Какое качество научной речи достигается использованием однозначных выражений
Обновлено: 22.12.2024
Образовательная: научить отличать научный стиль от других функциональных стилей речи, находить элементы, указывающие на научный стиль, знать основные жанры.
Развивающая: способствовать развитию умения систематизировать учебный материал и использовать его на практике, самостоятельно делать выводы и аргументировать свои ответы.
Воспитательная: способствовать воспитанию ответственного отношения к учебе, аккуратности и внимательности.
I . Проверка домашнего задания.
1. Беседа по теме «Функциональные стили. Разговорный стиль речи»
- Как вы понимаете значение выражения “стили речи”?
- Какие стили речи вам известны?
- Какие признаки имеет любой функциональный стиль (сферу употребления;
основные функции; стилевые черты; языковые средства)
- Назвать характерные особенности разговорного стиля.
- Какие морфологические и синтаксические средства свойственны разговорному стилю?
2. Проверить составленные диалоги.
II. Объяснение новой темы
Отличительные признаки научного стиля. Записать в тетрадь.
Научный стиль речи характеризуется следующими признаками:
1) сфера использования: в научных статьях, учебниках, докладах;
2) задачи речи – точная передача и доказательное изложение научной информации.
3) основные черты: точность, логичность, отвлеченность, объективность изложения, неэмоциональность;
4) термины , общенаучные слова, общеупотребительные слова , простые распространенные и сложные предложения с союзами что, который, так как, если , предложения без подлежащего, сказуемое выражено существительным или прилагательным.
В зависимости от конкретных задач и сферы использования можно выделить такие подстили, как:
1) собственно научный – монография (научный труд, углубленно разрабатывающий одну тему, один круг вопросов), статья, доклад и др.;
2) научно-информативный – реферат (краткое изложение содержания научной работы), аннотация (краткая характеристика книги, статьи и т. п.), учебник, учебное пособие и др.;
3) научно-популярный – очерк, книга, лекция и др.
III .Закрепление
Лексические особенности научного стиля.
Наука выражает абстрактную мысль, поэтому язык её лишён конкретности. Слово в научной речи называет обычно не конкретный, индивидуально неповторимый предмет, а целый класс однородных предметов, явлений, то есть выражает не частное, не индивидуальное, а общее научное понятие. Поэтому в первую очередь отбираются слова с обобщенным и отвлечённым значением.
В художественной литературе слово не только понятие, но и художественный образ. Сопоставим слово дуб в научной и художественной речи.
Записать тексты в тетрадь.
1) Рост дуба продолжается очень долго, лет до 150—200 и больше.
Дуб развивает очень мощную крону. Летний дуб — порода довольно теплолюбивая.
Дуб растёт в довольно разнообразных почвенных условиях. Дуб обладает большой теплопроизводительной (полезной) особенностью. ( М. Ткаченко .)
2) На краю дороги стоял дуб. Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно видно, суками и с обломанной кроной. С огромными своими неуклюже несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися берёзами. ( Л. Толстой .)
Комментарий. Как видим, в научных текстах речь идёт не о конкретном дереве, а о дубе вообще, о любом дубе. В художественном тексте перед нами индивидуальное, конкретное дерево со своими неповторимыми признаками. И это не просто дерево. Оно олицетворено писателем, волнует воображение, вызывает разнообразные ассоциации. Научная речь не только отбирает из языка слова с общим и отвлечённым значением, она изменяет значение общеупотребительных слов в соответствии со своими принципами.
Я бился над решением этой проблемы пять лет; Я горд , что первым сумел решить эту сложную научную проблему.
Личные эмоции здесь недопустимы. Именно поэтому в научной речи используются только нейтральные средства и недопустимы экспрессивные.
Лексики научного стиля состоит из трёх пластов:
общеупотребительные слова; общенаучные слова; термины.
К общеупотребительной лексике относятся слова общего языка, которые наиболее часто встречаются в научных текстах. Например: Прибор работает как при высоких, так и при низких температурах. Здесь нет ни одного специального слова, между тем это научная речь. В любом научном тексте эти слова преобладают, составляют основу изложения.
Благодаря общеупотребительной лексике язык науки сохраняет связь с общеупотребительным языком и не превращается в язык мудрецов, понятный только посвященным, учёным.
В зависимости от состава читателей доля общеупотребительной лексики меняется: она уменьшается в работах, предназначенных для специалистов, и возрастает в сочинениях, обращённых к широкой аудитории.
Общенаучная лексика — второй значительный пласт лексики научной речи. При помощи научных слов описываются явления и процессы в разных областях науки и техники. Эти слова закреплены за определёнными понятиями, но не являются терминами: операция, вопрос, задача, явление, процесс, базироваться, поглощать, ускорять и другие.
Так, слово вопрос , как общенаучное, имеет значение «то или иное положение, обстоятельство как предмет изучения и суждения, задача, требующая решения, проблема». Оно используется в разных отраслях науки в таких контекстах: к вопросу о валентности, изучить вопрос, узловые вопросы, национальный вопрос, крестьянский вопрос, поднять вопрос, оставить вопрос открытым, вопрос требует незамедлительного решения.
Терминология — это ядро научного стиля. Термин — это слово или сочетание слов, обозначающее строго определённое научное, техническое, искусствоведческое или общественно-политическое понятие. Каждая наука и отрасль производства имеет свою систему терминов, которая называется терминологией.
Термин обладает строгим, чётко очерченным значением. Он называет все существенные признаки, показывает общность данного понятия с другими, а также специфичность данного понятия. На пример: Химия — наука о веществах, их составе, строении, свойствах и взаимных превращениях. Суть понятия раскрывается кратко, в одном предложении.
Особую группу в составе лексики научного стиля составляют номенклатурные знаки . Они резко отличаются от терминов. Если в основе терминов лежат общие понятия, то в основе номенклатурных знаков — единичные. К номенклатурным знакам относятся серийные марки машин, механизмов, станков, приборов, географические названия, названия электростанций, предприятий, учреждений, организаций, например: Москвич — 408, СМ— 8— передвижная дробильно-сортировочная установка.
Таким образом, структуру лексики научного стиля можно представить следующим образом. Ядро её составляет терминология. Далее близкий по функции и важный пласт — общенаучная лексика. И затем общеупотребительная лексика, в количественном отношении составляет не менее половины всех слов.
2) Записать в тетрадь термины (химические, физические, лингвистические)
Морфологические особенности научного стиля.
Главная особенность научной речи — преобладание имён (существительных и прилагательных). В некоторых науках (физика, химия, биология и др.), как показал статистический анализ, части речи распределяются следующим образом:
• Существительное — 39,9% • Причастие — 14,8% • Прилагательное — 12% • Местоимение — 5,5% • Деепричастие — 4,6% • Наречие — 2,9% • Числительное — 1,4% • Остальные части речи, в том числе глагол — 18,9%
Высокий процент существительных обусловлен предметным характером научного изложения. Наука прежде всего трактует и объясняет суть вещей, предметов и явлений, для чего нужны существительные — имена этих вещей. Роль же сводится к функции связи.
Сравнительно большое количество прилагательных объясняется задачами описания, характеристики, важными в научном стиле.
Использование существительных в научном стиле
Для научного стиля характерно использование отглагольных существительных:
• образованных бессуффиксным способом ( нагрев — нагревать );
• образованных с помощью суффикса -к- ( установка —установить );
• образованных с помощью суффиксов - ени -, - ни -.
Образуйте от глаголов существительные бессуффиксным способом:
Учитывать (учёт), отбирать (отбор), прогревать (прогрев), набирать (набор).
Образуйте от глаголов существительные с помощью суффикса -к-:
Надстроить (надстройка), очистить (очистка), подобрать (подборка).
Образуйте от глаголов существительные с помощью суффиксов - ени -, - ни -:
Тормозить (торможение), регулировать (регулирование), владеть (владение), измерять (измерение), формировать (формирование), усиливать (усиление).
Использование глаголов и глагольных форм в научном стиле
Для научного стиля характерно использование глаголов 3-го лица (единственного и множественного числа) и кратких причастий. Например: намечены ( намечают ) результаты, использованы ( используют ) растворы.
Составьте словосочетания, поставив глаголы в форму 3-го лица (ед. или мн. числа):
Установить (устанавливают) прибор, излучать (излучает, излучают) свет, фиксировать (фиксируют, фиксирует) положение.
Образуйте от данных глаголов краткие страдательные причастия прошедшего времени:
Привести (приведён), продолжать (продолжен), изучить (изучен), сконструировать (сконструирован).
Синтаксические особенности научного стиля.
Тексты научного стиля могут содержать не только языковую информацию, но и различные формулы, символы, таблицы, графики и т. п. В большей степени это распространяется на тексты естественных и прикладных наук: математики, химии, физики и др.
I V . Итоги урока
— Какие стили речи вы знаете?
— Назовите наиболее важные признаки каждого стиля.
— Что объединяет публицистический стиль с другими стилями речи?
— Какой стиль языка используется при написании постановлений, юридических документов, заявлений?
— Каково соотношение стиля художественной литературы с другими стилями речи?
— Назовите характерные особенности научного стиля.
— В чём его отличие от других стилей?
— Какие подстили вы знаете? В чём их особенности?
— Какие пласты слов составляют научную лексику? В чём их особенность?
— Раскройте понятие термина. Какие требования предъявляют к терминам?
— Какие лексические особенности научного стиля вам известны?
— Приведите примеры слов, относящихся к научному стилю.
V . Домашнее задание
• М. В. Ломоносов — филолог и поэт.
• Древние риторы (Протагор, Горгий, Сократ, Сократ, Платон).
• Особенности стиля писателя.
• Зарождение и формирование научного стиля в России.
• В. И. Даль — лексикограф.
• Наука о русском языке. Выдающиеся ученые-русисты.
• Роль А. С. Пушкина в преобразовании русского литературного языка.
Научный стиль речи
Главное достоинство научного языка – ясность (Д.С. Лихачёв)
Научный стиль речи характеризуется следующими признаками:
1) сфера использования (где?): в научных статьях, учебниках, докладах.
2) задачи речи (зачем?) – точная передача и доказательное изложение научной информации.
3) основные черты: точность, логичность, отвлеченность, объективность изложения, неэмоциональность.
4) основные языковые средства:
лексика: термины, общенаучные слова, общеупотребительные слова, абстрактная лексика (горение, протяженность, романтизм), слова в прямом значении.
морфология: преобладание имен существительных и прилагательных, предлогов и союзов (в течение, в результате, за счет, в связи, в отличие).
синтаксис: простые распространенные и сложноподчиненные предложения причины, следствия, предложения без подлежащего, предложения с причастными оборотами и вводными совами (во-первых, во-вторых, наконец, таким образом).
5) Жанры: статья, отзыв, рецензия, аннотация, реферат, конспект, диссертация, учебник, научный доклад, лекция.
Конспект – сжатое изложение содержания первичного текста, состоит из кратких предложений с основной смысловой нагрузкой. В конспекте желательно использовать сокращения.
Реферат – краткое изложение содержания первоисточника (первоисточников).
Рецензия на текст – письменный разбор первоисточника, в котором необходимо прокомментировать основные положения текста (сформулировать основную проблему текста и позицию автора, выразить собственное отношение к проблеме, аргументировать свою оценку), сделать выводы о значимости работы (проблемы).
Отзыв о тексте – общая характеристика работы без подробного анализа, выражение собственного мнения, практические рекомендации.
Аннотация – сжатая, краткая характеристика книги (статьи, сборника), её содержания и назначения. Композиция аннотации:
О чём говорится в книге (статье)
Из каких частей состоит работа?
Кому предназначена данная книга (статья)?
Научный стиль
1) Рост дуба продолжается очень долго, лет до 150—200 и больше.
Дуб развивает очень мощную крону. Летний дуб — порода довольно теплолюбивая.
Дуб растёт в довольно разнообразных почвенных условиях. Дуб обладает большой теплопроизводительной (полезной) особенностью. ( М. Ткаченко .)
Художественный стиль
2) На краю дороги стоял дуб. Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно видно, суками и с обломанной кроной. С огромными своими неуклюже несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися берёзами. ( Л. Толстой .)
В научном тексте речь идёт не о конкретном дереве, а о дубе вообще, о любом дубе. Используются слова с общим и отвлечённым значением.
В художественном тексте перед нами конкретное дерево со своими неповторимыми признаками. Оно олицетворено писателем, волнует воображение, вызывает разнообразные ассоциации.
Читайте также: