Идеологическим выражением дальневосточной цивилизации явилось

Обновлено: 22.11.2024

Цивилизация возникла 36 в. назад.

Цивилизация остановилась 2,5 в. назад.

Дальневосточная цивилизация, это цивилизация конфуцианского типа. Она сложилась на территории Китая во второй половине 1-го тысячелетия до. н.э. и также утвердилась в Корее и Японии. Просуществовала она с 1500 г. до н.э. до 1850 г. н.э.

К концу своего существования цивилизация включала Китай, Корея, Сингапур, Тайвань, Вьетнам, Япония, обширные китайские диаспоры во всем мире и особенно в Юго-Восточной Азии.

К орея и Япония.

Т ойнби и Уилкинсон выводят такую цивилизацию в своих каталогах.

Э то белая (полинезийская) раса + жёлтая раса.

А ффилированное общество - сыновне родственно с помощью церкви чужеродного происхождения.

Х антингтон приводит Дальневосточную цивилизацию в своём каталоге. В эту цивилизацию он включил Китай, Корею, Сингапур, Тайвань, Вьетнам. Также обширные китайские диаспоры во всем мире и особенно в Юго-Восточной Азии.

Д ругие авторы вводят в дальневосточную цивилизацию также и Японию.

Д альневосточная цивилизация, это цивилизация конфуцианского типа. Она более открытая но отношению к внешним воздействиям и внутренним трансформациям, что обусловлено конфуцианским культом этики и самоусовершенствования, установкой на посюсторонние поиски гармонии в обществе (культ знаний, повышенное чувство долга и ответственности, крепкие патерналистские связи в семье и обществе, постоянная забота о повышении культуры и дисциплины труда). Это активно – инновационная цивилизация.

Д альневосточная цивилизация сложилась на территории Китая во второй половине 1-го тысячелетия до. н.э. и также утвердилась в Корее и Японии. Просуществовала она с 1500 г. до н.э. до 1850 г. н.э.

Д альневосточная цивилизация сформировалась в Китае, и главным образом методом добровольного заимствования распространилась на ряд соседних стран. Дальневосточная цивилизация стала преемницей древнекитайской цивилизации, причем смена произошла не в результате гибели предшественницы или какого-либо социального катаклизма, а путем ее совершенствования.

Д альневосточная цивилизация основывается на иерархической системе межличностных и межгрупповых отношений, которой придан религиозно-этический характер. К системообразующим чертам данного социума также относятся коллективизм, стремление к гармонии и ритуализация жизни общества.

В озникновение ныне существующей китайской цивилизации принято связывать с канонизацией основных положений социально-философского учения Конфуция, которое традиционно относят ко II веку до н. э. Сейчас дальневосточная цивилизация существует в двух основных разновидностях: китайской и японской.

Д альневосточная цивилизация в послевоенный период смогла продемонстрировать, что модернизация может быть успешно проведена в развивающихся странах, которые ранее числились среди бедных и отсталых, причем на путях, отличных от тех, которыми шло развитие экономики на западе. Несмотря на то, что структура, размеры, обогащенность природными ресурсами экономик стран китайского мира весьма различна, все они добились больших успехов в экономическом развитии, опираясь на схожие наборы рычагов и инструментов.

П режде всего, основным ресурсом роста явилась квалифицированная рабочая сила. Традиционное уважение к образованности и высокое трудолюбие сделали высокоинтенсивную работу в трудоемких отраслях источником финансовых средств для последующего развития, а в дальнейшем позволяли легко доводить квалификацию работников до необходимого уровня.

Д альневосточная (конфуцианская) цивилизация характеризуется противостоянием слабых позиций колониализма сильной цивилизационной традиции. Известна эта цивилизация в двух основных модификациях — китайской, с традиционно сильным государством, и японской (вариант — хуацяо), с ослабленной или вовсе, в случае с хуацяо, почти отсутствующей государственностью. Хотя японская модель была выделена типологически особо, причем о её существовании в качестве модификации китайской существенно для того, чтобы вычленить феномен хуацяо, стоящий как бы между китайским и японским вариантами некоей общей модели, которую в этом случае можно было бы именовать дальневосточной.

К итайскому философу Конфуцию принадлежит одна из первых в истории человечества идей, заключающихся во всестороннем развитии личности. Он отдавал преимущество перед образованностью развитию в человеке нравственного начала. Мудрецы и философы дальневосточной цивилизации воспитывали в молодых людях почтительность к старшим, проповедовали стремление к достойной жизни, соразмерной с общественными нормами, ориентировали на бесконечное самосовершенствование.

П оследнее предполагало не только познание высшей добродетели, но и следование ей в каждый момент жизни. Свою жизнь нужно было сделать добродетельной, не убегая от страданий в нирвану, не возлагая все надеж¬ды на мир иной. Поскольку престиж образованного человека был очень высок, постольку сложился культ образования. В свою очередь воспитание носило пре¬имущественно семейно-сословный характер.

Н аиболее характерная черта дальневосточной цивилизации – обращенность «назад», к идеальным государственным и социальным порядкам, якобы существовавшим в доисторической древности. Указанные порядки и отношения основывались на социальном мире, выражающемся в неизменном порядке традиций и исполнении установок ритуала.

Т аким образом, на место личной ответственности, свободы, равенства и принципа равных возможностей становился патернализм, основанный на моральном обязательстве старшего перед младшим (вытекающем хотя бы из факта собственно родства как такового). Место отношений на договорной основе занимали отношения, базирующиеся на морально-этических императивах; место же линейного исторического развития занимало понимание истории как процесса циклического.

Н аиболее существенным отличием конфуцианского политико-идеологического комплекса от всех цивилизационных систем, созданных человечеством на протяжении всей его истории, является следующее: собственно конфуцианский канон являлся не источником доктрины, цементирующей самые основы универсума, а только лишь ее разъяснителем. Таким образом, наибольшую жизнеспособность конфуцианской доктрине придает то, что выражено в максиме Конфуция: «Я передаю, но не творю» и фактически является творческой передачей.

В ажнейшей характеристикой конфуцианства вообще как целостной оболочки комплекса цивилизации Дальнего Востока является человеческое взаимодействие. Конфуцианство исходит из того, что социальность является определяющей характеристикой высочайших человеческих достижений. Индикатором самоусовершенствования становится способность свободно соотнести себя с обществом.

С пецификой дальневосточной цивилизации является достижение еще в античности (в хронологическом смысле) высокого уровня совершенства почти всех аспектов общественной жизни: социальной, морали и нравственности, производительности труда в ремесле и сельском хозяйстве, уровне науки и искусства, военного дела и т.п. Эти высоты стали следствием почти 600-летнего развития в I тыс. до н.э.

И ерархия и континуум ценностей, характерных для дальневосточной цивилизации, были выстраданы древними китайцами, прошедшими через горнило войн, массовых нарушений морально-этических норм, обнищания и недопотребления, суровых социальных экспериментов». Таким образом, сам Конфуций в своем окружении мог позволить себе составить основные морально-этические установки своего учения на достаточно жестких основаниях. Пусть практика противоречит теории, тем хуже для нее. Такой была в известном смысле позиция Конфуция, когда он принялся за разоблачение пороков и воспевание добродетелей… и это был как раз тот случай, когда овладевшая умами идея становится серьезной материальной силой.

З начимость труда в системе дальневосточной цивилизации определяется не самоценностью, а тем, что именно труд является sine qua nonподдержания ценностей высшего порядка. Почти легендарное трудолюбие китайцев, корейцев и японцев является, прежде всего, условием выполнения цели – процветания и укрепления Клана и Государства, при том, что государство в идеале должно быть всемирным, с центром в Китае и управляемым чиновниками-конфуцианцами; поддержания Мира внешнеполитического и социального; сохранения неизменного Порядка, созданного древними; поддержания Традиций; соблюдения Ритуала; беспрекословного принятия Иерархии; укрепления Прошлого – источника всего конфуцианского знания.

Т аким образом, труд на Дальнем Востоке прежде всего есть служение, исполнение Долга. Труд индивида в массовом сознании до сих пор соизмеряется не по результатам, а по сугубо преследуемым целям. При этом наиболее почетен труд, направленный на овладение всем миром конфуцианского знания, собственно созидающего весь указанный континуум.

Н а втором месте стоит труд земледельца, ибо земледельцы, – носители традиций и второй по значимости социальный слой общества. Вся прочая деятельность, предпринимательская в том числе – недостойная, ибо активность «третьего сословия» подрывает моральные устои государства. Подавление рыночных отношений – главная цель административной системы в Китае. Уместным будет вообще воспроизвести в наглядном виде различия в системах ценностей Китая и Европы как цивилизаций и трудовые ценности в частности.

Читайте также: