Понимание истины как соответствия высказываний фактам принадлежит концепции

Обновлено: 02.05.2024

7. Какое из следующих утверждений отражает позицию идеализма?

  1. сознание неразрывно связано с материей
  2. сознание является функцией мозга
  3. сознание может существовать до и независимо от материи
  4. сознание всегда адекватно отображает материю
  5. сознание – идеальное явление
  6. сознание – субъективный образ объективного мира
  1. понятие
  2. суждение
  3. представление
  4. умозаключение
  1. чувственное отражение в виде образа предметов или явлений, сохраняющееся в сознании (памяти) после окончания непосредственного воздействия на органы чувств;
  2. отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств;
  3. отражение предметов и их свойств, непосредственно воздействующих на органы чувств в виде целостного образа;

Тема 11. ДИАЛЕКТИКА КАК УЧЕНИЕ О РАЗВИТИИИ И МЕТОД ПОЗНАНИЯ

1. Понятие диалектики, ее история.

2. Принципы диалектики. Диалектика и синергетика.

3. Основные законы диалектики.

4. Категории диалектики.

5. Смысл и значение диалектического метода познания. Диалектика и метафизика.

sКОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Как можно вкратце определить сущность диалектики?

2. Назовите исторические формы диалектики и их особенности.

3. Что такое развитие? Какие процессы развития описывают законы диалектики?

4. Каковы основные принципы диалектики?

5. Какой закон является «ядром» диалектики и почему?

6. Какой закон раскрывает механизм развития?

7. В чем заключается спиралевидный механизм развития?

8. Что такое «скачок» в развитии?

9. Раскройте содержание догматичного мышления в противовес мышлению диалектическому

10. По поводу каких принципов бытия и познания (мышления) расходятся диалектика и метафизика?

11. Какие положения составляют синергетический подход? В чем его суть?

ВОПРОСЫ ПРОБЛЕМНОГО ХАРАКТЕРА

1. «Борьба – отец всего и царь над всем. Все рождается благодаря борьбе и по необходимости», – полагал основатель античной диалектики Гераклит. - «Гомер был не прав, молясь, чтобы борьба исчезла с лица земли; ибо, если бы его молитва исполнилась, все вещи погибли бы». О какой борьбе идет речь?

2. Из гераклитовской формулы «все течет, все изменяется» философ античности Кратил сделал свой вывод: «в одну и ту же реку нельзя войти и единожды». Какую ошибку допустил Кратил?

3. Приведите примеры, подтверждающие высказывание Парацельса: «Все есть яд, и всё есть лекарство, тем или другим делает лишь доза».

4. Иллюстрацией какого закона диалектики можно считать высказывание Марка Твена: «Когда мне было 15 лет, я считал, что мой отец знает все, а я ничего; в 25 я находил, что знаю всё, а мой отец - ничего; а когда мне исполнилось 35 лет, я увидел, что мой отец знает кое-что»?

5. Объясните, что общего в этих рассуждениях, и какую позицию на проблему детерминизма они выражают?

а. «В вихре пыли, поднятой буйным ветром, как бы хаотичным он нам ни казался, в ужаснейшем шторме, вызванном противоположно направленными ветрами, вздымающими волны, нет ни одной молекулы пыли или воды, которая расположена случайно и не имеет достаточно причины, чтобы занимать то место, где она находится, и не действовать именно тем способом, каким она должна действовать» (П. Гольбах).

б. «Мы должны рассматривать настоящее состояние вселенной как следствие ее предыдущего состояния и как причину последующего. Ум, которому были бы известны для какого-либо данного момента все силы, одушевляющие природу, и относительное положение всех ее составных частей, если бы вдобавок он оказался достаточно обширным, чтобы подчинить эти данные анализу, обнял бы в одной формуле движения величайших тел вселенной, наравне с движениями легчайших атомов; не осталось бы ничего, что было бы для него недостоверно, и будущее, так же как и прошедшее, предстало бы перед его взором» (Лаплас).

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

  1. закон единства и борьбы противоположностей;
  2. закон отрицания отрицания;
  3. закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
  1. искусство спора;
  2. театральное представление;
  3. демократический режим;
  4. магический ритуал.
  1. философствование, которое рассматривает материальность как вторичное начало относительно сознания;
  2. мышление по принципу „или – или”;
  3. признание наличия количественных изменений в мире и в процессе познания;
  4. признание противоречия как источника развития;
  5. признание наличия взаимоперехода количества и качества.
  1. то, что происходит в силу внешних, посторонних причин;
  2. беспричинное событие;
  3. цепь событий, где нет закономерности;
  4. стихийная, нерегулируемая цепь событий.
  1. внутренний родовой закон для множества однородных явлений;
  2. то, что остается инвариантным, константным при изменениях материальных и духовных систем;
  3. чувственно доступные свойства предметов.
  4. внутреннее содержание предмета;
  1. учение о развитии;
  2. учение, противоположное диалектике;
  3. учение о самоорганизации материи;
  4. учение о всеобщей обусловленности явлений;
  5. учение о бытии.
  1. Марксизм полностью отрицает гегелевскую диалектику.
  2. Гегелевская диалектика становится составной частью материалистической диалектики.
  3. Гегелевская диалектика материалистически перерабатывается марксизмом.
  1. развитие;
  2. прогресс;
  3. эволюция;
  4. движение.
  1. количественная характеристика предмета;
  2. граница, в пределах которой количественные изменения не ведут к изменению качества;
  3. умение соблюдать правила хорошего тона;
  1. переход от одного качества к другому;
  2. эволюционное изменение;
  3. распад предмета, катастрофическое разрушение;
  4. то же, что и «прогрессивное развитие».
  1. закон взаимного перехода количественных и качественных изменений;
  2. закон единства и борьбы противоположностей;
  3. закон отрицания отрицания.
  1. метод познания Сократа;
  2. учение об изменчивости мира у Гераклита;
  3. идею о тождественности абсолютного минимума и абсолютного максимума у Н. Кузанского;
  4. механистический подход в теории познания мыслителей Нового времени;
  5. идеалистический метод немецких классиков;
  6. философский метод марксизма.
  1. антидерминизм;
  2. редетерминация;
  3. индетерминизм;
  4. иррационализм;
  5. адетерминизм.
  1. Гераклит;
  2. Зенон;
  3. Н. Кузанский;
  4. Лаплас;
  5. Гегель.
  1. закон единства и борьбы противоположностей;
  2. закон отрицания отрицания;
  3. закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
  1. теорией саморганизации материальных систем;
  2. современным комплексным учением об открытых, неравновесных, нелинейных системах;
  3. учением о превращении энергии.

Тема 12. ГНОСЕОЛОГИЯ: ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

1. Сущность познания. Практика – основа и цель познания.

2. Основные формы и способы познания.

3. Виды знания. Критерии научного знания.

4. Знание и вера.

Проблема истины в философии. Основные концепции истины.

sКОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Назовите основные формы человеческого познания.

2. Назовите формы чувственного и рационального познания.

3. Чем чувственное познание отличается от рационально-логического?

4. Что такое практика? Какую роль в познании играет практическая деятельность? Какие виды практики вы знаете?

5. Чем научное знание отличается от до- и вненаучного знания?

6. Как бы вы определили мудрость? Тождественные понятия ли знания и мудрости? Чем отличается знание от информации?

7. Почему истина в гносеологии рассматривается как «объективная истина»? В чем заключается объективность истины?

8. Раскройте диалектическую связь абсолютного и относительное, объективное и субъективное в истине. Почему истина всегда конкретна?

9. Как Вы понимаете высказывание: «Истина является процессом, а не готовым результатом»?

10. Какие концепции истины вы знаете? Дайте их характеристику.

11. В чем различие между заблуждением и ложью?

12. В чем сущность релятивизма и догматизма в понимании истины?

13. Что такое агностицизм и скептицизм? Кого из философов можно назвать агностиком, кого – скептиком?

ВОПРОСЫ ПРОБЛЕМНОГО ХАРАКТЕРА

1. И.-В. Гёте писал: «Природы внутреннюю суть познать бессилен ум людской. Он счастлив, если видит путь к знакомству с внешней скорлупой». Какая гносеологическая позиция здесь выражена?

2. Г. Гегель: «Истина – это не отчеканенная монета, которую можно положить в карман». Приведите примеры, которые бы подтверждали, что истина – это бесконечный процесс раскрытия все новых граней предмета познания.

3. Многознание уму не научает», – говорил Гераклит. Соглашаетесь ли вы с такой точкой зрения? Какой смысл вложен здесь Гераклитом в понятие „ум” – осведомленность? образованность? мудрость? Сравните высказывание Гераклита с высказыванием английского поэта Т. Эллиота: «Где наша мудрость, потерянная ради знания? И где наши знания, потерянные ради информации?».

4. Ф. Бэкон выделяет четыре вида иллюзий («идолов») в познавательной деятельности человека: идолы рода, пещеры, площади и театры. Опишите каждый из них и приведите примеры (автора или свои). От кого из них, по мнению Бэкона, труднее всего избавиться? Почему?

5. Чем объяснить, что такие области знания, как народная медицина, приметы земледельца или охотника, искусство кузнеца или краснодеревщика не считаются научными и не включаются в систему науки?

6. Дайте философскую оценку следующему высказыванию французского физика и математика А. Пуанкаре: «Может вызвать удивление обращение к чувствам, когда речь идет о математических доказательствах, которые, казалось бы, связаны только с умом. Но это означало бы, что мы забываем о чувстве математической красоты, чувстве гармонии чисел и форм, геометрической выразительности. Это настоящее эстетическое чувство, знакомое всем настоящим математикам. Воистину, здесь налицо чувство!».

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

  1. классическую
  2. неклассическую
  3. неоклассическую
  4. постнекласическую».
  1. истина является единством абсолютного и относительного моментов в наших знаниях»;
  2. истина является процессом, а не готовым результатом познания»;
  3. истина всегда конкретна»;
  4. истина является адекватным отображением действительности»;
  5. истина является субъективной по содержанию, но объективной по форме»;
  6. истина является знанием об объективном содержании действительности».
  1. когерентности
  2. конвенциализма
  3. корреспонденции
  4. прагматической
  1. экспериментальный
  2. критический
  3. догматичный
  4. эклектический
  1. чем больше мы познаем, тем более появляется проблем и вопросов;
  2. „я знаю, что ничего не знаю” (Сократ);
  3. все наши знания обусловлены не столько объективными характеристиками самого мира, сколько особенностями нашей субъективной организации;
  4. человечество никогда не будет знать все;
  5. все научные теории не являются полным и исчерпывающим знанием о действительности;
  6. наши знания о мире приблизительны.
  1. концепция конвенциализма;
  2. прагматичная концепция;
  3. концепция логической когерентности;
  4. концепция соответствия.
  1. когерентности;
  2. соответствия;
  3. прагматизма;
  4. конвенциализма.
  1. агностицизм;
  2. эмпиризм;
  3. экзистенциализм;
  4. рационализм.
  1. объективность
  2. ложность
  3. абсолютность
  4. конкретность
  5. относительность
  1. истинное знание является объективным по своему содержанию;
  2. все наши знания только относительны, в них нет ничего абсолютного;
  3. в каждой относительной истине есть элементы абсолютной истины;
  4. истина – это знание, верное всегда и при любых обстоятельствах.
  1. истина – это знание, которое является верным всегда и при любых обстоятельствах;
  2. истина – это знание, которое является полезным для человека и которое может успешно применяться на практике;
  3. все наши знания только относительны, в них нет ничего абсолютного;
  4. в каждой относительной истине есть элементы абсолютной.
  1. истина – это знание, с которым все согласны;
  2. истина – это знание, которое ведет к успеху, к достижению определенной цели;
  3. истина – это адекватное отображение действительности.
  1. логический критерий
  2. критерий практики
  3. эстетический критерий
  4. критерий субъективного предпочтения
  1. работа сознания на бессознательном уровне, прорыв бессознательного в сознание;
  2. процедура познания, предполагающая использование правил и символов на основе договоренности субъектов познания;

  1. внезапным озарение, непосредственное проникновение в суть вещей, постижением глубинной сущности предмета.

Тема 13. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ТЕХНИКИ

1. Понятие науки, ее происхождение, сущность и место в современном мире. Сциентизм и антисциентизм.

2. Эмпирический и теоретический уровни науки, их методы.

3. Структура научной теории.

4. Динамика научного познания: классическая, неклассическая, постнекласическая парадигмы науки.

5. Концепции развития науки в современной философии (Т. Кун, К. Поппер, И. Лакатос, П. Фейерабенд, В.С. Степин)

6. Сущность техники, законы ее развития. Взаимосвязь науки и техники.

sКОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Когда возникает наука и каковы исторические предпосылки ее рождения?

2. Что такое сциентизм и антисциентизм? С чем связана антисциентистская позиция в современном мире?

3. Дайте классификацию наук.

4. Охарактеризуйте эмпирический и теоретический уровни научного познания.

5. Раскройте особенности эмпирических исследований.

6. В чем заключается специфика теоретического познания и его форм?

7. Объясните структуру научной теории (факт, проблема, идея в науке, гипотеза, метод).

8. Подайте роль гипотезы в научном познании.

9. Что такое метод и методология научного познания?

10. Назовите методы эмпирического исследования и объясните их особенности.

11. Раскройте специфику основных методов теоретического исследования.

12. Какое знание является научным? Каковы его критерии?

13. Что такое «классическая наука»? Какие еще исторические парадигмы науки вы знаете? Дайте им характеристику.

14. Кто впервые различил науки о природе и о духе? Определите специфику «наук о духе».

15. Дайте характеристику современных философских концепций науки (представленных именами К. Поппера, Т. Куна, И. Лакатоса, П. Фейерабенда).

16. Дайте определение понятий «техника», «техносфера».

17. Расскажите об истории становления техники.

18. Какова роль науки и техники в современности?

ВОПРОСЫ ПРОБЛЕМНОГО ХАРАКТЕРА

1. Какова роль науки в обществе? Известный психолог и философ Э. Фромм разделил понятия «разум для понимания» (мудрость) и «манипулятивный интеллект», что «чем более выдающимся является неконтролируемый манипулятивный интеллект, тем он опаснее». Цель первого - просвещение и освобождение человека («И познаете истину, и истина сделает вас свободными», Евангелие от Иоанна.8, 32), цель второго, - власть и подчинение природы и людей. Бурный прогресс науки в XVII веке, называемый «первой научной революцией», окончательно утвердил общую направленность науки на овладение миром. «Знание – сила» - афоризм Ф. Бэкона, рожденный именно в XVII веке. Однако знание, полезное для манипуляций с природой и людьми, обычно становится безнравственным. Проиллюстрируйте это на примере истории ХХ века.

2. Английской философ и логик Б. Рассел в виде забавной притчи остроумно обрисовал одну из проблем познания: живет в курятнике курица, каждый день приходит хозяин, приносит ей зернышек поклевать, курица, несомненно, сделает отсюда вывод: появление хозяина связано с появлением зернышек. Но в один прекрасный день хозяин явится в курятник не с зернышками, а с ножом, чем убедительно и докажет курице, что ей не мешало бы иметь более тонкое представление о путях научного обобщения. О каком методе познания (обобщения), оказавшемся столь ненадежным, здесь идет речь? В чем ограниченность данного метода?

3. Дайте анализ суждению французского философа Бергсона о прогрессе в связи с достижениями науки и техники: «Человечество стонет, полураздавленное тяжестью этого прогресса, который им же сделан».

4. Постнеклассическая общенаучная картина мира непременно включает в себя идеи историзма (исторической эволюции), плюрализма, нелинейности и самоорганизации (как возникновения порядка из хаоса). Объясните содержание каждой из названных идей.

5. ХХ век - начало цивилизации протезов: люди общаются между собой посредством приборов, подсоединенных к органам чувств. Там, где органы утрачивают взаимосвязь в едином целом организма, они опосредуются протезами - экранами, дисками, компьютерами, телефонами, факсами. Все это - удлинители и заменители телесных органов, травмированных избытком информации. Индивид все более чувствует себя калекой, неспособным полноценно соотноситься с окружающей информационной средой. Это особого рода увечье, когда человек лишается не внешних, а внутренних органов: зрение и слух принимают на себя чудовищную нагрузку, которую не выдерживают мозг и сердце. Дайте анализ этой ситуации. Как бы вы ответили на вопрос: развитие техники ведет ко все большему освобождению человечества или же, наоборот, к его закабалению? Чем преимущественно является техника для человека – злом или благом?

Читайте также: