Комплекс специальных способностей находящих свое выражение в своеобразной ориентировке в музыке
Обновлено: 04.11.2024
г) все учреждения и социальные институты, а также инструменты и оборудование, обслуживающие эту деятельность».
2. Музыкальность – это комплекс специальных способностей, находящих своё выражение в своеобразной ориентировке в музыке. Чем более музыкален человек, тем больше он слышит в музыке (единство эмоциональной и слуховой стороны музыкальности.
3. Три основные музыкальные способности образуют ядро музыкальности :
- ладовое чувство (эмоциональный компонент слуха);
- способность к слуховому представлению (репродуктивный компонент слуха);
- музыкально-ритмическое чувство (способность чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма, активно переживать и точно воспроизводить его).
4. Эмоциональная отзывчивость основана на различении эмоциональной , ладовой окраски произведения, настроений и чувств, выраженных в нём , а также способности активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма.
5. « Эмоциональное переживание тесно связано с художественным образным мышлением. Эмоциональная отзывчивость на произведение искусства понимается как :
- умение откликаться на события , явления, произведения разных жанров;
- способность сопереживать героям, соотносить литературные факты с жизненным опытом;
- способность эмоционального сопереживания музыке;
- эмоциональный отклик на произведения искусства.
6. Музыкальная культура – вид художественной культуры и часть духовной культуры человечества; это – сложная система, элементами которой являются , с одной стороны, виды музыкальной деятельности вместе с их инфраструктурой и музыкальные ценности, с другой стороны - типы музыки, принадлежащие разным эпохам и мировым культурам.
7. Музыкально - эстетическая культура дошкольников обусловлено прежде всего характером и особенностями музыкальной деятельности дошкольников, которая никогда не бывает только музыкальной. Восприятию музыки, ее исполнительству и музыкальному творчеству присущ принцип интеграции с иными, внемузыкальными явлениями жизни ребенка, прежде всего эстетическими.
(Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, А.В. Кенеман, Л.Н. Комиссарова, О.П. Радынова).
8. Музыкальная грамотность , по сути , является музыкальной культурой, которая проявляется в:
• способности воспринимать музыку как живое, образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно с ней связанное;
• особом «чувстве музыки», позволяющем воспринимать ее эмоционально, отличать в ней хорошее от плохого;
• умении на слух определять характер музыки и ощущать внутреннюю связь между характером музыки и характером ее исполнения
9 . Эмоциональная отзывчивость как личностное качество ребёнка, предполагает наличие эмпатийных процессов вчуствования и понимания эмоционального состояния другого человека , а также внешне выраженное содействие, которое адекватно содержательной стороне переживания. Определённый уровень развития эмоциональной отзывчивости проявляется в отношениях с людьми и связано с воспитанием таких качеств личности , как доброта, умение сочувствовать другому человеку.
(А. Д. Кошелева, Г. П. Лаврентьева, Л. П. Стрелкова)
10. В качестве показателей развития эмоциональной отзывчивости на музыку детей дошкольного возраста выступают :
-двигательная активность (наличие движений, мимических реакций, вокализаций, адекватных характеру музыки);
- действия с детскими музыкальными инструментами и игрушками, их согласованность с характером и ритмом музыки;
- желание ребёнка слушать музыку.
Груздова, И. В. Развитие эмоциональной отзывчивости у детей дошкольников в условиях музыкально-игровой деятельности : монография/ И. В. Груздова. –Тольятти: ТГУ.- 2010.-204с.
11. Музыкальная культура личности - сложное интегративное образование, включающее в себя умение ориентироваться в различных музыкальных жанрах, стилях и направлениях, знания музыкально-теоретического и эстетического характера, высокий музыкальный вкус, способность эмоционально откликаться на содержание тех или иных музыкальных произведений, а также творчески-исполнительские навыки- пения, игры на музыкальных инструментах и т.п.
12. Индивидуальный социально-художественный опыт , обуславливающий возникновение высоких музыкальных потребностей – интегративное свойство, показателями которого являются «музыкальные развитости» (любовь к музыке, эмоциональное отношение, потребность в музыке, музыкальная наблюдательность) и музыкальная образованность (владение способами музыкальной деятельности, искусствоведческими знаниями развитость музыкального вкуса, критическое отношение к музыке и др.)
Читайте также: