Какое из высказываний по отношению к христианству является еретическим

Обновлено: 21.11.2024

Становление централизованного Российского государства привело к тому, что Православная церковь стала зависимой от власти великого князя (позже – царя). Например, митрополитом Московским мог быть избран только человек, устраивавший государя. И наоборот, глава церкви терял доверие монарха – его лишали сана (как в случае конфликта Василия ІІІ и митрополита Варлаама или Ивана IV и митрополита Филиппа).

Стр. 50. Документ №1

1. Как можно расценить поступок юродивого по отношению к царю, учитывая обстоятельства того времени?

Поступок юродивого Николы, учитывая обстоятельства того времени, был просто безумным и самоубийственным. Многие люди и за менее дерзкие высказывания умирали мучительной смертью.

2. Объясните, почему Никола Псковский мог решиться на такой поступок. Предположите, как отнеслись к нему псковичи.

По-моему, Никола Псковский мог решиться на такой поступок только из желания помочь жителям родного города. Даже ценой собственной жизни. Думаю, что к такому самопожертвованию псковичи отнеслись с огромным уважением и благодарностью. Ведь такой очень рискованный поступок фактически спас Псков от разорения, а его жителей – от пыток и смерти.

Стр. 50. Вопросы в конце параграфа

1. Охарактеризуйте отношения между государственной и церковной властями в едином Российском государстве.

Государственная власть делала все для того, чтобы контролировать власть церковную. Митрополита и церковных иерархов избирали только с согласия великого князя или царя. С другой стороны, православное духовенство всячески поддерживало государство. На это повлияло падение Византии. Теперь церковь считала российских государей единственными наследниками власти византийских императоров. Таким образом, московские монархи воспринимались как главные защитники и покровители православной религии.

2. Какие решения были приняты на церковном Соборе 1551 года? Что нового они внесли в деятельность Церкви?

На церковном Соборе 1551 г. (более известном как Стоглавый Собор) было принято ряд важных решений, которые изменили церковную жизнь. Для всей Русской православной церкви было установлено единообразие обрядов. Также были введены единые каноны в иконописи. Новшества коснулись церковного землевладения (для получения церковью новых земель нужно было разрешение царя). Кроме того, церковные иерархи должны были контролировать нормы поведения священников. Таким образом, решения Стоглавого Собора укрепили авторитет православного духовенства и церкви в Российском государстве и обществе.

3. Почему в XVI веке было прославлено большое количество русских святых?

Дело в том, что в предыдущие столетия каждое русское княжество жило своей жизнью. Поэтому в каждом из них была своя церковная организация. Период раздробленности привел к тому, что святой, который почитался в одном княжестве, был малоизвестным в другом. После объединения русских земель в одно государство нужно было ввести единство почитания святых по всей его территории. Вот почему именно в XVI в. Русская православная церковь прославила так много святых.

4. Какое значение для Российского государства имело установление патриаршества?

Установление патриаршества в 1589 г. очень сильно возвысило авторитет Русской православной церкви среди остальных церквей. Это объяснялось тем, что титул патриарха считался более почётным, чем митрополит. Более того, патриархами ранее считались только представители наиболее древних православных церквей. Таким образом, Москва становилась одним из важнейших центров христианства, наравне с Константинополем или Иерусалимом. Соответственно, увеличивался авторитет Российского государства в целом.

5*. Объясните, как работа Стоглавого собора была связана с политикой, которую проводил в то время царь Иван IV.

Стоглавый собор проводился в то же время, что и остальные реформы Ивана IV. Поскольку глава церкви митрополит Московский Макарий входил в личный круг приближенных к царю людей (т.н. Избранная рада), то и церковные реформы были очень похожи на реформы государственные. И там, и там стремились к централизации управления. Также и церковь, и государство стремились покончить с наследием периода раздробленности (например, та же ситуация со святыми). Фактически это означало, что в 1550-х гг. между царской властью и церковной существовала гармония и в случае необходимости они действовали заодно.

6*. Что было общим в еретических учениях, появившихся в XVI веке в России, и ересях, распространившихся в Средние века в Западной Европе?

Еретические учения в Московском царстве имели немало общих черт с западноевропейскими ересями. Это касается как Средневековья, так и периода Реформации. Прежде всего, это касается осуждения рабства и крепостного права. Также общим являются взгляды на церковную иерархию, обряды и таинства. И в Европе, и в России их считали лишними. И там, и там еретики выступали за возврат к раннему христианству. В целом такие прогрессивные идеи противоречили канонам и католической, и православной церкви. Поэтому их последователи жестоко преследовались.

Читайте также: