Кому из политических деятелей 1920 х гг принадлежит фраза дело америки бизнес

Обновлено: 04.11.2024


История и современность Дело Америки - бизнес

Гофман М.

Пре­зи­дент Каль­вин Ку­лидж в 1925 го­ду, про­воз­гла­сив ло­зунг « American business is business », де­ло Аме­ри­ки де­лать де­ло, дал но­вое оп­ре­де­ле­ние Аме­ри­кан­ской Меч­те, к это­му вре­ме­ни по­те­ряв­шей свой ре­ли­ги­оз­ный фун­да­мент, за­ло­жен­ный От­ца­ми-Пи­лиг­ри­ма­ми. Аме­ри­кан­ская идея сво­бо­ды личности, прой­дя че­рез три сто­ле­тия сво­его раз­ви­тия, транс­фор­ми­ро­ва­лась к 20-ым го­дам про­шло­го ве­ка в свободу участия в создании личного богатства.

Кулидж

Рофеллер

офис компании Энрон

Маркс был не первым кто видел подобное развитие событий. То­мас Джеф­фер­сон, тре­тий пре­зи­дент США, ав­тор Дек­ла­ра­ции не­за­ви­си­мо­сти, пи­сал задолго до Маркса, в 20-ые го­ды 19 ве­ка, - «Ес­ли аме­ри­кан­ский на­род ко­гда-ни­будь по­зво­лит ча­ст­ным бан­ки­рам кон­тро­ли­ро­вать де­неж­ный обо­рот в стра­не, бан­ки и кор­по­ра­ции, ко­то­рые рас­пло­дят­ся во­круг них, ли­шат на­род соб­ст­вен­но­сти в та­кой ме­ре, что де­ти ока­жут­ся без­дом­ны­ми на зем­ле, за­вое­ван­ной их пред­ка­ми».

Джефферсон


Опасения Джефферсона оправдались. Ко­гда в США ин­ду­ст­ри­аль­ный про­гресс при­вел к соз­да­нию бан­ков­ских и про­мыш­лен­ных конг­ло­ме­ра­тов, кор­по­ра­ций, и уве­ли­че­нию их вла­сти над жиз­нью об­ще­ст­ва, пре­зи­дент Аб­ра­хам Лин­кольн, в од­ном из сво­их вы­сту­п­ле­ний, ска­зал, - «В не­да­ле­ком бу­ду­щем на­сту­пит пе­ре­лом, ко­то­рый край­не бес­по­ко­ит ме­ня и за­став­ля­ет тре­пе­тать за судь­бу мо­ей стра­ны. При­ход к вла­сти кор­по­ра­ций не­из­беж­но по­вле­чет за со­бой эру про­даж­но­сти и раз­ло­же­ния в го­су­дар­ст­вен­ном ап­па­ра­те стра­ны. Ка­пи­тал ут­вер­дит свое вла­ды­че­ст­во над об­ще­ст­вом, иг­рая на са­мых тем­ных ин­стинк­тах масс, по­ка все бо­гат­ст­ва стра­ны не ока­жут­ся в ру­ках не­мно­гих и то­гда ко­нец рес­пуб­ли­ке.»

Одним из этих немногих был железнодорожный магнат Кор­не­ли­ус Ван­дер­бильт, и он, как бы отвечая на реплику Линкольна, оп­ре­де­лил ре­аль­ные це­ли кор­по­ра­ций, - «Ко­гда мы что-то де­ла­ем, то толь­ко по­то­му, что это нам вы­год­но, нам ты­ся­чу раз на­пле­вать на пуб­ли­ку». Прав­да, вре­ме­на из­ме­ни­лись и се­го­дняш­ние ли­де­ры кор­по­ра­ций не так от­кро­вен­ны как Ван­дер­бильт. Они вы­пу­ск­ни­ки пре­стиж­ных кол­лед­жей стра­ны, а Ван­дер­бильт, прак­ти­че­ски был без­гра­мо­тен, за­кон­чил лишь двух­го­дич­ную цер­ков­ную шко­лу, и, в си­лу пря­мо­ли­ней­но­сти ха­рак­те­ра, вы­ска­зы­вал то на что се­го­дня, в эпо­ху по­лит­кор­рект­но­сти, уже ни­кто не ре­ша­ет­ся. Ро­берт Монкс, один из наи­бо­лее влия­тель­ных лю­дей в ми­ре боль­шо­го биз­не­са, ру­ко­во­див­ший мно­ги­ми крупнейшими кор­по­ра­ция­ми страны, - «Кор­по­ра­ции - ги­гант­ские мон­ст­ры, хо­тя они объ­яв­ля­ют о сво­их це­лях как слу­же­ние об­ще­ст­ву, они его раз­ру­ша­ют, так как слу­жат толь­ко се­бе.». Ми­­­­­­р­о­во­й кри­­­­зи­с 2008 го­да на­пом­нил этот об­ще­из­ве­ст­ный факт, о ко­то­ром об­ще­ст­во ста­ра­ет­ся не знать, так как в про­цес­се азарт­ной иг­ры обо­га­ща­ют­ся не толь­ко бан­ко­ме­ты, но и наи­бо­лее удач­ли­вая часть мел­ких иг­ро­ков, а не­удач­ни­ки те­шат се­бя на­де­ж­дой, что ко­гда-ни­будь и им вы­па­дет боль­шой вы­иг­рыш. Как пи­са­ла Жорж Санд бо­лее ста лет на­зад, - «Ев­ро­пей­ский ро­ман­тик по­ве­сил бы скорб­ную ли­ру меж при­бреж­ных ив, да­бы из­лить про­кля­тия на зло ци­ви­ли­за­ции. Аме­ри­ка­нец же не мо­жет без­за­вет­но клей­мить по­зо­ром зло, из ко­то­ро­го про­изош­ли си­ла, бо­гат­ст­во и не­за­ви­си­мость его на­ро­да». Мо­раль­ные ре­ми­нис­цен­ции и тре­бо­ва­ния со­ци­аль­ной спра­вед­ли­во­сти не име­ют ни­ка­кой свя­зи к прин­ци­па­ми ве­де­ния биз­не­са. У биз­не­са своя мо­раль - мо­раль ус­пе­ха, нрав­ст­вен­но все, что при­но­сит бо­гат­ст­во. «Бо­гат­ст­во - это спра­вед­ли­вость, бо­гат­ст­во - это сво­бо­да, бо­гат­ст­во - это власть.», писал Мар­кус Гар­ви, аме­ри­кан­ский по­ли­ти­че­ский дея­тель на­ча­ла ХХ ве­ка и сегодня, в обществе, построенном на экономике и ради экономики, это мнение разделяют массы, вспоминающие о морали лишь когда они оказываются в проигрыше. Автор: Гофман М. .

Читайте также: