Конспект урока по русскому языку 3 класс предложение виды предложений по цели высказывания
Обновлено: 22.11.2024
Цель: формировать понятие о видах предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные).
- формировать умение различать предложения по цели высказывания;
- формировать представление о логическом ударении.
- развивать связную речь, мышление, обогащать словарный запас;
- развивать умение владеть интонацией.
- воспитание навыка самостоятельности;
- формирование чувства языка;
- воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать устную и письменную речь, делать её более точной и богатой.
1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята.
Откройте тетради, запишите число, классная работа.
2. Актуализация знаний.
Для того чтобы определить, с чем мы сегодня будем работать, составьте слово из данных букв. (предложение)
д р ж е п о н е и л е
Итак, мы продолжим работать с предложением.
Давайте вспомним, что мы еже знаем о предложении.
1.Из скольких слов может состоять предложение? (два и более слов)
2.Как пишется первое слово в предложении? (с заглавной буквы)
3.Как связаны слова в предложении? (по смыслу)
4.Как обозначается конец предложения? (точкой, вопросительным или восклицательным знаком)
3. Определение темы урока
Давайте прочитаем следующие предложения.
Мой брат живёт в Москве.
Когда он приедет?
Принеси мне воды.
- Давайте найдем предложение, в котором содержится вопрос. (Когда он приедет?)
- Найдите предложение, в котором содержится просьба (Принеси мне воды)
- Прочитайте предложение, в котором о чем-то рассказывается. (Мой брат живет в Москве)
Чем отличаются эти предложения, мы узнаем, прочитав правило на странице 17, и вторая часть правила на странице 18. Читают сначала про себя, затем один человек читает вслух.
Итак, какие предложения называют повествовательными? (предложения, в которых о чём-либо сообщается, повествуется)
Какие знаки ставят в конце повествовательного предложения? (точку или восклицательный знак)
Какие предложения называют вопросительными? (те предложения, которые содержат вопрос)
Какой знак ставят в конце? (вопросительный)
Какие предложения называют побудительными? (те предложения, в которых побуждают к действию)
Какие ставятся знаки в конце таких предложений? (точка или восклицательный знак)
Какие же бывают предложения по цели высказывания?
4. Первичное закрепление.
А теперь вернемся к нашим предложениям и определим, какие они по цели высказывания.
Мой брат живёт в Москве. - повествовательное
Когда он приедет? - вопросительное
Принеси мне воды. – побудительное
Выполняем упражнение 24 на странице 19.
Посмотрите и скажите, из какой сказки взяты эти слова? (Золотой ключик или Приключения Буратино)
Запишем эти предложения и определим, какие они по цели высказывания.
Найдите в тексте имена собственные.
Прочитайте предложения с нужной интонацией. Несколько детей по очереди читают одно и то же предложение, определяют, кто наиболее точно передал интонацию. В конце учитель читает все три предложения.
Скажите, одинаковы ли эти предложения по смыслу. О чем спрашивается в первом предложении? (когда рождаются клесты?)
А во втором? (рождаются ли клесты зимой или нет?)
Что спрашивается в третьем предложении? (кто рождается зимой? Клесты или другие птицы?)
На какой вопрос можно ответить «Да, зимой». (на первый)
5. Самостоятельная работа.
Следующее задание. На доске даются слова, которые надо распределить в три столбика. Первый ряд выписывает слова, которые подходят к повествовательному предложению. Второй ряд выписывает слова, которые отражают цель вопросительного предложения, и третий - слова, выражающие цель побудительного предложения. Выполняем самостоятельно.
Повествовать, информировать, воспретить, выспросить, подействовать, проинструктировать, сообщить, запретить, выяснить, объявить, объяснить, спросить, повлиять, опросить, рапортовать, осведомлять, узнать, выпытать, побудить к действию, выведать, оповестить, разведать, приказать, расспросит, рассказать, посоветовать, обменяться (впечатлениями), воздействовать, защитить (словом), разузнать.
сообщить спросить повлиять
повествовать узнать побудить к действию
оповестить расспросить запретить
обменяться опросить защитить
(впечатлениями) выяснить (словом)
информировать разузнать проинструктировать
объяснить выспросить приказать
осведомлять выпытать подействовать
объявить выведать воспретить
рапортовать разведать воздействовать
Дети зачитывают по цепочке слова, которые выписали.
- Какие бывают предложения по цели высказывания?
- Какова цель высказывания у повествовательного предложения?
- Какова цель высказывания у вопросительного предложения?
- Какова цель высказывания у побудительного предложения?
7. Домашнее задание
Составить и записать три предложения, разные по цели высказывания. Указать, какое предложение по цели высказывания и интонации.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Скрыть- подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- по всем предметам 1-11 классов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
от 1 650 ₽ от 410 ₽Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
от 1 650 ₽ от 410 ₽
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Учитель русского языка и литературы от 4 800 ₽ от 1 200 ₽ СкрытьОнлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Читайте также: