Как нужно понимать выражение нас эти залпы с ними разлучили

Обновлено: 21.11.2024

Особенный виртуальный 11 "А" класс вернуться к странице

Татьяна Решетнева запись закреплена

Тема урока: А. Т. Твардовский. Желание понять истоки побед и трагедий советского народа. Искренность исповедальной интонации поэта. «Я знаю, никакой моей вины», «В тот день, когда закончилась война», «Дробится рваный цоколь монумента».

1.Читаем и запоминаем.
— Событием, которое во многом определило жизнь Александра Твардовского и жизнь его поэзии, стала Великая Отечественная война. О чём бы поэт ни писал в послевоенное время, он всё соотносил с войной; о чём бы ни думал, помнил «тех, моих ребят».
Творчество военного периода — а оно составляло третью часть всего написанного им за 45 лет жизни в литературе — было подчинено стремлению помочь воюющему народу. Твардовский воспринимает войну не только как все народное бедствие, угрозу жизни и чести человека, но и как тяжкое испытание, избавление от которого связано с великой работой, всенародным трудом.
Во время бед и потрясений народные писатели и поэты всегда остро ощущали свою кровную связь с народом. Свыше тысячи из них ушли на фронт. Более 500 поэтов и писателей награждены орденами и медалями, около 300 не вернулись с войны. Ежедневный писательский труд во имя Победы тоже был подвигом. Сквозь грохот войны был слышен и голос Твардовского, потому что говорящий и пишущий, по словам поэта А. А. Суркова, стояли «близко у сердца воюющего человека». Мысли о прошедшей войне не оставляли Твардовского до конца жизни. В произведениях Твардовского военных и послевоенных лет главное место занимает патриотическая тема — в самом важном и высоком значении этого слова. Тяжёлые военные будни, где сама война приравнена к тяжкому труду, дружба, доказанная кровью, долгожданная Победа, любовь к родине, память о пережитом, память о погибших, тема бессмертия, призыв к миру — таков круг тем, к которым обращается поэт в эти годы.

— Несмотря на то, что А. Т. Твардовский был признан властью, его творчество в определённой степени выпадало из рамок официальной литературы. Будучи далёким от её искусственной патетики и агитационной шумихи, в своей лирике поэт стремился освещать трагическую правду народной жизни. Под этим углом, в частности, он осмыслял тему Великой Отечественной войны в послевоенных произведениях. Поэт подчёркивал, что в послевоенные годы его душу
переполняло вынесенное из фронтовой жизни чувство, которое можно было бы определить как «вечный долг живых перед теми, кто отдал жизнь за общее дело, невозможность забвения и не иссякающее ощущение как бы своего присутствия в них, а их — в себе».
Лирика Твардовского о войне — это не только бесценная память о прошлом, не только история, которую нельзя забывать. Это живое участие поэта в нашей современности, настойчивая борьба за мир на земле, отражение героики наших дней, напоминание о долге человека перед обществом.

2. Аналитическая работа с текстом стихотворения
«В тот день, когда окончилась война…»
— Стихотворение «В тот день, когда окончилась война…» удивительно точно
раскрывает мысли автора о своем поколении, совершившем великий подвиг.
В небольшом по объёму стихотворении вместилась целая гамма чувств —
признательность за самоотверженность и храбрость; благодарность, что отстояли страну; непреходящее чувство вины невиноватого. Так сложилась судьба:
у одних — погибнуть, у других — жить и поднимать страну…

• Что бы вы сказали об авторе этих строк?
• Как бы вы о нём прежде всего подумали — как о военном, о писателе или
просто о человеке?
• Определите главную мысль стихотворения.
• Одинаковое ли содержание вкладывает поэт в местоимение первого лица
в этом стихотворении и в стихотворении «Я убит подо Ржевом…»? Что кроме
войны объединяет эти стихотворения?
• Нужно ли возвращаться к военной теме после стольких мирных лет?
Вывод:
— Писатель Г. Я. Бакланов в своих воспоминаниях о Твардовском заметил:
«Это “всё же” не одного его сопровождало и сопровождает в послевоенной выпавшей нам жизни. Но только он мог так за всех сказать». «Казалось бы, что может
сделать один художник в разливанном море всеобщего безумия. И, конечно же,
прав поэт, сказавший, что вроде бы и нет его вины в том, что война вспыхнула как
очевидный акт безумия и что она была тяжёлой и кровопролитной. И тем не менее
не случаен этот горький вздох запоздалого сожаления, близкого к ощущению собственной вины: “…но всё же, всё же, всё же…”»,— писал прозаик Б. А. Можаев.

4. Читаем и запоминаем. Пригодится для аргументов ЕГЭ по русскому языку.
Итак, чувство обязательства живых перед павшими, невозможности забвения всего происшедшего — основные мотивы военной лирики А. Т. Твардовского. «Я жив, я пришёл с войны живой и здоровый. Но сколько я недосчитываюсь… сколько людей успели меня прочитать и, может быть, полюбить, а их нет в живых. Это была часть меня»,— писал поэт. Эти обязательства составляют пафос и написанного после «Я убит подо Ржевом…» стихотворения — «В тот день,
когда окончилась война…», и многих других, вплоть до последних строчек «Из записной книжки»: «Я знаю, никакой моей вины…»
В нескольких стихотворениях А. Т. Твардовский повторяет, варьирует этот
основной мотив: «вечное обязательство живых перед павшими». Но это не простое однообразное повторение одной и той же мысли. В каждом стихотворении
она раскрывается по-своему, дополняется новыми оттенками. Это предупреждение поджигателям войны (в том числе и холодной), напоминание сыну погибшего воина, уважение к матери и вдове павшего, завещание живым беречь Отчизну, ответственность поэта за своё творчество.

5. Д/з: Дать толкование стихотворения Твардовского «Дробится рваный цоколь монумента»

Читайте также: