Художник чье трагическое мироощущение жизни нашло выражение в теме заката жизни

Обновлено: 04.11.2024

В русском изобразительном искусстве сосуществовали противоположные направления: с одной стороны, реалистическое, продолжавшее традиции академической живописи XIX в. и передвижников; с другой — авангардное направление, обращенное к духовным исканиям.

Реализм получил отражение в творчестве И. Е. Репина («Не ждали», «Царица Софья», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Бурлаки на Волге» и др.), В.И. Сурикова («Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы» и др.) И. И. Левитана («Март», «Вечер на Волге», «Березовая роща») и др.

Реалистические традиции подхватывают молодые художники. Н.А. Касаткин вводит в русскую живопись образы рабочих («Углекопы. Смена», «Шахтер-тягольщик» и др.). Основной чертой искусства становится повышенный психологизм, глубокий внутренний анализ, особенно ярко проявившийся в портретном творчестве В.А. Серова (портреты Александра III, Николая II, М.И. Ермоловой и др., картины «Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем»).

Трагическое мироощущение жизни нашло выражение в творчестве многих художников на рубеже веков, особенно у М.А. Врубеля, работы которого удивительно близки символистической поэзии. Тема заката жизни связана с образом демона, трагически одинокого, потерпевшего поражение в борьбе с темными силами («Демон поверженный»).

Значительное место в художественной жизни занимала деятельность объединения «Мир искусства», созданного С.П. Дягилевым в 1898 г. (стиль модерн). Порвав с передвижниками, в него вошли В.А. Серов, Б.М. Кустодиев, Ф. А. Малявин и другие художники-реалисты. Ведущую роль в нем играли молодые петербургские художники А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, Е.Е. Лансере, К. А. Сомов, М. В. Добужинский и др. Мифологические, библейские сюжеты, былины, русская старина стали темами их творчества. Искусство рассматривалось как средство выражения индивидуальности художника. Художники стояли на позициях «чистого искусства», где определяющей чертой творчества были поиски эстетического идеала в романтическом прошлом. В 1905 г. многие представители «Мира искусства» приняли активное участие в работе политических сатирических журналов «Жупел», «Адская почта». Большого успеха добились художники в области театрально-декоративной живописи и искусства книги.

Демократические традиции русской пейзажной живописи продолжает «Союз русских художников» — объединение, возникшее в 1903 г. Его члены — И.Э. Грабарь, К.Ф. Юон, К. А. Коровин и др. — продолжали линию лирического пейзажа, которая шла от Левитана, осмысливали и прославляли красоту родной природы. Переработав достижения европейского искусства, они создали русский вариант импрессионизма.

Заметное явление русской живописи начала XX в. — авангард, крупнейшими представителями которого были: В. Кандинский, К.С. Малевич, П. Филонов, М.З. Шагал, Р.Р. Фальк. Их творчеству свойственны и трагизм и одновременно стремление к радости и свету. Выявить импульсивное, подсознательное, проникнуть в сферу, до времени закрытую для подсознания, — одна из целей авангарда.

Читайте также: