Jus est ars boni et aequi это выражение означает

Обновлено: 04.11.2024

Данное изречение принадлежит древнеримскому юристу Цельсу и часто используется современными юристами в рамках правового (и не только) дискурса.

Ввиду популярности этого изречения, достаточно актуальным представляется вопрос о его действительном смысле. Особенно – в свете того, что понятия «добро» и «справедливость» многозначны.

В Древнем Риме слово «ars» обозначало как «науку», так и «искусство». Однако сегодня эти понятия не тождественны. Поскольку речь идет о доктринальном юридическом тексте, более уместным является понятие «наука».

Получается: «право – это наука о добре и справедливости».

Слово «aequi» имеет ряд значений. Среди них, помимо «справедливости»: «эквивалентность», «равенство», «равенство перед законом».

При этом в латинском языке есть слово «justitia», означающее «справедливость» и «правосудие».

В чем же разница между двумя «справедливостями»?

Представляется, что для ответа на данный вопрос нужно обратиться к «Никомаховой этике» Аристотеля, где последний выделил два вида справедливости: общую и частную. При этом частную справедливость он разделил на распределяющую и уравнивающую.

Сущность распределяющей справедливости философ определил так:

«…проявляется в распределении…всего того, что может быть разделено между людьми…»; «…должна руководствоваться достоинством, но мерило достоинства не все видят в одном и том же …»; «…в этом значении справедливое — пропорция…».

В отношении уравнивающей справедливости Аристотель отметил следующее:

«…проявляется в уравнивании того, что составляет предмет обмена…»; «…закон обращает внимание лишь на различие ущерба, а с лицами обходится как с равными…»; «…каждый получил свое, если каждый получил равную часть…».

В «aequi» легко узнать ту самую уравнивающую справедливость в значении «равенства перед законом», или использования единых критериев, с точки зрения которых оцениваются поступки людей.

Под «boni» (добром) можно понимать санкции (позитивные и негативные), которые следуют за поступок. Даже «зло», которое причиняется правонарушителю в качестве негативной санкции, древние римляне вполне могли называть «добром».

Воздаяние людям в зависимости от их поступков — это проявление распределяющей справедливости.

Вместе с тем, чтобы определить, что заслуживают люди за свои поступки, необходимо сначала оценить эти поступки с точки зрения единых критериев, заложенных где-либо (например, в законе), то есть посмотреть на ситуацию в контексте уравнивающей справедливости.

Получается: «добро» (boni) + «уравнивающая справедливость» (aequi) = «распределяющая справедливость» = «право» (jus).

Также здесь стоит вспомнить слова еще одного знаменитого древнеримского юриста, Ульпиана, которыми он описал не что иное, как распределяющую справедливость, назвав ее «justitia»:

«справедливость есть постоянное и вечное стремление воздавать каждому свое» (justitia est constans et perpetua voluntas jus suum cuique tribuendi).

Следовательно, итоговое равенство, раскрывающее смысл изречения Цельса, должно выглядеть так:

«добро» (boni) + «уравнивающая справедливость» (aequi) = «распределяющая справедливость» (justitia) = «право» (jus).

Итак, с учетом вышеизложенного, формулировку «право – это наука о добре и справедливости» можно раскрыть следующим образом:

право – это наука о том, как воздавать каждому по его поступкам, оцениваемым с точки зрения единых законодательно установленных критериев.

Читайте также: