К какому виду ууд относится выражение своих мыслей
Обновлено: 04.11.2024
Рассмотрим основные виды УУД по ФГОС. Таблица с разными видами универсальных учебных действий представлена на фото.
Под данным термином подразумевают сумму разных способов действий школьников, которые обеспечивают способность самостоятельно усваивать новые умения и знания.
Теоретические аспекты
Основные виды УУД по ФГОС связаны со способностью обучающегося, без помощи педагога, формировать новые компетентности, в том числе самостоятельно организовывать познавательный процесс. Приобретение умения учиться позволяет учащимся открывать большие возможности для разных предметных областей. Ребенок осознает значимость и важность учебного процесса, его целевую направленность, ценностно-смысловые и операционные характеристики.
Компоненты учебной работы
Формирование УУД связано со следующими элементами:
- познавательными мотивами;
- учебными целями и задачами;
- умениями выстраивать образовательные траектории, преобразовывать материал;
- контролем и оценкой результатов своей работы.
Умение учиться является существенным фактором увеличения результативности освоения школьниками предметных знаний, формирования компетенций и умений, ценностно-смысловых оснований собственного морального выбора.
Функции
Все виды УУД по ФГОС в начальной школе обеспечивают возможности обучающегося к самостоятельному осуществлению учебного процесса, постановке цели, поиску и применению необходимых средств и способов ее достижения, контролю и оцениванию результатов своей работы. Кроме того УДД способствуют созданию условий для самореализации и гармоничного развития ребенка, посредством постоянного образования.
Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают навыки и компетентности во всех предметных областях.
Виды УУД
Остановимся подробнее на данном вопросе. Какие существуют виды УУД по ФГОС? Таблица, представленная на слайде, подтверждает их многообразие и структурированность.
Благодаря личностным УУД обеспечивается ценностно-смысловая ориентация учащихся. Они получают навыки соотнесения поступков и событий с существующими в обществе этическими принципами, учатся выделять в межличностных отношениях нравственные аспекты поведения.
Учебные действия
Какие выделяют для них виды УУД по ФГОС? Таблица с подробной классификацией демонстрирует выделение трех видов действий:
- самоопределение: жизненное, профессиональное, личностное;
- смыслообразование, предполагающее установление детьми взаимосвязи между целью учебного процесса и его мотивом;
- нравственная и этическая ориентации, обеспечивающие моральный выбор на основе личностных и социальных ценностей морального выбора.
Регулятивные УУД
Они способствуют организации обучающимися собственной учебной работы. К ним причисляют:
- целеполагание (постановку учебной задачи на известных и неведомых школьникам знаниях);
- планирование (выявление последовательности отдельных этапов в образовательной деятельности, продумывание алгоритма, последовательности действий);
- прогнозирование (предвосхищение уровня усвоения материала);
- сравнение последовательности действий и результата с эталоном, выявление отклонений;
- коррекция, связанная с внесением дополнений и некоторых изменений в разработанный план;
- оценка усвоенного материала, качества и уровня знаний и умений.
Все виды УУД по ФГОС, таблица которых представлена на фото, способствуют саморегуляции школьников, мобилизации их энергии и сил. Школьники приобретают мотивационные навыки к преодолению поставленных перед ними препятствий.
Особенности УД
Они включают логические, общеучебные действия, постановку и решение проблемы. В настоящее время выделяют следующие общеучебные универсальные действия:
- индивидуальное выделение и формулировку познавательной цели;
- поиск и сбор нужной информации, использование информационного поиска, включая и компьютерные средства;
- выстраивание структуры знаний;
- осознанная и последовательная речь в письменном и устном виде;
- подбор результативных вариантов решения задач с учетом существующих условий;
- рефлексия условий и способов действия, контроль, а также оценка результатов собственной работы;
- осознанная оценка СМИ, формулировка и постановка задачи, разработка алгоритмов работы в рамках решения проблем поискового и творческого вида.
Знаково-символические действия
Они составляют особую группу УУД. К ним относятся:
- моделирование;
- символические действия;
- изменение модели для выявления общих закономерностей, касающихся определенной предметной области.
Формирование УУД логического вида:
- синтез;
- анализ;
- сравнения;
- классификации по признакам разных объектов;
- выявление следствий;
- определение причинно-следственных связей;
- выстраивание логического плана действий;
- постановка гипотезы, ее обоснование;
- доказательство.
Логические учебные действия способствуют созданию школьниками самостоятельных вариантов решения различных задач поискового и творческого вида.
Коммуникативные УУД способствуют развитию социальной компетентности, формированию навыков ведения диалога. Школьники выстраивают сотрудничество с взрослыми и сверстниками на основе социального партнерства. К коммуникативным действиям относятся:
- планирование образовательного сотрудничества с одноклассниками и педагогом (постановка целей, распределение функций между участниками образовательного процесса);
- постановка вопросов, сотрудничество в подборе и сборе необходимой информации;
- разрешение возникающих конфликтов, оценка альтернативных вариантов, их реализация;
- контроль, анализ, коррекция работы партнера;
- полное выражение своих мыслей, согласно задачам и условиям коммуникации, владение диалогом и монологом с учетом синтаксических и грамматических норм родного языка.
Заключение
Развитие системы УУД в системе регулятивных, личностных, коммуникативных, познавательных действий, которые определяют развитие психологических качеств личности, происходит в рамках возрастного и нормативного развития познавательной и личностной сфер школьника. Процесс обучения определяет основное содержание и характеристики учебного труда школьника, определяет зону ближайшего формирования УУД.
В качестве критериев оценки сформированности универсальных учебных действий у школьников выступает их соответствие психологическим и возрастным требованиям. Формирование УУД определяется в образовательном процессе тремя положениями:
- в качестве цели, содержания, организации;
- в рамках усвоения различных предметных областей;
- в контексте формирования личностной, социальной компетентности школьников.
Результативность любой деятельности человека связана не только со способностями, но и с рациональными способами ее выполнения. В. А. Сухомлинский считал, что во многих случаях учащийся не способен овладеть знаниями только потому, что он не научен учиться. Это особенно актуально в наше время, характеризующееся переходом от индустриального к постиндустриальному обществу. В ФГОС нового поколения формирование УУД, которые обеспечивают школьникам умение учиться, самостоятельно развиваться, самосовершенствоваться, представлены в качестве важнейшей задачи современной образовательной системы.
Читайте также: