Типы диалогических высказываний начальная школа

Обновлено: 21.11.2024

Современная школа призвана воспитывать творческую личность, способную к активной трудовой и умственной деятельности в различных областях общественной и государственной жизни. Особая роль при этом отводится начальному этапу обучения, где закладывается фундамент образования, формируются основы научных знаний, познавательные интересы и навыки самостоятельной творческой работы.

Основная цель обучения русскому языку в начальных классах – научить умению пользоваться языком в различных ситуациях общения. Школа должна обеспечить детей знаниями по русскому языку и научить применять их в речевой практике. Обучение языку, в процессе которого дети учатся выражать свои мысли в устной и письменной форме, влияет на общее развитие ребёнка, на успешное усвоение знаний по другим предметам .

Развитие диалогической речи младшего школьника возможно при использовании в процессе обучения межпредметных связей и отбора на их основе межпредметного лексического материала.

Овладение связной диалогической речью - одна из главных задач речевого развития младших школьников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого обучения .

Развитие диалогической речи особенно важно учитывать в методике обучения детей русскому языку.

В ходе обучения диалогической речи создаются предпосылки для овладения повествование, описанием. Связная речь может быть ситуативной и контекстной. Ситуативная речь связана с конкретной наглядной ситуацией и не отражает полностью содержания мысли в речевых формах. Она понятна только при учете той ситуации, о которой рассказывается. Говорящий широко использует жесты, мимику, указательные местоимения. В контекстной речи в отличие от ситуативной её содержание понятно из самого контекста. Сложность контекстной речи состоит в том, что здесь требуется построение высказывания без учёта конкретной ситуации, с опорой только на языковые средства. В большинстве случаев ситуативная речь имеет характер разговора, а контекстная речь - характер монолога. Но, как подчеркивает Д.Б. Эльконин, неправильно отождествлять диалогическую речь с ситуативной, а контекстную- с монологической .

Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно отметить, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и 170 языковое оформление диалога. Речь в нем может быть не полной, сокращенной, иногда фрагментарной. Овладение связной диалогической речью – одна из главных задач речевого развития детей младшего школьного возраста. Её успешное решение зависит от многих условий: речевой сферы, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка, которые педагоги, родители учитывают в процессе целенаправленного речевого воспитания.

В младшем школьном возрасте ребёнок усваивает речь в процессе общения. При этом в основном развивается диалог как основная форма разговорной речи. С началом обучения в школе развитие речи ребёнка обуславливается двумя особенностями: во- первых, язык и система его средств становятся предметом специального обучения, во- вторых, начинается освоение письменной речи и совершенствование монолога как основной её формы.

На этом этапе требования к формам речи вообще к диалогу всё повышается. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи.

Участие в диалоге требует сложных умений:

• слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником;

• формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка;

• менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия;

• поддерживать определенный эмоциональный тон;

• следить за правильностью языковой формы, в которую облекают мысли;

• слушать свою речь, вносить соответствующие изменения и поправки. Диалогическая речь отличается лаконичность и простотой конструкций. Конкретные условия реальной действительности, в которых протекает разговор, непосредственное общение собеседником позволяют им понимать друг друга, не прибегая к развёрнутым высказываниям. Отсюда для диалога характерны неполные предложения, однозначные ответы, короткие вопросы. Реплики в виде полных предложений для диалога не свойственны. В силу этого обучение диалогической речи необходимо вести с учетом её особенностей, т.е. учить строить диалог так, как он звучит в живом общении.

Строевой единицей диалогической речи является диалогическое единство - сочетание двух или более взаимосвязанных реплик. Чтобы овладеет этой формой речи, нужно усваивать различные типы диалогических единств. Вначале дети овладевают лишь элементами диалогических единств (вопросами и ответами); учатся задавать вопросы, строить вопросительные предложения, дополнять недоконченные диалоги, затем начинают знакомиться со строением диалога.

Первый этап. Вопросно-ответная форма речи.

Вопросно-ответная форма диалогического общения наиболее типична и она используется как для решения познавательных, так и социально-коммуникативных задач. С одной стороны, коммуникативная задача вопроса заключается в получении новой информации или уточнении уже имеющихся сведений. С другой, именно вопрос 171 чаще всего становится инициативной диалогической репликой. Он служит не только носителем информации, но и побуждает к ответному высказыванию. Умение и желание ребенка задавать вопросы свидетельствуют о его активном восприятии и сознательном усвоении знаний. Чтобы спросить о чем-то, дети должны уметь выделить главное, осознать проблему и верно сформулировать ее. Таким образом, обучение умению отвечать на вопросы помогает развитию умению лексико - синтаксически оформлять результаты мыслительной деятельности. Для формирования вопросно-ответной формы речи мы использовали различные виды беседы, игры. Сначала необходимо было развить у детей умение отвечать на вопросы и задавать их.

Особое внимание уделять формированию умения слушать и слышать собеседника, используя для этого различные игры.

1. Невпопад. Нужно заменить ответ на заданный вопрос ответом на другую тему. Если ребёнок не отвечает на заданный вопрос, он выходит из игры.

2. Продолжи разговор . Прочитать разговор в двух лицах, продолжить его: - Рита, что ты делаешь? - Я рисую. - Что ты рисуешь? -…… -….и т.д.

3. Распространение предложений По одной из предложенных иллюстраций учебника «Изобразительное искусство» первый ученик составляет простое нераспространенное предложение, каждый следующий добавляет к нему по слову.

4. Снежный ком. Требуется составить рассказ на заданную тему по кругу. Каждый участник начинает свою фразу с повторения конца фразы предыдущего.

5. Волшебный мешок. 1. Дети по очереди запускают руку в мешочек, выбирают один из предметов, ощупывают его и называют. Потом вытаскивают предмет, чтобы проверит себя. 2. Один ребенок выбирает предмет и старается догадаться, что это. Остальные задают вопросы, которые помогают определить, какая вещь выбрана.

Второй этап. Обобщение.

Здесь на первый план выходит общение детей друг с другом. Для этого создаются различные коммуникативные ситуации, игры для развития невербального мышления.

1. Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем. Дети разбиваются на пары, выбирают одно животное или птицу для себя и своего партнера. Выбранное животное нужно изобразить так, чтобы остальные дети узнали его.

2. Увидел – показал – назвал, назвал – увидел - показал С помощью наводящих вопросов детям дают неверную динамическую характеристику изображаемых предметов (самолет пашет?, магнитофон прыгает?, утюг поет? и т д.). Это направляет мышление детей на выделение главного функционального признака понятия-образа, помогает сформировать динамическую психолингвистическую модель «подлежащее-сказуемое». В результате ребята приходят к выводу о том, что показать предмет можно только через его функцию – действие. Затем вводится модель «подлежащее-сказуемое- дополнение», (я чищу картошку, Лена готовит салат, я прикручиваю колеса) одновременно расширяется и уточняется словарный запас, развивается грамматический строй и произносительная сторона речи.

Третий этап. Совершенствование усвоенных навыков.

На этом этапе используются диалоги, сюжетно-ролевые игры, диалоги с незнакомыми взрослыми и сверстниками. Сюжетно-ролевая игра отвечает потребности детей воплотить в жизнь собственные замыслы, выразить свои переживания. В процессе игры они переходят от реализации хорошо усвоенных сюжетов к самостоятельному построению новых. При составлении упражнений для формирующего этапа эксперимента мы учитывали то, что диалогическая речь представляет собой сложную речевую деятельность, в которой речь одного из участников зависит от речевого поведения другого.

При этом существуют определенные трудности выполнения упражнений в диалогической речи:

• необходимость распределения внимания между слушанием реплики собеседника и подготовкой собственной реплики;

• ограниченность времени (при долгом обдумывании ответа диалог нарушается);

• преодоление языковых трудностей при слушании высказывания собеседника и при построении собственного ответа;

• необходимость догадываться о том, что может сказать собеседник;

• упреждение собственной реплики (выбор слов, грамматических структур и т.п.).

Таким образом, вопросы развития диалогических умений учащихся сегодня приобретают первостепенное значение, что объясняется многими обстоятельствами. Во-первых, современное общество заинтересовано в формировании личности, в совершенстве владеющей культурой общения в спорных ситуациях, умеющей превратить спор в дискуссию, в мирное обсуждение проблемы. Во-вторых, ребенок, поступив в школу, испытывает значительную потребность в диалоге, в обсуждении различных точек зрения. Это неизбежно приводит к возникновению дискуссионных ситуаций, обязывающих ученика придерживаться правил культуры общения, соблюдение которых позволяет не допустить перехода мирного обсуждения проблемы в конфликт или ссору. В-третьих, одним, из важнейших принципов организации учебного процесса в современной начальной школе является реализация такого обучения, при котором педагог в учебных целях создает ситуацию, нуждающуюся в обсуждении, то есть в диалоге.

Читайте также: