Идиосинкратические фразы что это у детей с аутизмом

Обновлено: 22.12.2024

Первый вид — это то, что я называю эхолалическое скриптование, а второй — это социальное скриптование. Два вида поведения, которые присущи людям с аутизмом, но всего одно слово — для них обоих.

Что такое эхолалическое скриптование?

Этот вид скриптованной речи хорошо известен родителям детей с аутизмом. Его иногда называют «копирование телевизора». Эхолалическое скриптование похоже на простую эхолалию, но обычная эхолалия — это повторение 1-2 слов или фразы, а эхолалическое скриптование — это, скорее, цитирование целых предложений из книг, фильмов, песен и других источников речи.

Эхолалическое скриптование часто понимают неправильно. Многие родители-нейротипики не любят его, поскольку оно напоминает стимы, и о нем можно четко сказать, как об аутичном поведении.

Мне также кажется, что его не понимают и еще в одном аспекте: многие люди-нейротипики считают, что, когда дети или взрослые с аутизмом используют эхолалию, они не вступают в контакт и, что называется, «находятся в собственном замкнутом мирке».

В том, что касается меня и тех детей и взрослых с аутизмом, которых я знаю, это совсем не так!

Конечно, эхолалическое скриптование, как и стимы, часто используется для развлечения — просто потому, что оно интересно само по себе. Но его можно использовать и как способ выражать себя, если и не добиваясь полноценного социального взаимодействия, то хотя бы вступая в контакт с другими людьми. «Я нахожусь вместе с вами, и я хочу об этом заявить».

Почему люди с аутизмом используют эхолалическое скриптование?

Этот вид скриптования также можно использовать для выражения себя и даже для коммуникации. Но этот способ общения часто не замечается или не понимается нейротипиками.

Я обнаружила, что в эмоционально окрашенных ситуациях, я часто повторяю диалоги или цитаты из фильмов и книг, которые, как мне кажется, могут иметь отношение к моим текущим потребностям или чувствам. Хотя в этот момент я не могу превратить свои мысли в собственную спонтанную речь, я могу выразить себя через знакомые и от этого приятные строки из фильмов и книг.

Когда я близка к эмоциональной перегрузке, я считаю, что я действительно общаюсь. То, что я говорю, что повторяю — все это имеет отношение к моему состоянию, просто мои слова нельзя истолковать буквально, а надо понимать, как они преломляются в конкретной ситуации.

Таким образом, эхолалическое скриптование — это не только удовольствие, но и потенциальная форма коммуникации и выражения себя.

Анализируйте поведение своего ребенка и пытайтесь понять, в каких ситуациях он говорит одну цитату, а в каких — другую. Также отмечайте, когда ваш ребенок использует больше эхолалического скриптования — это поможет вам узнать, в каких ситуациях он счастлив и приятно взволнован.

Повторюсь и скажу, что часто эхолалическое скриптование — это способ развлечения. Это весело, это занятно, у детей с аутизмом есть собственные любимые скрипты, они получают от этого удовольствие, и это хорошо для их развития.

Кроме того, эхолалическое скриптование — это возможность выразить себя и заявить о своих потребностях, несмотря на то, что такая форма самовыражения на первый взгляд кажется трудной для расшифровки или не ощущается «нормальной»».

Что такое социальное скриптование?

Второй вид скриптования я называю «социальным». Я думаю, что он чаще встречается у подростков и взрослых, но и дети-аутисты также используют эти скрипты с самого раннего возраста.

В моем случае — это то, с помощью чего я узнала, как правильно использовать речь.

С раннего детства я говорила, используя фразы из диснеевских мультфильмов, и по мере развития, использовала все более длинные скрипты.

Затем, когда мне было примерно 3-4 года, мои потребности стали шире, чем тот набор фраз, который был в моем распоряжении. Я стала собирать вместе фразы из фильмов, подслушанные диалоги взрослых и все, что говорили люди вокруг меня.

В процессе такой нарезки новых предложений и последующей склейки отдельных слов из них, я стала говорить тем набором слов, который нейротипичные люди называют «собственной спонтанной речью».

Из-за того, что такая речь может быть статичной и одинаковой для разных периодов времени, нейротипичные люди часто считают ее неискренней или даже грубой. Хочу внести ясность: если люди с аутизмом приветствуют вас одной и той же фразой каждой утро, это не значит, что они вас не любят!

Нам пришлось бы потратить уйму нервной энергии, чтобы каждое утро придумывать все новые фразы и предложения для эквивалента слова «здрасьте». Гораздо проще использовать уже готовый социальный скрипт, который мы выучили наизусть, и который нам очень нравится.

Сам тот факт, что мы вообще с вами общаемся, делаем усилие, чтобы использовать речь, чтобы вступить в социальные отношения, нельзя игнорировать и недооценивать.

Нейротипичные люди тоже используют социальные скрипты. Например, кто-то проходит мимо вас по общему коридору или на улице. Происходит диалог:

Эти и другие подобные фразы накрепко впечатались в память, и нейротипичные люди используют их автоматически, потому что это социально приемлемый вопрос и ответ.

Людям с аутизмом сложно достичь высокой степени автоматизма. Одиночные социальные скрипты и шаблонные диалоги помогают нам своей предсказуемостью. Если мы знаем, чего ожидать, мы чувствуем себя в безопасности. Так мы уверены в том, что сможем найти верные слова в нашем запасе выученных наизусть скриптов, и знаем, какое именно предложение нужно использовать.

Нужно ли отучать моего ребенка от использования социальных скриптов?

Мне кажется, что родители слишком усердствуют в своих попытках научить своего ребенка с аутизмом говорить «собственной речью» и не использовать социальных скриптов.

Многие аутисты, когда чувствуют себя спокойно и расслабленно рядом с каким-то человеком (достижение этого состояния, скажу честно, может потребовать многих месяцев и даже лет!), начнут общаться естественным для себя образом.

Это естественное общение может включать в себя очень широкий спектр способов коммуникации — от стимов до эхолалического скриптования, которое даст возможность разделить вместе приятные переживания.

И, наконец, это может быть собственная речь, однако велики шансы, что «собственная речь» людей с аутизмом не будет звучать как «собственная речь» нейротипичных людей. Факт состоит в том, что мозг людей с аутизмом работает по-другому.

Вам, как родителю, нужно решить: хотите ли вы, чтобы ваш ребенок с аутизмом говорил то, что приемлемо в обществе, или же вы хотите, чтобы он мог выразить себя.

Высоки шансы, что если ребенок-аутист выберет самовыражение, он будет приветствовать людей рассказами о жизни голубых китов или отвечать на вопросы словами «как тебя зовут» с веселым губным гудением и взмахами руками.

Или же у него может быть целый банк социальных скриптов, который можно использовать, и, когда у него будут спрашивать, как тебя зовут, он будет называть свое имя и спрашивать имя собеседника.

Это не черно-белая картинка, не ситуация «или-или».

  • Случаются времена, когда я бываю полностью собой, и я выражаю себя так, как мне приятно, и как мне кажется естественным. И такой способ самовыражения включает обилие эхолалического скриптования.
  • Есть времена, когда я нахожусь на публике или с людьми, которых я не знаю, и тогда я использую социальное скриптование.
  • И есть времена, когда я использую и то, и другое.

Для записи этих роликов я использую социальное скриптование: я нарезаю уже знакомые предложения на отдельные слова и фразы и склеиваю из них новые предложения.

Мне помогает то, что я много читала, слышала и видела. Но, если вы ожидаете от своего ребенка с аутизмом, что он однажды «перерастет» свой тип психики и сможет спонтанно и с легкостью общаться с любым другим представителем человеческой расы – такого, скорее всего, не произойдет.

Социальные скрипты очень важны для людей с аутизмом, они помогают нам чувствовать себя достаточно уверенно, расслабленно и безопасно, чтобы вступать в социальные отношения. Заберите у нас социальное скриптование, и мы останемся без речи (!)

А эхолалическое скриптование – это просто замечательно и весело! И это важная часть развития ребенка с аутизмом.

Вот что я скажу: пожалуйста, не запрещайте социальное скриптование. Не запрещайте эхолалическое скриптование.

Да, это может показаться раздражающим, одни и те же фразы или слова, или реплики.

Но я хочу сказать вам: вы – родители, и какой ребенок не донимает своих родителей?! И, знаете, если ваш ребенок сидит рядом с вами и использует эхолалическое скриптование, не важно, приглашает ли он вас принять в нем участие или нет, он взаимодействует с вами, он выражает себя, он делится чем-то, что он по-настоящему любит и ценит. Именно так, было со мной, когда я была еще малышом.

Заключение

Это видео – всего лишь краткий обзор двух видов скриптования — эхолалического и социального. В будущем я подготовлю новые выпуски, которые глубже расскажут о каждом из этих видов скриптованной речи.

Если вы хотите, чтобы я рассказала о каком-то аспекте жизни людей с аутизмом, или хотите обсудить какую-то тему, пишите свои вопросы в комментариях.

Буду рада, если вы поставите мне лайк и подпишитесь на мой канал. Спасибо за внимание!

Транскрипт выпуска с канала «Ask an Autistic».

Читайте также: