Интерес это конкретное выражение осознанных потребностей

Обновлено: 22.11.2024

Мотивация это вербальное поведение, направленное на выбор мотивов (суждений) для объяснения, обоснования реального трудового поведения.

Формирование этих внутренних побудительных сил трудового поведения — суть процесса мотивации трудовой деятельности.

Мотиваторами выступают значимые факторы социального и предметного окружения (стимулы), либо устойчивые потребности и интересы.

Потребности — это забота индивида о необходимых средствах и условиях собственного существования и самосохранения, стремление к устойчивому сохранению равновесия со средой обитания (жизненной и социальной).

Существует множество социальных и моральных потребностей, которые изучаются и учитываются в социологии с разных точек зрения. Среди них можно выделить: потребность в самоуважении; потребность в самоутверждении; потребность в признании; потребность в социальной роли; потребность в самовыражении; потребность в активности потребность в продолжении рода и самовоспроизводстве; потребность в досуге и свободном времени; потребность в самосохранении; потребность в стабильности; потребность в общении; потребность в социальном статусе; потребность в социальной солидарности.

Рекомендуемые файлы

Курсовая работа вариант 111 Экономика предприятия Курсовая работа по Экономике предприятия - 211 вариант Экономика предприятия Решение задачи 11 Экономика Качество трудовой жизни: понятие, направления и методы повышения Экономика труда Курсовая работа (Б=60 тыс,стоимость=110 руб./шт) Экономика предприятия Разработка финансово-экономической модели предприятия (вариант №411) Экономика предприятия

Интересэто конкретное выражение осознанных потребностей. В отличие от потребности интерес направлен на те социальные отношения, от которых зависит удовлетворение нужд работника. Если потребности показывают, что нужно человеку для его нормальной жизни, то интерес отвечает на вопрос, как действовать, чтобы удовлетворить данную потребность.

Интересы бывают материальные (экономические) — интерес к денежным и материально-вещественным средствам удовлетворения потребностей. Кроме того, интересы могут быть и нематериальные: интерес к знаниям, науке, искусству, общению, культуре, общественно-политической деятельности и т.д.

На основе потребностей формируются ценности и ценностные ориентации, которые играют существенную роль в мотивационном процессе.

11.2. Ценности и ценностные ориентации

Ценности — это представления субъекта, общества, класса, социальной группы о главных и важных целях жизни и работы, а также об основных средствах достижения этих целей.

Ценности бывают: материальными, духовными, социальными, политическими и т.д. Они формируются на основе потребностей и интересов.

Для разных социальных групп работников, социальными признаками, одни и те же объекты и явления могут иметь разную значимость.

Направленность личности на те или иные ценности материальной или духовной культуры общества характеризует ее ценностные ориентации, служащие общим ориентиром в человеческом поведении.

Среди ценностей различают ценности-цели (терминальные) и ценности-средства (инструментальные). Терминальные ценности отражают стратегические цели существования человека: здоровье, интересная работа, любовь, материальное благополучие и т.д. Инструментальные представляют собой средства достижения целей.

Ценности дополняют и обогащают мотивацию трудовой деятельности, возвышая ее, так как в процессе труда работник обусловливает свое поведение не только потребностями и интересами, но и принятой системой ценностей.

11.3. Структура мотивов трудового поведения

Сами по себе мотивы достаточно подвижны, поскольку складываются под воздействием эмоций человека, его темперамента. Более устойчивое отношение к ситуациям и объектам, характеризующее более стабильную готовность к определенным действиям, выражается понятием «установка». Таким образом, «мотив» и «установка» близки по смыслу, хотя не являются полностью аналогами.

Мотивы в сфере труда выполняют разнообразные функции, которые реализуются в поведении работника:

Ø ориентирующая, когда мотив направляет поведение работника в ситуации выбора вариантов поведения;

Ø смыслообразующая, если мотив определяет собой субъективную значимость данного поведения работника, выявляя его личностный смысл;

Ø опосредствующая, когда мотив рождается на стыке внешних и внутренних побудителей, опосредуя их влияние на поведение;

Ø мобилизующая, если мотив мобилизует силы организма работника для реализации значимых для него видов деятельности;

Ø оправдательная, когда в мотиве заложено отношение индивида к должному, к нормируемому извне образцу, эталону поведения, социальной и нравственной норме.

Деятельность человека обосновывается одновременно несколькими мотивами.

Группа ведущих мотивов, определяющих поведение работника, получила название мотивационного ядра, которое имеет свою структуру. Структура мотивационного ядра различается в зависимости от конкретных трудовых ситуаций:

Ø выбора специальности или места работы;

Ø повседневной работы по данной профессии на предприятии;

Ø перемены места работы или смены профессии;

Ø инновационная, связанная с изменением характеристик трудовой среды.

Рис. 11. Классификация мотивационного механизма

регулирования трудового поведения

Структура мотивов очень гибка и постоянно меняется. Чем благоприятнее воспринимает работник все элементы ситуации, тем более выравнена структура мотивов трудового поведения. Следует различать социологический и психологический уровни изучения мотивации. В последнем случае исследуется процесс целеполагания и принятия решения, предшествующий действию. Постановкой цели заканчивается весь мотивационный процесс.

Структуру потребностей и интересов отражают затраты времени на различные виды деятельности. Изучение мотивов, установок, ценностных ориентации трудового поведения различных социальных групп работников, а также их структуры позволяет определить, во имя чего трудится работник. Система стимулов, создаваемая на основе знаний внутренних побудителей трудовой активности, является основой формирования оптимального типа отношений к труду.

Знание динамики мотивации труда — условие обязательных требований к работнику и ожиданий от него в разное время правильного выбора методов стимулирования в данный момент. Ведь мотивация — это процесс стимулирования отдельного работника или группы к действиям, приводящим к осуществлению целей организации.

Читайте также: