Какие высказывания называют публичными
Обновлено: 04.11.2024
Публичной называют такую речь, которая рассчитана на аудиторию, на восприятие значительным количеством слушателей. Именно публичному стилю речи посвящена наша статья.
Устная или письменная
- ориентированность на слушателя;
- эмоциональность, непосредственность;
- использование невербальных средств общения (то есть не словесных: мимики, жестов, интонации).
Но в тоже время публичная речь имеет и ряд особенностей письменной речи:
Качество публичной речи
На результативность, качество публичной речи влияют многие факторы.
Например, психологические:
- заинтересованность говорящего в предмете речи;
- желание аудитории слушать выступление;
- доступность и занимательность тематики и т.д.
Отсюда следует правило выбирать тему, которая интересна и докладчику, и аудитории.
Другая большая группа факторов связана с умением докладчика находить и подбирать информацию.
И, наконец, третья группа носит собственно лингвистический характер. Это умение докладчика пользоваться стилистическими и лексическими богатствами русского языка и подбирать их в соответствии со своей коммуникативной целью. Сюда можно отнести:
- владение нормами русского литературного языка;
- умение строить речь в соответствии с коммуникативным замыслом;
- умение говорить интонационно выразительно и внятно, с достаточной громкостью;
- умение правильно и доступно строить высказывания.
Жанры публичной речи
Различные выступления нам приходится слушать достаточно часто. В зависимости от того, кто, кому и по какому поводу говорит, мы можем разделить публичную речь на несколько жанров.
- выступление кандидата в депутаты;
- политический обзор;
- доклад на партийном собрании и тому подобное.
Выступление на научную тему:
- доклад;
- лекция в институте;
- выступление на научной конференции и т.п.
Принципы построения публичной речи
Как правило, публичное выступление имеет классическую трехчастную структуру: вступление, основная часть, включающая аргументацию, и вывод или заключение.
Вступительная часть очень важна: она мотивирует слушателей обратить внимание на высказывание докладчика. И, если вводная часть построена занимательно, с привлечением доказательств актуальности темы, то слушатели с большим интересом относятся к дальнейшему выступлению. В этой части высказывания докладчик должен стремиться заинтриговать слушателей, внушить им доверие к тому, о чём он будет рассказывать. В этой же части обычно высказывается тезис, который в дальнейшем будет доказывается.
В основной части содержится изложение аргументов и собственно доказательство или разбор какого-либо вопроса. В этой части важно четко разделить аргументы и конкретно пояснить, каким образом они подтверждают тезис.
Психологи утверждают, что в основной части не должно быть более 7 каких-либо утверждений или аргументов, потому что перенасыщенный информацией доклад с трудом воспринимается слушателями и не достигает цели.
Вывод, или итог, является обязательным условием грамотно построенной публичной речи. Если вывод не сделан или итог не подведен, у слушателей остаётся впечатление, что высказывание было бессмысленным и бесцельным.
Что мы узнали?
Публичная речь имеет черты как устной речи, так и письменной. Но бытует она обычно в устной форме. Существует несколько жанров публичной речи. Необходимый жанр выбирают в соответствии с коммуникативной целью, которую ставит перед собой докладчик. Результативность высказывания зависит от ситуации, психологических особенностей докладчика и слушателей, от умения подобрать и интерпретировать информацию, а также от собственно лингвистических факторов, то есть от того, насколько грамотно и выразительно построено выступление. Публичная речь строится по классической трехчастной схеме.
Читайте также: