Кому из мыслителей древнего китая принадлежат данные высказывания дома младшие почтительны

Обновлено: 21.11.2024

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Наумова Т.В.

«24 истории о сыновней почтительности»: текст и интерпретация в историческом и социальном контексте Детство в китайской философии. Китайские философские теории о развитии человека Буддизм в социокультурной реальности древнего Китая (по материалам трактата Моу Цзы «Лихолунь») Конфуцианство и взаимоотношения поколений в Древнем Китае Специфика ценностных трансформаций в китайской культуре i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы. i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сыновняя почтительность (Конфуций о древнекитайской культуре сыновней почтительности как об одной из основ государственного устройства)»

лицом к Востоку

На первое место в иерархии прав в Китае выдвигаются, как раньше в СССР, социально-экономические права, которые считаются наиболее важными для трудящихся. В особой значимости их убеждаемся сегодня и мы, граждане России. Это — право на труд, которое у нас растворилось в общечеловеческих ценностях либеральной цивилизации, право на образование, пенсионное обеспечение, что также для нас актуально.

Конституция КНР (1982 г.) различает права граждан и права трудящихся. Право на труд принадлежит всем гражданам, а право на отдых, образование, пенсионное обеспечение — только трудящимся. Да, в Китае правительство, несмотря на огромное, почти 1,5 миллиардное население, настаивает на обязанности трудиться. Но сегодня она, как в западных странах (Германия, Франция и др. государствах), скорее носит моральный характер, хотя может быть в иных случаях и связана с правовым принуждением. Но, до процессов, как это было в 60-е годы в СССР над начинающим поэтом И.Бродским, дело не доходит. Тем более, когда в Китае 14 млн. безработных.

В последние годы, в связи с процессами глобализации и цивилизационными изменениями, распространением общечеловеческих ценностей, правами и свободами человека, в Китае проводится эффективная экономическая реформа, существенно оживилась законодательная деятельность. Отныне в основном законе страны провозглашается неприкосновенность частной собственности. Государство обязуется уважать и гарантировать гражданские права членов общества. На последнем съезде КПК в ее устав было внесено положение о том, что партия представляет интересы не только рабочего класса и крестьянства, но всех передовых производительных сил. Поэтому лучших предпринимателей стали принимать в члены КПК, избирать в руководящие органы партии. дополнения к конституции КНР

В основном же китайцы поспешают, что называется, медленно, помня один из заветов знаменитого Дэн Сяо Пина: « Не важно, какого цвета кошка — лишь бы она мышей ловила». Возможно, эту мысль высказал еще великий китайский мыслитель Конфуций. Коллективизм помогает КНР по многим параметрам претендовать на роль второй сверхдержавы: темпы прироста продукции доходили в лучшие годы до 15%, большие золотовалютные запасы, успехи в космосе, наконец, это самая большая по числу населения и ядерная держава.

Мы не призываем вернуться к доперестроечным временам, восстановить прежнее, советское статус-кво. Да это и невозможно. Но социально-психологическая традиция коллективизма, которая держит, еще, нас, россиян, наплаву, могла бы поддерживаться и сохраняться еще не одним поколением.

И еще. Пока мы занимаемся словоблудием, говоря о борьбе с бедностью, в Китае за время перехода к рыночным отношениям удалось вытащить из абсолютной бедности четверть населения, избежав при этом социальной поляризации, подобной у нас. Это и называется социальной справедливостью, принципом, от которого мы высокомерно, объясняя все рыночными отношениями, отказались. В Китае уважают «хуацяо» — своих соотечественников, выехавших за рубеж и обладающих капиталами более чем в 400 млрд. долларов. Может быть, потому что эти деньги не украдены из страны, а нажиты праведным трудом?

1 Цветов В. Пятнадцатый камень сада Реандзи. М. 1986. С.24.

2 См. Овчинников В. Парламентарии дополняют конституцию // Российская газета. 2004. 12 марта.

(конФуций о древнекитайском культе сыновней почтительности как об одной из основ государственного устройства)

Человек живет в сфере, создаваемой им самим в результате его культурной (или антикультурной) деятельности. Поколения людей создают язык, письменность, литературу, все виды искусств, науку, обычаи. С момента своего появления на свет каждый человек оказывается в атмосфере, созданной тысячами поколений людей. Чтобы найти в жизни что-то постоянное, непреходящее, чтобы воспринять культурные ценности во всей их полноте, необходимо знать их происхождение, процесс их созидания и исторического изменения.

Перенесемся на 25 столетий назад в древний Китай и посмотрим, например, на особенности традиционного китайского понимания смысла жизни. В целях гармонического развития личности в Китае настойчиво проповедовались принципы нравственного и общественного кодекса, который заключался в таких моральных категориях, как долг, прощение, верность (или преданность), правдивость (или искренность), почитание родителей. Обратимся к учению Конфуция о сыновней почтительности.

преподаватель кафедры истории философии Уральского государственного университета.

лицом к Востоку

Забота о старших, пожилых людях, прежде всего о родителях, одно из основных направлений философии Конфуция и является нормой поведения людей в китайском обществе, а есть также первый шаг к государственному устройству.

В период образования императорских династий (722-481 до н. э.) сыновняя почтительность (сяо) становится основой китайской религии. Междоусобные войны, с одной стороны, и формирование частной собственности, развитие ремесел, торговли, роста городов, с другой — привело к тому, что человек начинает отрываться от семейных уз. Богатые родственники перестают помогать бедным, внуки не почитают своих предков. Такая моральная деградация человека требовала коренных изменений в идеологических основаниях устройства семьи и общества в целом.

В своих «Беседах и суждениях» Конфуций создал гуманную глубочайшую концепцию человека. Однако порой его слова о сыновней почтительности звучат очень жестко. Хотя можно предположить, что подобная жесткость в определениях почтения к родителям становится неким абсолютом, который позволяет построить идеальную картину устройства окружающего мира. У Конфуция читаем: «Молодежь дома должна быть почтительна к родителям, вне дома уважительна к старшим. »1. И как вывод ко всей протекающей жизни сына «Философ сказал: «Кто при жизни отца всматривается в его намерения, а по смерти смотрит на его деяния и в течение трех лет не изменяет порядков, заведенных отцом, того можно назвать почтительным». (С.8). Отцовские порядки есть не просто жизненный путь сына, но и его взгляды, поступки. Исполнение всех прижизненных желаний родителей и следование их наказам в течение длительного времени до смерти самого сына — все это должно устанавливать связь между поколениями, следовать традициям прошлых поколений с духовной точки зрения.

Преемственность поколений, уважение к традициям своей семьи — главная составляющая сыновней почтительности. Далее читаем: «Современная почтительность к родителям означает быть в состоянии кормить их; но ведь собаки и лошади также получают пропитание. При отсутствии почтительности чем же будет различаться кормление родителей от кормления собак и лошадей?» (С.13). Одних забот о содержании родителей совсем не достаточно, необходимо проявлять уважение, терпение, и любовь. «Служа родителям, следует осторожно увещевать их; если замечаешь, что они не слушают, увеличить почтительность, но не оставляй увещеваний; будут удручать тебя, не ропщи».(С. 33). Непочтительные дети в китайской традиции приравнивались к преступникам, поведение их осуждалось.

В китайской литературе очень много примеров почтительного отношения к родителям. Например, горе сироты, оплакивающего смерть своих родителей ( См. Ши цзин. Перевод А.А. Штукина. М, 1957). Можно встретить предания о добродетельных дочерях и сыновьях, которые бросались в реку и тонули, т. к. утонули их родители. Или история, в которой «почтительный» сын сам высаживал рассаду капусты для своей матери, т. к. считал, что непочтительно кормить свою мать капустой, посаженной не им самим, а кем-то другим. Сохранился рассказ, в котором повествуется о почтительном сыне, который пробовал лекарственную настойку, прежде чем

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дать ее своей матери. Или история о бедной семье восьмилетнего мальчика, который, чтобы его отца и мать не кусали ночью москиты, чтобы родители могли спать спокойно, сын ночевал в их комнате и просыпался весь покусанный насекомыми. Или в тех же «Беседах и суждениях» можно прочитать о почтительном молодом человеке, отец которого женился во второй раз. Мачеха ненавидела молодого человека и одевала его в старые одежды. Заметив это, отец хотел выгнать ее, но почтительный сын настоял на том, чтобы отец этого не делал.

Китайское восприятие мира в отличие от западного более земное, конкретное, поэтому китайцы отказываются от метафизики. Обращаясь к Творцу, поклоняются непосредственно своим «создателям» — родителям. Родителям в китайской культуре приписывается таинственная сила, и они обожествляются, что приводит к возвеличиванию отца и матери.

Представление о почитании своих родителей становится моделью существования общества и государства в целом. В тексте «Беседы и суждения» размышлений о человеке намного больше, чем о государстве. Государство у Конфуция мыслилось как одна большая семья, и этот взгляд был свойственен не только одному Конфуцию. Еще до Конфуция в Китае возник термин го цзя, в переводе означающий «государство-семья». Для Конфуция было важно построить модель идеального общества, взяв за основу жизнь человека в семье.

Согласно Конфуцию, правитель возвышался лишь на несколько ступенек над главой семьи. Таким образом, государство — это тоже семья, только большая. Государство строится на следующих принципах: любви в отношениях между детьми и родителями, долга в отношениях между подданными и государем, порядка между старшими и младшими. Можно предположить, что сыновняя почтительность призвана подчинить человека государству (как этико-политическое средство удержания низов в повиновении). Сыновняя почтительность признавалась как «имперская» добродетель и стала вознаграждаться присвоением государственных титулов и высоких государственных постов. Для того чтобы усилить принципы сыновней почтительности к старшим, Конфуций вводит понятие человеколюбия, которое становится основой его учения: «Редко бывает, чтобы человек, отличающийся сыновнею почтительностью и братскою любовью, любил бы восставать против старших. Сыновняя почтительность и братская любовь — это корень гуманности». (С. 5).

Размышляя о человеколюбии (гуманности) и устройстве государства, Конфуций говорил: «Вне дома веди себя, как будто бы ты принимал знатного гостя; распоряжайся народом, как будто бы ты участвовал при великом жертвоприношении; чего не желаешь себе, не делай и другим и тогда как в государстве, так и дома не будет против тебя ропота». (С. 96-97).

Таким образом, идеи Конфуция о государственном устройстве частично базировались на культе сыновней почтительности. Чтобы должным образом управлять государством, надо правильно управлять своей семьей, добиваясь этим собственного совершенства. Процветание государства немыслимо без воспитательной деятельности в семье. 1Конфуций. Беседы и суждения. СПб., 2001.С.6. Далее — указ.соч., стр.

Читайте также: