Какое из перечисленных высказываний относится к благородным истинам буддизма

Обновлено: 04.11.2024

Будда считал страдания и ограниченность неизбежной частью человеческой жизни и искал пути преодоления этих состояний. Последователи облачили его философские концепции в форму Четырех Благородных Истин, которые раскрывают глубинный смысл существования на земле.

Первая Истина

Первая Истина касается существования неудовлетворённости и гласит, что каждый человек на протяжении своего жизненного пути испытывает страдания. Наш ум повержен неведению и, как следствие этого, неспособен видеть мир таким, каковым он является на самом деле и воспринимает его двойственно, отдельно от себя. Последователи буддизма говорят, что человеческий ум подобен глазу, который может видеть все вокруг, однако не способен рассмотреть самого себя. Не обладая знанием, ум склонен воспринимать все иллюзии как реальность. Поэтому человек испытывает 5 видов ложных эмоций:

1.Привязанность – когда у нас возникает желание обладать чем-либо и удержать это несмотря ни на что.
2.Гнев – когда мы хотим оттолкнуть что-то по причине того, что оно нам не нравится.
3.Ревность, зависть – чувства, которые мы испытываем, когда не хотим, чтобы кто-то кроме нас испытывал счастье.
4.Гордость – когда человек считает, что он лучше, чем остальные.
5.Запутанность – эмоция, которую мы испытываем, когда не знаем, чего хотим.

Кроме этого, практически все люди имеют жесткие и непоколебимые представления о мире. Все это заставляет человека страдать и вовлекает в бесконечный круг перерождений – сансару. Поэтому согласно учению Будды, все состояния ума, по сравнению с состоянием Просветления, являются страданием.

Вторая Истина

Вторая Истина гласит, что неудовлетворенность – это всегда результат наличия стремления или желаний. Будда говорил, что человек опутан своими желаниями, как паук паутиной. Большинство людей не хотят видеть мир таким, каким он есть на самом деле, предпочитая лицезреть только положительное и приятное, отворачиваясь от негативного и уродливого. Мы пребываем в неустойчивом состоянии ума, когда настоящее редко удовлетворяет нас. Человек всегда находится в замкнутом круге: если желание неудовлетворённо, то индивидуум страстно мечтает изменить настоящее. Если же ему удается воплотить свое стремление, то он сталкивается со страхом грядущих изменений, которые неизбежно принесут ему разочарование и неудовлетворение. Человек подсознательно всегда понимает, что удовольствие от осуществления желания всегда временно. По мнению Будды, люди испытывают страдания от чрезмерного цепляния за жизнь, привязанности к ней. Как следствие этой невежественности, мы разделяем мир вокруг нас на части, пытаясь зафиксировать реальность. Мы попадаем в порочный круг сансары, круговорота рождений и смерти. Его движущей силой является карма, непрекращающаяся цепочка причин и следствий.

Третья Истина

Согласно Третьей Истине, избавившись от желаний, можно избавиться от страданий, и достичь состояния полного освобождения – нирваны. Будда говорил, что каждый человек может научиться принимать мир таким, каким он есть на самом деле и не чувствовать неудовлетворенности от ограничений. Однако избавление от желаний вовсе не предполагает их искоренение. Это значит только то, что человек устраняет привязанность и веру в то, что чувство счастья зависит от того, исполнились ли его мечты. Желания нужны нам, чтобы стимулировать движения вперед. Однако важно понимать, что если бы они удовлетворялись немедленно, все мы «влачили» бы серое существование, не ощущая радости и удовлетворения. В состоянии просветления не существует ложных представлений об отдельном «я», так как человек наслаждается единством всего сущего.

Четвертая Истина

Четвертая Истинна буддизма гласит, что человек может достичь устранения желаний и чувства неудовлетворенности, если будет придерживаться Благородного Восьмеричного Пути или так называемого Срединного Пути. Будда говорил, что во всем следует придерживаться чувства умеренности: не искать максимум возможностей для чувственных удовольствий и не заниматься самоумерщвлением.

Восьмеричный путь представляет собой:
Правильную речь
Правильные действия
Правильную жизнь (обстоятельства или средства к жизни)
Правильные усилия
Правильную внимательность
Правильное сосредоточение
Правильную мысль
Правильное понимание

Что подразумевает «правильность» решает для себя сам индивидуум и принимает на себя ответственность за свои действия. Таким образом, он становится более зрелым человеком. Кроме этого, Будда оставил своим последователям конкретные методы, которые помогают достичь такого состояния. Это эффективные средства и медитации, позволяющие раскрыть все положительные качества тела, речи и ума.

Будда считал свое учение не последовательной философской системой, а средством достижения просветления. Во всех своих высказываниях он старался подчеркнуть непостоянство всего сущего и призывал своих учеников не следовать его предписаниям слепо, а избрать свой собственный путь.

Читайте также: