Изучение фольклора не является источником изучения продолжите фразу

Обновлено: 04.11.2024

Актуальность . Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества. Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни - важнейшее условие развития России. Разрешение проблем нравственного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных.

Устное русское народное поэтическое творчество своеобразно и неповторимо. Возникнув в глубокой древности, оно и теперь не потеряло своей значимости, продолжает жить, постоянно меняясь и оказывая воздействие на все слои общества и на все виды искусства.

Знание фольклора значительно обогащает и повышает общечеловеческую и филологическую культуру, позволяет проникнуть в сложную, порой противоречивую душу народа, увидеть эволюцию его самосознания и творческий характер мечты, познать его сокровенные мысли и убеждения.

Без знания истории и обычаев своего народа, без приобщения школьника к народной культуре той страны, где он родился, рос и живет, невозможно воспитать достойного гражданина Отечества. Именно с воспитания любви к Родине должен начинаться процесс формирования гражданина нового времени. Надо добиться, чтобы с самого раннего возраста дети усвоили такие понятия, как дом, отец и мать, брат и сестра, бабушка и дедушка, родня, отношения в семье между поколениями и между собой, уважительное отношение к природе, ко всему живому.

Устное поэтическое творчество народа представляет большую общественную ценность, состоящую его познавательном, идейно-воспитательном и эстетическом течениях, которые неразрывно связаны между собой.

Познавательное значение фольклора проявляется прежде всего том, что он отражает особенности явлений реальной жизни и ют обширные знания об истории общественных отношений, труде и быте, а также представление о мировоззрении и психологии народа, о природе страны.

Познавательное значение фольклора увеличивается еще и тем, что в его произведениях не только представлены, но и объяснены картины жизни, события истории и образы героев. Так, былины и исторические песни объясняют, почему русский народ выдержал монголо-татарское иго и вышел победителем в борьбе, разъясняют смысл подвигов богатырей и деятельности исторических лиц. М. Горький говорил: «Подлинную историю трудового народа нельзя знать, не зная устного народного творчества» (Горький, 1999)

Идейно-воспитательное значение фольклора заключается в том, что лучшие его произведения вдохновлены высокими прогрессивными идеями, любовью к родине, стремлением к миру. Фольклор изображает богатырей как защитников родины и вызывает чувство гордости за них. Он поэтизирует русскую природу - и реки могучие (Волгу-матушку, широкий Днепр, тихий Дон), и степи раздольные, и поля широкие - и этим воспитывает любовь к ней. В произведениях фольклора воссоздан образ русской земли.

Эстетическое значение фольклорных произведений состоит в том, что они являются замечательным искусством слова, отличаются большим поэтическим мастерством, что сказывается и в их построении, и в создании образов, и в языке.

Фольклор искусно пользуется вымыслом, фантастикой, а также символикой, т. е. иносказательной передачей и характеристикой явлений и их поэтизацией. В фольклоре выражаются художественные вкусы народа. Форма его произведений веками отшлифована творчеством прекрасных мастеров. Поэтому фольклор развивает эстетическое чувство, чувство прекрасного, чувство формы, ритма и языка. В силу этого он имеет большое значение для развития всех видов профессионального искусства: литературы, музыки, театра. Творчество многих великих писателей и композиторов тесно связано с народной поэзией. Для фольклора характерно раскрытие прекрасного в природе и человеке, единство эстетического и морального начал, соединение реального и вымысла.

Работы современных педагогов - Н.С. Бибко, Н.Е. Львовой, Г.К. Щербининой, М.А. Никитиной - раскрывают, как через сказочные элементы учитель может найти путь в сферу эмоций ребенка и на этой основе формировать нравственные категории.

Таким образом, актуальна тема нашей выпускной квалификационной работы « Изучение фольклорных жанров в начальной школе »

Объект исследования – процесс обучения литературному чтению в начальной школе

Предмет исследования – методика работы над фольклорными произведениями в начальной школе

Цель исследования : рассмотреть особенности изучения фольклорных произведений в начальных классах

Задачи исследования :

1)раскрыть сущность и особенности жанров фольклорных произведений;

2) рассмотреть изучение фольклорных произведений в программах по литературному чтению для начальной школы;

3) д иагностировать уровень знаний младших школьников фольклорных произведениях

4) разработать программу работы с фольклорными произведениями на уроках в начальных классах и выявить ее эффективность

Методы исследования: анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, научных статьей и методических разработок, исследований ученых по теме. Практические: тестирование, синтез обобщение.

Глава 1. Теоретические основы изучения фольклорных произведений в начальных классах

1.1. Понятие фольклора

Фольклор – это народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрение, идеалы, принципы. Фольклор включает в себя произведения, передающие основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, родине. На этих произведениях воспитываются наши дети и сейчас. Знание фольклора может дать человеку знание о русском народе, и в конечном итоге о самом себе.

Наука о фольклоре – фольклористика – вполне самостоятельная, живая и интересная наука, тесно связанная с другой, близкой ей наукой – этнографией. Этнография занимается описанием и изучением быта различных народов, их хозяйства, промыслов, художественных ремесел, хозяйственных орудий и предметов домашнего обихода, одежды и оружия, верований, обрядов и игр. По-своему складывается быт у каждого народа, неодинаково развивается в разных материальных и социальных условиях и его историческая жизнь. И фольклор, отражающий жизнь народа в разнообразных проявлениях, у каждого народа имеет свои особенности. "Подлинную историю трудового народа нельзя знать, не зная устного народного творчества". [5]

Фольклор – художественное народное искусство, художественная творческая деятельность трудового народа; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования. фольклор этнография обряд

В фольклоре, сложившемся в ходе общественной трудовой практики, воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнёта, мечты о справедливости и счастье.

Фольклор национален, в этом его достоинство. Каждый народ имеет традиции, обычаи, символы поклонения. Нация бережет свои культурные обретения и передает из уст в уста как самое ценное. "У каждой национальной культуры есть свои духовные обретения и открытия, свои драмы и трагедии, свое видение мира. Будущее каждого народа связано с национальной культурой, которая является для него гарантом жизни. Это идея обладает своей имманентной логикой: именно она закладывает духовный и интеллектуальный потенциал нации, укрепляет духовное здоровье народа, создает его нравственный идеал". [10]

Фольклор – категория историческая. В произведениях народного творчества живут герои, которые прославились победами в войнах, небывалыми открытиями. В песнях и былинах предстают события давних лет, пословицы и поговорки, рождённые на месте труда, а не только слова. Каждое поколение принимает свои культурные дары и продолжает их. И.В. Малыгина считает, что культурное наследие – очень важная, очень значительная часть каждой национальной культуры, однако не всегда вполне осознаваемая и понимаемая, если его рассматривать только с точки зрения современности. Поэтому для постижения самобытного образа мира того или иного народа, требуется расширение временных рамок исследования культуры. Автор относит национальную культуру в разряд исторических наук.

По мнению Л.Н. Толстого, сутьфольклора заключается в следующем: "Фольклор – это народное творчество, очень нужное и важное для изучения народной психологии в наши дни. Фольклор включает в себя произведения, передающие основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, родине. На этих произведениях должны воспитываться дети. Изучение фольклора может дать человеку знание о русском народе, и в конечном итоге о самом себе." [11]

В фольклоре воплощались воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникало в процессе формирования человеческой речи.

В России в XIX веке вопросами изучения и исследования фольклора занимались такие учёные, как А.Н. Афанасьев, Ф.И. Буслаев, П.В. Киреевский.

Деятельность П.В. Киреевского по собиранию народных песен дала громадные результаты. Он и другие славянофилы были не столько учеными, сколько преимущественно публицистами.

Художественное и историческое значение фольклора было глубоко раскрыто А.М. Горьким, высказывания которого имеют руководящее значение в разработке основных проблем фольклористики, в обращении к писателям, он говорил, что "… Начало искусства слова – в фольклоре. Собирайте ваш фольклор, учитесь на нем, обрабатывайте его. Он очень много дает материала и вам, и нам, поэтам и прозаикам. Чем лучше мы будем знать прошлое, тем легче, тем более глубоко и радостно поймем великое значение творимого нами настоящего". А.М. Горький подчеркивает в фольклоре его трудовое и коллективное начало, материалистическую и реалистическую его основу , его художественную мощь. Выделяя специфические черты, присущие устной народной поэзии, А.М. Горький в то же время не противопоставляет фольклору письменную художественную литературу как обособленные друг от друга явления. В народном творчестве он видит ту глубокую и плодотворную почву, на которую опирались в сущности все величайшие произведения литературы [6].

В современной науке Б.Н. Путилов выделяет пять основных вариантов значений понятия "фольклор":

– фольклор как совокупность, многообразие форм традиционной культуры, то есть синоним понятия "традиционная культура"; – фольклор как комплекс явлений традиционной духовной культуры, реализуемый в словах, идеях, представлениях, звучаниях, движениях. Помимо собственно художественного творчества охватывает и то, что можно назвать менталитетом, традиционными верованиями, народной философией жизни;

– фольклор как явления художественного творчества народа;

– фольклор как сфера словесного искусства, то есть область устного народного творчества;

– фольклор как явления и факты вербальной духовной культуры во всем их многообразии.

Читайте также: