Художественное выражение работы конструкции и материала

Обновлено: 22.11.2024

Рассмотрение особенностей тектоники пространственных и природных форм как процесса эстетического освоения конструкций в архитектуре. Характеристика основных принципов выразительности предметных форм - тонического, тектонического и архитектонического.

Рубрика Строительство и архитектура
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 21.02.2012
Размер файла 19,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

по специальности "Теория композиции"

на тему "Тектоника в архитектуре и дизайне"

Выполнила: Шульгач Елена

Преподаватель: Литвинова Анна Андреевна

тектоника пространственный эстетический архитектура

Совокупность композиционных средств, выявляющих и преобразующих в целях выразительности конструктивный характер данного архитектурного сооружения, называется тектоникой.

Таким образом, тектоника является художественным выражением конструктивного строения архитектурных сооружений.

Следовательно, конструирование непосредственно связано с тектоническим решением композиционной работы.

В архитектурном проектировании при конструировании учитываются свойства строительных материалов, но также используются художественные свойства и средства композиции для достижения качественных тектонических решений.

Именно в тектонике выражается связь формы и содержания изделия. Взаимообусловленность конструкции и формы, выраженная в конкретном материале,-- это наиболее существенное качество, предопределяющее композицию всякого изделия и, естественно, работу над нею, начиная от композиционного приема и кончая использованием средств композиции вплоть до выявления характера формы и ее нюансов.

Закономерности тектоники отражают логику работы конструкций и материалов и опираются на законы механики, сопротивления материалов, теории упругости и др.

Есть одно важное условие для достижения подлинной тектоничности едва ли не всякого инженерного объекта: конструкционные материалы должны быть использованы оптимально с точки зрения работы системы. Если потенциальные конструктивные возможности данного материала не используются или, хуже того, его заставляют работать не естественным для него образом, то нарушений тектоники не избежать.

Тектонические закономерности проявляются в форме предметов всегда конкретно в зависимости от функциональных, конструктивных и эстетических требований. В связи с гигантским диапазоном форм проявления тектоники всякий раз необходимо находить композиционные приемы, отвечающие сущности конструкции, характеру материалов, выражению работы сил.

ТЕКТОНИКА АРХИТЕКТУРНЫХ И ПРИРОДНЫХ ФОРМ

Реализованная архитектурная форма состоит из трех элементов: функционирующего пространства, конструкций и строительных материалов. Функционирование -- это цель (в архитектуре мы понимаем его шире, чем утилитарную цель). Определенная функция может осуществляться только в определенной форме, отсюда, из этих ограничений, возникают законы формообразования. Каждой форме свойственны определенные действия (шар имеет способность катиться, плоским формам свойственно скольжение, форма птицы создана для полета, змеи -- для ползания) . Форма, по принципу Роу (биолог конца XIX в.), хороша, если она действует.

Следовательно, формы в живой природе возникают не случайно, они закономерны и поддаются анализу и изучению. Однако эти законы различны по своему характеру, их обнаружению и восприятию.

Тектоника связана с действием на форму механических сил. Тектоника -- это свойство всех природных и архитектурных форм, так как все они испытывают на себе действие гравитации "полезных", а также аэродинамических (а в некоторых случаях и гидродинамических) нагрузок. Архитектор А.К. Буров говорил, что архитекторы -- старейшие тектонисты. Тектоника есть пластически опосредованная -- с целью определенного эмоционального воздействия на человека -- конструкция. Живая природа не ставит перед собой цель "определенного эмоционального воздействия на человека" конструкциями, но она -- прекрасный "тектонист". Форма живой природы соответствует законам механики и в этом отношении является образцом для конструирования и разработки конструктивных форм в архитектуре. Тогда возникает вопрос: является ли тектоника чисто художественным средством выразительности и творческим оружием архитектора-художника или это объективная закономерность? Тектоника -- понятие, выработанное человеком. Нет сомнения, что она имеет природное происхождение. Об этом говорят и египетская архитектура, и произведения греческой архитектурной классики, и многие последующие архитектурные стили, в которых "архитекторы-тектонисты" учились у живой природы. На уровне инженерного конструирования (чистой конструкции) тектоника выступает как единство конструктивной формы и законов механики. На уровне живой природы, несмотря на то, что ее формы -- не произведение архитектора-художника, тектоника выглядит значительно сложнее, так как "конструкции" включаются в систему живого организма, выполняющего сложные функции. В процессе функционирования организма происходит наложение одна на другую (и их взаимодействие) различных подсистем, в результате чего возникает живая форма. То же самое (в смысле наложения систем) происходит и в архитектуре.

Не случайно было предложено назвать процесс эстетического освоения конструкций в архитектуре процессом тектонизации, подразумевающей не изолированное эстетическое освоение конструкций, а их гармонизацию в системе всех элементов архитектурной формы. Но нельзя также отрицать и того факта, что целесообразная форма порождает сама по себе, пусть на первоначальном уровне, чувство гармонии не только в живой природе, но и во всем окружающем нас мире природы (образование горных массивов, скал, геологических слоев, подчиненное законам космической механики). Поэтому о тектонике необходимо говорить как об объективно-субъективной категории, и это подтверждает мир природы. И, конечно, не прав тот, кто переводит понятие тектоники в архитектуре в чисто эстетическую категорию, оторванную от ее объективной основы.

ТЕКТОНИКА ПРОСТРАНСТВЕННЫХ КОНСТРУКЦИЙ

Тектоника традиционно определяется как зримое отражение в форме предмета "работы" конструкции и организации материала, или еще как "искренность" формы в отношении конструкции и материала. Здесь "работа" конструкции понимается как совокупность ее внутренних напряжений, возникающих под действием всевозможных физических сил и механических нагрузок в соответствии с законами гравитации, статики, динамики, сопротивления материалов и т.п. Эстетическое осмысление и визуальное выражение этих напряжений в характере объемно-пластического строения элементов конструкции и их пространственно структурных связей - основной смысловой стержень понимания тектонической выразительности в теории архитектуры и в некоторых современных концепциях композиции в дизайне.

В качестве классического примера тектонической выразительности в архитектуре приведем античную колонну, имеющую так называемый "энтазис" в виде небольшого плавного утолщения, достигающего максимальной величины приблизительно на 1/3 ее высоты от основания, т.е. именно в том месте, где на тело колонны действует наибольшая вертикальная осевая нагрузка. При этом подчеркнем, что такая форма колонны появилась не в результате строгих математических расчетов (в то время они еще не существовали), а именно благодаря тонко развитому у античных зодчих композиционному чувству меры, гармонии, тектонической выразительности. И тем не менее, хотя такое понимание тектоники и отражает ее наиболее общие характеристики, оно все же не исчерпывает всей ее содержательной полноты, художественно композиционной формообразующей сущности и методической значимости в творчестве современного дизайнера.

Дело в том, что если бы тектоника, как принцип организации предметной формы, ограничивалась только внешним выражением внутренних механических сил и нагрузок в материальной конструкции, если бы ее роль сводилась только к понятиям "искренности", правдивости формы в отношении материала и конструкции, то она никогда не обрела бы столь высокой художественно эстетической значимости и категориального статуса в теории и практике композиционного творчества как в области архитектуры, так и дизайна. Материалы исследований тектонических систем древнеегипетского, античного и готического зодчества убеждают в том, что сами принципы тектонической выразительности (связанные с техническими, рабочими функциями конструктивных элементов архитектурных сооружений) находятся в причинной зависимости от социально культурных, мировоззренческих, духовных, идеологических, эстетических установок и потребностей своего времени.

Так, например, массивность, тяжесть, монолитность форм египетской архитектуры утверждала незыблемость миропорядка с вознесенным на вершину пирамиды власти фараоном и низведенным до ничтожества у ее основания, подавленным и порабощенным простым человеком. Античная тектоническая система зодчества с ее изяществом и гармонией форм, жизнеутверждающими образами и богатством пластики "поет гимн" красоте и могуществу разума обоготворенного человека, его творческому гению и гуманному, демократическому жизнеустройству, где сами боги уподоблены человеку.

Готическая же тектоническая система с ее основными формообразующими принципами - стрельчатой аркой, устремленностью всех элементов ввысь, визуально дематериализованными конструкциями здания за счет ажурного кружева каменного декора - отражала мистицизм церковно-католической идеологии, подчеркивая великолепие царствия небесного и недосягаемость, непостижимость божественной воли, а вместе с этим ничтожество и бренность земного существования грешного человека. Те же самые закономерности прослеживаются в многочисленных примерах, взятых из практики тектонического формообразования в области дизайна и связанных с такими явлениями, как модерн, эклектика, функционализм, конструктивизм и т.п.

Эти примеры показывают тесную связь принципа тектонического формообразования с содержанием категории соразмерности. Глубокое понимание этой взаимосвязи помогает постичь реальные механизмы и закономерности порождения единства и гармонии между мерой предмета (его материально вещественного, конструктивного, функционально технического, структурно морфологического содержания) и мерой человека (его мировоззренческих установок, социально культурных потребностей, творческих способностей, эстетических идеалов, ценностных ориентации и т.п.) в конкретной предметной форме. Значимость понимания "работы" этих механизмов состоит в том, что в них скрыты реальные истоки и причины противоречивости и исторической изменчивости не только критериев оценки самой гармонии, но и представлений о конкретных методах и средствах ее художественно композиционного воплощения в структуре предметного содержания той или иной искусственной системы, в то или иное конкретное историческое время. То, что, например, в античной ордерной системе или в современном функционализме мы обнаруживаем принципиально различные тектонические принципы построения предметной формы, свидетельствует о том, что корни этих изменений следует искать в самой общественной жизни, во всем богатстве ее конкретных проявлений, а не в каких либо внешних и случайных обстоятельствах. Понятия меры человека и меры предмета как раз и направляют внимание на те изменения в области мировоззрения, идеологии, искусства, науки, техники, технологии производства и т.п., которые в конечном счете находят свое интегральное воплощение в форме реального предмета на различных уровнях организации его содержания.

При рассмотрении принципа тектонического формообразования с позиций содержания категории соразмерности, а также понятий меры предмета и меры человека мы получаем возможность ясно различать в предметном содержании искусственной системы (т.е. в ее материале, конструкции, функции и форме) три уровня организации: художественно композиционный, инженерно технический и социально культурный.

Принцип тектонического формообразования предметной формы должен, таким образом, обеспечивать достижение гармонии и соразмерности не только между элементами предметного содержания, но и между уровнями организации предметной формы, определяя тем самым единство ее красоты и пользы. Именно того единства, внутренняя гармония которого является необходимым условием как для соразмерности композиционного и технического строения предмета, так и для полноценного его существования и функционирования как целостной системы.

Существует три принципа тектонической выразительности, а именно: тонический, тектонический и архитектонический.

ТОНИЧЕСКИЙ принцип выразительности (от греческого tonos - напряжение, ударение) основывается на законах психологии восприятия и связан с выделением и визуальной акцентировкой существенных свойств и признаков предмета с целью гармоничной организации его художественно композиционной формы.

ТЕКТОНИЧЕСКИЙ принцип выразительности основан на законах физического строения предмета и связан с выделением и акцентировкой доминирующих силовых напряжений с целью гармоничной организации его инженерно технической формы.

АРХИТЕКТОНИЧЕСКИЙ принцип выразительности основывается на законах взаимодействия материально технических и художественно образных начал в области предметных искусств и связан с выделением и визуальной акцентировкой в материально художественной форме предмета определенных социально-культурных ценностей и смыслов с целью гармоничной организации отношений в системе "общество - предметная среда".

Поскольку в основе всех этих определений лежит понятие напряжения, ударения, акцентировки, то сущность трех принципов тектонической выразительности можно обобщенно определить как целенаправленное создание и визуальное выражение эмоциональных, физических и смысловых "напряжений" в содержании предметной формы в зависимости от уровней и целей ее организации.

Таким образом, подводя итог сказанному, можно заключить, что принцип тектонического формообразования является главным системообразующим фактором в гармоничной организации предметной формы.

Поэтому к нему с полным правом могут быть отнесены те характеристики, которые даются в толковых словарях терминам "тектоника", "тектонический": строение (как действие); строительное искусство; созидательный. Это и позволяет использовать с большим успехом тектонику не только в качестве оценочной категории композиции, но и как особый процесс, благодаря которому гармония, соразмерность, стройность, системная целостность, художественно образная выразительность искусственной системы возникают как естественный и закономерный итог взаимодействия материала, конструкции, функции и формы на разных уровнях организации предметного содержания.

Процесс этого взаимодействия отличается существенными для творчества дизайнера особенностями, которые имеют прямое отношение к методике практической реализации принципа тектонического формообразования.

В основе этого принципа, нацеленного на достижение гармонии и соразмерности в отношениях элементов предметного содержания, лежат методы: образного моделирования системно целостных процессов их реального взаимодействия, взаимных трансформаций и отбора оптимальных вариантов.

1. Лебедев Ю.С. "Архитектурная бионика" /-- М.: Стройиздат, 1990. -- 269 с.

2. Чернышев О. В. Формальная композиция. Творческий практикум. Мн.: Харвест, 1999. 312 с.

Подобные документы

Понятие тектоники. Виды тектонических систем

Тектоника как художественное выражение работы конструкций и материала. Тектоника стеновых конструкций, ордерных систем, каркасных сооружений, сводчатых конструкций. Перспективы и направления создания современных пространственных конструкций в строительств

реферат [15,8 K], добавлен 27.04.2009

Роль стекла в современной архитектуре

Характеристика особенностей использования стекла в архитектуре и дизайне. Виды стекла и основные способы его обработки: фьюзинг, шелкография, изготовление стемалита, гнутье или моллирование. Модные "стеклянные" решения в дизайне. Зонирование помещения.

реферат [591,1 K], добавлен 11.01.2012

Минимализм в архитектуре и дизайне 1990-2000 годов

Корни минимализма в традиционной японской архитектуре и в творчестве нидерландского бюро De Stijl. Верность японцев простоте национального жилища. Игра света и тени в пространстве. Основные признаки минимализма в архитектуре. Минимализм в дизайне.

реферат [1,7 M], добавлен 29.03.2013

Направление хай-тек в современной архитектуре

Развитие направления хай-тек в архитектуре в рамках мирового архитектурно-исторического процесса. Материалы и их роль в архитектурном направлении хай-тек. Творчество Нормана Фостера как одного из пионеров и лидеров направления хай-тек в архитектуре.

дипломная работа [107,9 K], добавлен 27.06.2013

Символика линий, форм и фигур в художественном языке архитектуры и дизайна. Семантика мира вещей и дизайн

Системы человеческого восприятия. Объемность и форма как основные характеристики объектов в пространстве. Особенности ассоциативного воздействия пространственной формы. Использование геометрических и природных форм в современной архитектуре и интерьере.

презентация [6,9 M], добавлен 20.04.2015

Социальная и общественная значимость профессии архитектора. Три формы коммуникаций в архитектуре. Градостроительство Москвы

Анализ статуса архитектора. Антропоморфная размерность в архитектуре. Линейное коммуникативное пространство. Трехмерное пространство воспроизводства жизни и культуры. Московское градостроительство. Проявление природных факторов в архитектуре (солнце).

контрольная работа [30,5 K], добавлен 25.12.2010

История архитектуры V-XV веков

Развитие доминирующих типов монументального строительства. Комбинация базилики и центрического сооружения. Характеристика типов структур и конструкций в архитектуре Византии. Основные композиционные типы церковных сооружений в романской архитектуре.

Читайте также: