Интонационная группа фраза и интонация

Обновлено: 07.07.2024

В статье исследуются разносторонние научные взгляды понятий « интонация » и « интонирование » контексте философии, лингвистики, психологии. Рассматриваются: авторское видение интонации и интонирования в качестве культурных феноменов; процесс их становления и развития в реалиях внешнего мира с учетом уникальности каждой отдельной эпохи. Интонации и интонирование феномены, которые в процессе развития человеческой истории стали: средством и способом выражения уникальной внутренней позиции и внутреннего мира человека, а также отношения к внешним историческим реалиям; механизмом обособления и идентификации во всех типах их проявлений; составной частью всех высших психических функций человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Чжан Цзяохуа

Интонации и интонирование как феномены культуры: контекст развития внешних реалий и высших психических функций Интонационная основа взаимодействия учебных дисциплин в подготовке педагога-музыканта Семантическая природа речевой и музыкальной интонации Роль интонации в культуротворческом процессе Средства музыкальной выразительности как элемент художественно-результативной стороны исполнительского процесса i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы. i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTONATION AND INTONATION: TERMINOLOGICAL AND PHENOMENOLOGICAL ASPECTS

Текст научной работы на тему «Интонация и интонирование: терминологический и феноменологический аспекты»

ярко выраженные (возможно, порой не столь выпукло проявившиеся) национальные интонации, поэтико-образный мир. Этот тезис должен быть принят как наиболее приемлемый и отражающий суть современного состояния духовной культуры всех переселенческих групп мари.

Таковы предварительные сведения по песенной культуре шаранских мари, в изучении которой пока что сделаны первые шаги.

1. Васильев В.М. Марий калык муро = Марийские народные песни. Казань, 1919.

2. Васильев В.М. Марий калык муро = Марийские народные песни. М., 1923; Марий калык муро. Чч. I и II. Йошкар-Ола, 1937; Марий калык муро Йошкар-Ола, 1991.

3. Герасимов О.М. «Элнет кундемын по-янлыкше» («Сокровища стороны Элнет»), Йошкар-Ола, 1996 (в 1995 году по этой теме им защищена кандидатская диссертация); О.М. Герасимов и О.А. Третьяков «Курмызак олык» («Вальдшнеповы луга»), Йошкар-Ола, 2001.

4. Кульшетов Д.М. Чорай вел марий калык муро = Народные песни Чураевских мари. Йошкар-Ола, 1997.

5. Марий калык муро = Марийские народные песни. М..-Л.. 1951.

6. Смирнов К.А. Эрвел марий муро = Песни восточных мари. Йошкар-Ола, 1951. В сборнике опубликованы пять песен Шаранских мари - №№ 26, 51, 52, 71, 81.

7. Сепеев Г.А. Восточные марийцы. Йошкар-Ола, 2005.

ИНТОНАЦИЯ И ИНТОНИРОВАНИЕ: ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ И ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ

Сумской государственный педагогический университет имени А. С. Макаренка, аспирант

INTONATION AND INTONATION: TERMINOLOGICAL AND PHENOMENOLOGICAL ASPECTS

Sumy State Pedagogical University named after A.S. Makarenko, graduate student

В статье исследуются разносторонние научные взгляды понятий «интонация» и «интонирование» контексте философии, лингвистики, психологии. Рассматриваются: авторское видение интонации и интонирования в качестве культурных феноменов; процесс их становления и развития в реалиях внешнего мира с учетом уникальности каждой отдельной эпохи.

Интонации и интонирование - феномены, которые в процессе развития человеческой истории стали: средством и способом выражения уникальной внутренней позиции и внутреннего мира человека, а также отношения к внешним историческим реалиям; механизмом обособления и идентификации во всех типах их проявлений; составной частью всех высших психических функций человека.

Ключевые слова: интонация, интонирование, искусство, гармония, ритм, тон, интонационная теория.

Keywords: intonation, intonation, art, harmony, rhythm, tone, intonation theory.

Если сейчас мы имеем возможность углубленно изучать феномены «интонация» и «интонирования», то в древние времена мыслители были первопроходцами в познании данных культурных феноменов. Так, обращаясь только к Платону, находим в его произведениях большое количество терминов, имеющих непосредственную связь с понятиями интонации и интонирования, которые появились через тысячелетия. Среди них: гармония,

искусство, ритм, тон и др. Во всех своих работах Платон обращался к их сущности.

Рассмотрим значение и смыслы некоторых из них. Гармония. В своих произведениях философ рассуждал о жизненной гармонии, размышлял о гармонии как о чем-то божественном, невидимое и бестелесное, писал о гармонии произведений художников, речей, звуков. Кроме этого, Платон рас-

сматривал гармонию как средство против расстройства во взаимосвязях души и тела, как божественное и смертное движение, как сочетание гармонии с ритмом, как порядок в звуках.

Искусство. Суть искусства Платон описывал следующим образом: рассматривал его как нечто целое; выделял искусство творить образы, искусство творческое и приобретенное, разделял искусство музыкальное и ораторское (искусство красноречия), при этом, искусство красноречия понимал как умение захватывать душу словами. Философ считал, что искусство обладает «очистительным» влиянием; изобразительные способности человека объяснял как способность к подражанию; выделял виды искусства. При этом он замечал: искусство не делает человека мудрым и не имеет отношения к добродетели.

Ритм. Платон рассматривал ритм сам по себе, и в единстве с гармонией, считая, что ритм и гармония есть нечто бестелесное и божественное. Теоретические импликации ритма имеют фундаментальное значение, например, в современной театральной практике, где последний выступает как значимый фактор организации фабулы, развития сценических знаков и событий, производства смысла. Ритм имеет значение во всех видах искусства и в повседневном общении людей.

Тон - от греческого напряжение, ударение. В текстах находятся обсуждения Сократа с Протарха, где определяется, сколько бывает интервалов между высокими и низкими тонами, какие это интервалы и где их границы, сколько они образуют систем. Такие системные образования философы называли гармониями и призвали рассматривать их как единство ритма и меры; таким же образом они предлагали рассматривать любое единство и множественность [8, с. 14].

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, уже в трактатах IV века до н. э. можно встретить термины, тождественные по значению к рассматриваемым нами понятиям. Уже тогда, наука положила начало обозначению элементов внешних реалий, а также тех значений и смыслов, которые через века позволили более глубоко и ясно обсуждать значения и смыслы новых, гораздо более поздних по возникновению понятий «интонация» и «интонирование».

Исследование понятия «интонация» невозможно без рассмотрения понятия «интонирование». При этом, философские и художественные области толкуют эти культурные феномены по-разному. Известно, что термин «интонирование» происходит от глагольной формы последнего: интонировать - произносить (озвучивать) с определенной интонацией. Важно заметить, что использование указанных понятий не ограничивается только музыковедением, музыкальным искусством. Они связаны и с областями других видов искусств, прежде всего тех, которые относились к первоначальной синкретической форме культуры, которая включала пластику, музыку и слово.

Важно отметить, что само определение понятия «интонирование» является несколько проблематичным. Так, несмотря на достаточно активное

использование этого термина, во всех словарях приведена только его глагольная форма: «интонировать» - выполнить или произнести с определенной интонацией. При этом, существительное «интонирование» не встречается не только в словарях, но и в исследованиях, посвященных данной проблеме. Однако, дано определение другого понятия - «интонация». В словаре С. Ожегова находим три его определения: «1. Повышение или понижение тона голоса при произношении. 2. Манера речи, которая выражает определенные чувства говорящего, тон. 3. Точность звучания голоса при пении или музыкального инструмента во время игры» [7, с. 224]. Как видим, интонация часто понимается как манера произношения, выражение чувств оратора, его отношение к предмету речи, особенности его душевного склада и состояния в данный момент. Интонация в речи представляет собой ее ритмико-мелоди-ческий строй. В процессе познания, феномен «интонация» приобрел нескольких значений:

• интонация - это уникальный ритмико-мело-дический строй языков и жестов народов мира; чередование повышений и понижений, ускорений и замедлений тонов при произнесении языковых конструктов. Каждый народ имеет свои особые интонации в речи и в выразительных движениях, особый характер произношения слов и предложений в устной речи, специфический характер исторически сложившихся выразительных жестов и движений, традиционных песнопений и старинной музыки;

• каждый человек является носителем особой, присущей только ему интонации, которая окрашивает его язык и индивидуальные мимические и телесные движения, а также паузы (выразительные замирания).

Французский писатель, теоретик театра и новатор театрального языка А. Арто (1896-1948), описывая свой «театр жестокости», в действительности обсуждал любое высказывание как процесс интонации. При этом, согласно А. Арто, «Слова будут использоваться и в истинно магическом смысле, в зависимости не только от их значения, но и от их формы, их чувственной эманации» [1]. Безусловно, здесь речь шла о значении интонации.

Р. Барт (1915-1980) - французский философ и литературовед, согласно которому язык является не простым орудием содержания, он сам активно производит это содержание. Р. Барт отмечал: голос -это «интимная подпись актера» [3];

• интонация представляет собой особый культурный знак в риторике, а также в музыкальном и театральном искусстве, где режиссер, актер и дирижер, лекторы и ораторы, певцы и музыканты создают эталоны интонационной культуры и контролируют соответствие сыгранного или выполненного слова или жеста. По особенностям интонации речи и жестов человека можно судить о культурной среде, к которой он принадлежит.

Согласно мнению языковеда-мыслителя А. Потебни (1835-1891), со словами могут происходить изменения, которые приводят к потере им своей образности: «По мере того, как мысль с помощью слова идеализируется и освобождается от

влияния непосредственных чувственных восприятий, которые ее угнетают и измельчают, слово лишается своей образности» [9, с. 154.]. При этом слово, безусловно, «сгущает мысли» [9, с. 155.], а сгущению мыслей способствует сопутствующая слову знаковая система интонаций, которой подчеркиваются произнесенные слова.

В советское музыковедение указанные термины были введены основателем интонационной теории, академиком Б. Асафьевым [2]. В трудах ученого исследуемый термин применяется в двух значениях. Так, первое имеет тесную связь со структурным образованием звукотворчества: «Музыкальная интонация - осмысление существующих звучаний в систему звукоотношений, точно зафиксированных памятью: тональностей и тонов» [2, с. 198], в отличие от речевой интонации: «Речевая интонация - осмысление музыкально не фиксированных звучаний, которые не стабилизировались в музыкальных величинах или постоянных отношениях звуков, которые стали тонами» [там же]. Также ученый обращает внимание на наличие в слове «интонация» корня «тон». Обращаясь к немецкому языку, можно заметить, что слово «Ton» означает именно музыкальный звук, в отличие от слова «Klang», которое означает звук физический.

Второе значение, которое вкладывает Б. Асафьев в понятие «интонация» - интонация как звучание. Автор рассматривает три фактора, которые являются существенными для мелодического становления - «расстояние, направление (границы высотности), степень напевности (распределение силы дыхания в данном звучании, то есть фактор динамического порядка)» [2, с. 199]. Как видим, первые два фактора раскрывают структурное значение, третий - образно-смысловое и артикуляци-онно-выразительное, что связано с звуконаполне-нием, звукообразованием, звукоизвлечением, а следовательно, является более приближенным к понятию «интонирование».

В своих трудах ученый вспоминает и само понятие «интонирование». Так, рассматривая музыку как искусство интонированного смысла, Б. Асафьев обнаруживает непосредственную зависимость содержания от окраски звучания. По мнению академика, в процессе интонирования личность «Не мыслит себя вне отношения к действительности, и как языковая, так и музыкальная интонация не проявляется путем механической артикуляции. Поэтому тонус голоса человека, то есть проявление в звучании его психической деятельности, всегда несет эмоционально-смысловую нагрузку и эмоциональное напряжение, в зависимости от степени высотности» [2, с. 199]. Однако, исследования интонационной теории дает возможность сделать вывод, что ее автор не дает конкретной формулировки понятию «интонирование». Так, заявляя, что специфичность музыкального языка заключается именно в его интонационной природе, ведущим источником интонационного содержания Б. Асафьев называет интервал (конструктивный мелодический элемент) с его ритмической и звуковысотной выразительностью. Интервал он называет основой

выразительности музыкальной интонации: «Там, где речь идет об интервале, я толкую этот важнейший музыкальный элемент как выразительный и считаю, что интервал является одной из первичных музыкальных форм, ведь человеческое сознание, ища выражение в звуке, обязательно производил устойчивые опорные тоновисотные точки (узлы) и связи между ними (арки) для выражения интонационных закономерностей. Интервалы как форма выражения в каждой данной системе тонов - звукоряде, составляют интонационные показатели (степень тонового напряжения, высотность, устойчивость, которые отличаются в зависимости от инструмента). Но преобладание любого интервала в музыке является следствием интонационного отбора, происходящего под влиянием общественного сознания, и есть стилевым выявлением» [2, с. 218]. Отдельные единицы музыкального интонационного языка Б. Асафьев определяет как «по-певки», имея в виду «группу связанных тонов, составляющих мелодический оборот или рельеф» [2, с. 9-20]. Как видно из данного примера, речь идет не столько об интонировании, как способе звукоиз-влечения, сколько о выразительных возможностиях интонаций-интервалов.

В многочисленных научных трудах пост-аса-фьевського периода интонационная теория истолковывается как система взаимодействия слова и музыкальной интонации, как коммуникативная система. Использование термина «интонирование» как производного от «интонация» наблюдается в исследованиях Е. Алексеева, Е. Бондарь, Т. Верки-ной, А. Малинковской, Б. Незванова. Так, у Б. Незванова находим следующее определение понятия «интонирование»: «Выявление интонации в непосредственной звукотворчости» [6].

Проблема единства музыки и интонации словесной речи раскрывается в книге Е. Назайкинского «О психологии музыкального восприятия» [5]. Ученый отмечает, что на восприятие человеком музыкальной интонации влияет весь его языковой опыт. Особое значение Е. Назайкинский отводит синтаксическому языковому опыту, рассматривая общие со словесной речью функции музыкальной интонации: передачи логически-смысловой и эмоциональной информации, характеристическую; исследует различные взгляды на понимание музыкальной интонации, отмечая при этом факте отсутствие единого значения этого слова. Также ученым представлены характеристики музыкальной и речевой интонаций, на основе анализа различий языковой и музыкальной мелодики.

В последние десятилетия в интонационной теории большую роль играет личность В. Меду-шевского, в частности, его монография «Интонационная форма музыки» [4]. Ученый исследует мироощущение музыканта-творца, раскрывает физиологические и психические механизмы восприятия смыслов, заложенных в музыкальной интонации. Основная идея его работы запечатлена в названии первой главы книги: «Интонационная форма как единство протоинтонационной и аналитической стороны».

Таким образом, осуществлен анализ понятий «интонация» и «интонирование» дает возможность сделать вывод об их тесной связи, так как эти два термина предусматривают проявление эмоционального содержания в музыкальном (тоновом) звучании.

1. Арто А. Театр и его двойник. СПб.; М.: Симпозиум, 2000. 443 с.

2. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1971. 376 с.

3. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989. 616 с.

4. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. М.: Композитор, 1993. 262 с.

5. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. 197 с.

6. Незванов Б.А. Интонирование в курсе сольфеджио. Л.: Музыка, 1985. 184 с.

7. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1983. 816 с.

8. Платон. Филеб // Собрание сочинений: в 4 т. Т. 3. М.: Мысль, 1994. С. 7-78.

Читайте также: