Идеи аристотеля нашли свое выражение в

Обновлено: 03.05.2024

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Никулина Наталья Николаевна

Проблема прогресса на современном этапе является весьма актуальной. Ее исторические корни уходят в глубину веков. Автор обращается к мало изученным источникам древних и средневековых мыслителей, чтобы исследовать истоки идеи прогресса , которые в дальнейшем составили мощную парадигму человеческого познания. Впервые акцентируется внимание на попытке древних мыслителей определить критерии прогресса .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Никулина Наталья Николаевна

Теория, методология и философия истории: очерки развития исторической мысли от древности до середины XIX века*. Лекция 3. Средневековая теология, теория истории и историография. Западная Европа. Лекция 4. Философско-историческая мысль в Средние века. Византия, Русь, арабский мир, Китай К вопросу о некоторых особенностях понимания правовой культуры в средневековой философии Понятие духа в миросозерцании Аврелия Августина Теологические интерпретации естественного права: история и современность Соотношение «Мнения» и «Знания» в античности и «Знания» и «Веры» в средневековье i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы. i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of progress is very actual nowadays. The author analyses weakly studied resources of ancient and medieval thinkers in order to investigate backgrounds of the idea of progress . The special attention has been paid to defining criteria of progress undertaken by ancient philosophers

Текст научной работы на тему «Истоки идеи прогресса в творческом наследии европейских мыслителей античности и средневековья»

Истоки идеи прогресса в творческом наследии европейских мыслителей античности и средневековья

Гуманитарный факультет МГТУ, кафедра философии

Аннотация. Проблема прогресса на современном этапе является весьма актуальной. Ее исторические корни уходят в глубину веков. Автор обращается к мало изученным источникам древних и средневековых мыслителей, чтобы исследовать истоки идеи прогресса, которые в дальнейшем составили мощную парадигму человеческого познания. Впервые акцентируется внимание на попытке древних мыслителей определить критерии прогресса.

Аbstract. The problem of progress is very actual nowadays. The author analyses weakly studied resources of ancient and medieval thinkers in order to investigate backgrounds of the idea of progress. The special attention has been paid to defining criteria of progress undertaken by ancient philosophers.

Ключевые слова: прогресс, историческое развитие, космоцентризм, теоцентризм, идея циклизма, фортуна, провиденциализм, Гесиод, Геродот, Платон, Аристотель, Иоахим Флорский, Августин Блаженный, Фома Аквинский

Key words: progress, historical development, kosmotsentrizm, theocentrism, idea of tsiklizm, fortune, providentialism, Hesiod, Herodotus, Plato, Aristotle, Joachim Florsky, St. Augustine, St. Thomas Aquinas

Проблема прогресса напрямую связана с проблемой человека, она глубоко вплетена в осмысление философии истории, тесно связана с проблемой познания мира. Именно поэтому проблема прогресса по сути своей есть отражение развития и преобразования человека, общества и его мышления в бесконечно меняющемся мире. Следует подчеркнуть, что философы разных эпох, определяя свои точки отсчета в исследовании данной проблемы, по-разному трактовали сущность прогресса. Автор убежден, что в трудах древних мыслителей уже можно проследить первые попытки осмысления критериев прогресса. Важно отметить определенную закономерность, выраженную в тесной взаимосвязи идеи прогресса с основной мировоззренческой парадигмой того или иного исторического периода, так античная философия базировалась на принципе космоцентризма, основой средневековой философии был теоцентризм, Возрождение и Новое время выдвинули на первый план бытия антропоцентризм.

Проблема прогресса не потеряла своей актуальности и в наши дни. Она активно исследуется в трудах современных мыслителей, таких как Д. Бэлл, У. Ростоу, Э. Тоффлер, Ф. Фукуяма, С. Хантингтон (США), Р. Арон, Ж. Фурастье (Франция). Российские мыслители также внесли свой вклад в исследование идеи прогресса. Историческую эстафету от мыслителей прошлого столетия (А.И. Герцена, Н.В. Шелгунова, Н.К. Михайловского, Н.И. Кареева) достойно продолжили такие мыслители, как А.С. Панарин, И. А. Гобозов, В.А. Акимов, И.В. Бестужев-Лада и др.

2. Истоки идеи прогресса в античности

Особенностью античного мировосприятия была идея цикличности, согласно которой общество в целом движется по замкнутому кругу с постоянным возвращением вспять к исходному состоянию с

последующими новыми циклами возрождения и упадка. Идея циклизма или вечного возвращения глубоко укоренена в античной философии, ее мы находим у Гераклита, Эмпедокла, стоиков. Вообще движение по кругу рассматривалось в античности как идеально правильное, совершенное, т.к. в нем не наблюдалось ни начала, ни конца, оно являло собой движение и покой, миг и вечность.

Античные философы не ограничились изучением хозяйственной деятельности древних людей. Они анализировали сложные внутренние общественно-политические сферы. В отличие от консервативного Древнего Востока в античной Греции существовало многообразие форм государственного устройства. Об этом пишут корифеи античности Платон и Аристотель, создавшие мощные философские системы, в которые гармонично вписывались проблемы бытия человека и общества, проблемы познания и сознания, социально-политические и нравственно-этические аспекты. Для того, чтобы проследить прогрессивную составляющую идей классического периода древнегреческой философии, мы обращаемся к основам их мировоззренческих концепций.

данное неравенство и гарантирует прочность государства, когда каждый будет выполнять свои обязанности, не нарушая обязанности других членов общества.

(полития), согласно Аристотелю, способна устранить эти крайности, поэтому она должна базировать на принятии мудрых и справедливых решений. Именно справедливость, по Аристотелю, венчает все добродетели. При этом философ советовал тщательно следить за правящими личностями, чтобы они не превращали государственные должности в источник личного обогащения. Идеи Платона и Аристотеля в дальнейшем нашли свое отражение в учениях эпикурейцев и стоиков, в неоплатонизме и скептицизме.

Как ни странно, идеи древних мыслителей гипотетически нашли свое отражение и в современной концепции стадиального развития, в основе которой находится идея смены типов хозяйствования. Яркие представители стадиальной концепции Р. Арон, Д. Бэлл, У. Ростоу, Э. Тоффлер на основе серьезных экономических исследований выдвигают теорию стадиального развития, согласно которой история человечества представляет собой смену различных типов цивилизации, базирующихся на различных видах хозяйственной деятельности. Согласно их теории аграрная цивилизация древности, основанная на развитии сельского хозяйства и земледелия, уступила место индустриальной цивилизации Нового времени. Быстро прогрессирующий постиндустриализм ХХ века продвигает человечество к информационному обществу будущего. Так неожиданным образом идеи античных мыслителей оказались востребованы через многие столетия.

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Теологическое осмысление прогресса в средневековой философии

Христианское миропонимание наполнило историю провиденциализмом, утверждающим наличие некоего Божественного замысла хода истории. Отсюда следует вывод, что люди не могут быть самостоятельными субъектами истории, вольно или невольно они являются исполнителями некоего высшего замысла. Подобный взгляд на историю неизбежно приводит к фатализму, что присуще не только всем религиозным, но и многим историко-идеалистическим системам, например, в философии Гегеля. Следует подчеркнуть, что в христианской концепции история в конечном итоге носит эсхатологический характер, при котором Апокалипсис и гибель мира неизбежны. Единственный путь спасения для человека - это его постоянное, каждодневное, искреннее покаяние и служение Богу, очищение души от греховных страстей. Эсхатологические мотивы характерны не только для христианства, они присущи иудаизму, исламу, мифологии. Аналогичные настроения всегда обостряются в период социально-экономических и политических кризисов. Даже в настоящее время, на пороге XXI века, в период мощного развития новейших технологий, средства массовой информации охотно муссируют эту тему в различных вариантах.

Средневековая философия пыталась осмыслить метафизическую основу прогресса, восходящую к божественному трансцедентализму. Библейское понимание истории исключает цикличность, в нем просматривается динамика прогресса от Творения мира к пришествию Спасителя, через его страдания -к очищению. Золотой век для благочестивых христиан из прошлого гипотетически переходит в будущее, а грешники его все равно не заслуживают. Однако, идея фатума, тяжкого рока судьбы не давила своей безысходностью на мироощущения людей. Скорее наоборот, божественный провиденциализм был наполнен позитивной направленностью трех столпов христианской морали светоносной троицы - Веры, Надежды, Любви.

Основной теолог средневековой патристики Августин Блаженный продолжил поиск прогрессивной исторической направленности. Августина можно рассматривать не просто родоначальником, а философом истории, т.к. он впервые рассмотрел историю человечества как единый, закономерный и объективный с точки зрения телеологии процесс. До Августина античные философы Геродот, Фукидит, Плутарх и др. добросовестно описывали исторические события, однако никто из них не пытался теоретически осмыслить исторический процесс с точки зрения смысла и цели. Исходя из идеи циклизма и вечного возвращения, история изначально как бы лишалась смысла в череде бесконечной повторяемости жизненных циклов. История же как теоретическая дисциплина возможна, если предполагается некая цель и смысл в ее развитии. Эта теория выросла из символического толкования Библии, которое распространялось как на бытие космоса, так и на судьбу человека. Несмотря на то, что Вселенная сотворена Богом, она не вечна и в назначенный срок придет к своему концу. Человек тоже смертен и предстанет перед Страшным судом после своей кончины. Предел всему полагает божественный промысел. История земного человечества, считал Августин, заключена между двумя катастрофическими событиями: грехопадением Адама и Страшным судом. Между этими двумя событиями находятся шесть периодов (эонов), символизируемых шестью днями творения мира. Важнейшим авторитетом для Августина была Библия. Целиком на библейских сказаниях была основана предложенная им периодизация всемирной истории.

Августин Блаженный четко выделил шесть периодов: 1 - от сотворения мира до всемирного потопа, 2 - от Ноя до Авраама, 3 - от Авраама до Давида, 4 - от Давида до вавилонского пленения, 5 - от вавилонского пленения до рождения Христа, 6 - начавшийся с рождения Христа, должен завершиться его вторым пришествием, страшным судом и концом мира. Однако Августин был далек от вычисления точных сроков. Его больше интересовала не хронология, а логическая цепь истории.

В своих взглядах на общественную жизнь Августин проводил идею о том, что социальное неравенство является принципом бытия общества. Оно стало результатом грехопадения человечества, в ходе чего разрушился первоначальный божественный замысел. Блаженный Августин утверждал, что существующая субординация между институтами общественной жизни тоже утверждена свыше. Особое место в ней принадлежит церкви. Церковь является не просто сообществом верующих, церковь во главе с папой Римским является представителем Бога на земле. Поэтому государство должно быть подчинено церкви, т.е. носить теократический характер. Так началась активная борьба церкви за власть, за утверждение экономического, политического и идеологического господства по отношению к светской власти. Августин тем самым обозначил проблему противоречивости человеческой истории, ее

Таким образом, концепция общественного развития, созданная Августином, является эсхатологической, она противостояла античным идеям цикличности. Религиозный мыслитель был близок к идее восходящей линии развития, но с эсхатологическим финалом, поэтому идеи прогресса в точном смысле этого слова в его творчестве не было. Однако, попытка рассмотрения истории как единого процесса, имеющего общую цель и смысл бытия, ведущих к познанию божественной сущности, к познанию божественного замысла, является главным достижением философии Августина.

Второй период средневековой философии принято называть схоластикой (9-15 вв.). Схоластика

История, согласно утверждениям Аквината, определяется божественным проведением, имеет свою направленность, некий вектор движения, который неизбежно приведет ко второму пришествию Христа. Фома Аквинский был солидарен с Августином в том, что история - это процесс, имеющий определенную направленность, трансцедентный смысл, значение и конечную цель.

Ф. Аквинский развивал также учение о государстве, которое рассматривалось им с религиозно-теологических позиций. Общество иерархично, особое место в нем занимает церковь. Именно ей принадлежит духовная власть, исходящая от Бога. Именно церковь призвана руководить людьми, наставлять их на путь истинный, готовить к встрече с Всевышним. Государству принадлежит светская власть, которая тоже находится под контролем церкви. Главной функцией государства является защита своего народа от захватчиков, а главной задачей государства является создание условий для справедливого устройства жизни своих граждан.

Большое место в творчестве Аквината занимает учение о законах. Взяв у Аристотеля деление законов на естественные (самоочевидные) и положительные (писанные), средневековый философ дополнил его законами человеческими, выстроив свою иерархию законов. Первое место принадлежит Вечному закону, где сам божественный разум устанавливает основы мирового порядка. Эти законы даны нам в Священном Писании, т.е. в канонах Библии. Второе место принадлежит естественному закону, который трактуется как отражение вечного закона человеческим разумом; к нему относятся законы общежития, стремление к самосохранению и продолжению рода. Третье место в данной иерархии принадлежит человеческому (положительному) закону, который с одной стороны не должен противоречить естественному закону, но в то же время он может быть изменяемым, отвечать требованиям своего времени и быть направленным прежде всего на самосохранение общества и государства. Конкретно в период средневековья этот закон отстаивал интересы феодального государства, усиление власти пантифика и королевской власти, закреплял бесправие народных масс.

- монархию, олигархию и тиранию. Наилучшая форма власти сочетает в себе элементы монархические, аристократические и демократические. Но в условиях средневековья этого добиться было крайне

Таким образом, истоки идеи прогресса своими корнями уходят в глубокое прошлое. Латентным образом они содержались в трудах различных мыслителей. Античная и средневековая философия предложили различные подходы к решению проблемы общественного развития, но в каждом из них явно просматривались идеи прогрессизма. Важно подчеркнуть существенное отличие онтологической направленности идеи прогресса, в отличие от античной модели, в которой шло причудливое сочетание идеалистических и материалистических тенденций, средневековое понимание прогресса было строго теологично и пронизано идеей провиденциализма.

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В ходе исследования была выявлена различная специфика подходов к оценке критериев общественного прогресса, сформулированные в воззрениях античных и средневековых мыслителей. Античные философы брали за основу объективные и субъективные факторы развития (природный фактор, степень развития различных форм хозяйствования, эволюцию форм государственного правления и т.д.). Глобальные концепции Платона и Аристотеля в отношении человека и общества гармонично дополнялись идеями Дикеарха и Варрона о специфике хозяйственной деятельности людей, определяющих сущность исторической эпохи. Нравственно-этические учения Сократа, стоиков, эпикурейцев, киников заложили основы аксиологического понимания прогресса, где прогресс уже не мыслился вне критериев нравственности.

Средневековые мыслители брали за основу идеи провиденциализма, что отражалось в специфике восприятия человека, государства и направленности истории. Философские системы Августина Блаженного и Фомы Аквинского отражали не только теологическую направленность исторического процесса, но рассматривали бытие человека в различных его ипостасях, прежде всего в величии его духа. Духовно-нравственное совершенство, аксиологическая направленность становятся важными критериями прогресса. Несмотря на существенное отличие античных и средневековых философов относительно концепций общественного развития, мыслители прошлого четко осознавали, что прогресс невозможно рассматривать вне общего контекста развития общества, куда непременно входят эволюционные процессы экономической и хозяйственной деятельности, культуры и искусства, познания и образования, нравственного совершенствования человека и общества.

Аристотель. Политика. Афинская полития. М., Мысль, с.84-136, 1997. Варрон. Сельское хозяйство. М., АН СССР, с.34-55, 1963. Геродот. История. СПб., Амфора, с.52-71, 1999.

Гесиод. Труды и дни. Эллинские поэты УШ-Ш вв. до н.э. М., Ладомир, с.15-27, 1999. Лукреций. О природе вещей. М., АН СССР, с.49, 1958.

Стам С.М. Учение Иоахима Калабрийского. Вопросы истории религии и атеизма, № 7, с.338, 1959. Фукидид. История. М., Ладомир, с.30-74, 1999.

Читайте также: