки, вселяют в ученика неуверенность в своих силах, следствием чего является снижение мотивации учения и потеря интереса к учебе;
- мощный мотив учебной деятельности учащихся;
- изменения межличностных отношений в классном коллективе, содействие в повышении статуса учащихся. Положительное или отрицательное отношение одноклассников к отдельному ученику зависит от меры применения к нему положительных или отрицательных педагогических воздействий и оценок.
Что требуется: разработка такой системы оценивания образовательных результатов учащихся, которая:
- устранит противоречия между функциями оценки и существующей системой оценивания;
- позволит связать оценку с индивидуальным приращением образовательных результатов (знаний, умений, компетентностей и т.п.) учащегося и создать условия, в которых учащийся получает опыт планирования и реализации процесса собственного обучения, тем самым выращивая (по определению Г.А. Цукерман) «здоровую самооценку»;
- позволит ввести в практику оценку планируемых результатов образования (личностных, метапредметных, предметных).
Регулярная оценка даёт информацию о том, как учащийся приобретает знания; исходя из неё учитель и учащийся могут предпринимать те или иные действия.
Именно действия учителя и учащегося делают такую оценку «формирующей».
В том случае, когда ученики и учитель одинаково понимают цели и ожидаемые результаты обучения, процесс обучения становится более эффективным. Ученики должны представлять себе, что такое результаты обучения, и в любой момент времени понять, на каком этапе они находятся, оценить точность выполненных действий или операций, скорректировать при необходимости, понять когда достигнут планируемый результат.
Формирующая оценка – «обратная связь» для учащихся, позволяющая им уяснить, какие шаги им необходимо предпринять для улучшения своих результатов.
Цель формирующей оценки - способствовать улучшению результатов каждого отдельно взятого ученика.
Формирующая оценка - оценка способствующая обучению:
- элемент эффективного планирования,
- в центре внимания то, как ученики приобретают знания,
- является ключевым профессиональным навыком педагога
- обеспечивает мотивацию, способствует уяснению целей и критериев,
- помогает ученикам понять, как можно улучшить свои результаты,
- развивает способность к самооценке и взаимооценке,
- отражает все образовательные достижения
- должна быть постоянным элементом урока
Формирующее оценивание позволяет учителю:
- четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;
- сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности;
- может помогать учиться на ошибках;
- может помогать понять, что важно;
- может помогать понять, что у них получается;
- может помогать обнаруживать, что они не знают;
- может помогать обнаруживать, что они не умеют делать.
Пять принципов формирующего оценивания
- Учитель регулярно обеспечивает обратную связь, предоставляя учащимся комментарии, замечания и т.п. по поводу их деятельности.
- Учащиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения.
- Учитель меняет техники и технологии обучения в зависимости от изменения результатов обучения учащихся.
- Учитель осознает, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку учащихся.
- Учитель осознает необходимость научить учащихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов
Формирующее оценивание основывается на критериях и эталонах. Система критериального оценивания должна давать возможность:
Читайте также: