Говорит словно ручеек журчит значение выражения
Обновлено: 05.11.2024
Цель семинара-практикума: совершенствование речевых навыков воспитанников через правильную речь педагогов.
1. Обновить научно-методический уровень компетенции педагогов о процессе развития речи и речевого общения на основе современных требований.
2. Расширить опыт педагогов по созданию условий в дошкольном учреждении для речевого развития дошкольников в целостном образовательном пространстве.
3. Углубить представления о содержании речевого развития на основе современной парадигмы развивающего личностно ориентированного образования.
4. Побуждать педагогов дошкольного учреждения к мыслительной и практической деятельности по овладению средствами выразительности речи, обобщить и систематизировать представления о построении педагогического процесса обучения детей родному языку.
5. Преодолевать пассивность и стимулировать активность педагогов через применение новых эффективных методов обучения.
Подготовка к семинару:
Самостоятельное изучение ФГОС ДО, литературы и статей в периодических изданиях по предложенному списку, источников Интернет.
Оборудование: мультимедийное оборудование, музыкальный центр, CD -диск с записью инструментальной музыки, макет «Осеннее дерево», стикеры – «листочки», листы бумаги (формат А4, А5, ручки, цветные карандаши, стол для песочной терапии, разноцветный кварцевый песок, раздаточный материал (программа, буклеты с рекомендациями).
Методы и приемы: презентация, выступление, работа в группах, элементы арт-терапии «Песочное солнце», практические упражнения.
1.2 Элементы арт-терапии (песочная терапия) «Песочное солнце»
Цель: настрой на совместную работу, сближение участников, выявление ожиданий участников от предстоящей работы.
Оборудование: стол для песочной терапии, разноцветный кварцевый песок в специальных лотках.
Задание: при помощи кварцевого песка на столе для песочной терапии с подсветкой изобразить солнечный лучик и высказать свои ожидания от семинара-практикума.
2. Теоретическая часть (презентация)
Речь – это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. (Г. Гегель)
Речь – бесценный дар природы человеку, через речь осуществляется взаимодействие людей. Только человек обладает счастливой возможностью рассказать о своих чувствах, поделиться мыслями, передавать интересную информацию, прочитать стихотворение. В результате такого взаимодействия, когда возникает обратная связь и ощущение комфорта от общения, мы испытываем чувство сопричастности, сопереживания, взаимного понимания.
Речь является средством общения, познания и социального взаимодействия. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить.
21 век - век компьютерных технологий. У детей, казалось бы,есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.
В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей? Экология? Вредные привычки родителей? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности? Или просто педагогическая запущенность? А может и то, и другое, и третье. Но опыт работы показал, что в наш век, когда родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении с взрослыми. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешное обучение в школе. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Овладение речью – одна из самых сложных и таинственных проблем детской психологии и педагогики. Остается непонятным, как маленький ребенок, не умеющий ни на чем сосредоточиться, не владеющий интеллектуальными операциями, всего за 1-2 года практически в совершенстве овладевает столь сложной знаковой системой, как язык.
К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе дошкольного учреждения. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.
Речевое развитие – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Следовательно, чем раньше (по мере возрастных особенностей) мы научим ребенка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.
Речевое развитие – это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных педагогических методов и собственные речевые упражнения ребенка.
Овладевая языком, ребенок познает окружающий мир и самого себя, усваивает нормы социального взаимодействия, вбирает в себя культуру народа, созданную поколениями.
Все это свидетельствует о важности работы над развитием речи дошкольников, культуры их общения. Культура речи включает в себя соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли в соответствии с назначением и целью высказывания, т. е. точно подбирать слова, адекватно передающие мысль говорящего, грамматически правильно, связно соединять слова и предложения по смыслу, а также выразительно использовать образные слова и выражения.
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.
В работе по развитию речи детей дошкольного возраста ведущее значение имеет не только формирование фонетической и грамматической сторон речи, но и формирование лексического запаса ребенка, на основе которого проводиться работа по развитию правильной устной речи.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
В соответствии с ФГОС ДО (образовательная область «Речевое развитие») речевое развитие ребенкадошкольного возраста предполагает:
- овладение речью, как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
В зависимости от возраста ребенка учитываются особенности речевого развития дошкольника.
К примеру, в старшей группе дошкольник способен пересказать литературное произведение, составить сюжетный рассказ (по картинкам, об игрушке, из личного опыта, описать планирование предполагаемого проекта, привести определенные доказательства.
Старший дошкольник – хороший «слушатель». Он внимательно выслушивает и анализирует рассказ педагога или сверстника, задает вопросы по содержанию и, если считает необходимым, делает корректные замечания сверстникам.
Значительно расширяется словарь бытовых терминов (обозначение свойств окружающих предметов и явлений, их функции и назначения). В связи с изучением труда взрослых пополняется словарь названий профессий, орудий труда, трудовых действий. Старший дошкольник с интересом осваивает многочисленные названия оттенков различных цветов.
Возраст 5-6 лет – период, когда начинают достаточно ярко проявляться различия в уровне речевого развития детей, связанные с их индивидуальными особенностями, словарным запасом, способностью к речевому творчеству и др.
Особенности речевого развития детей других возрастных групп обозначены в примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Все мы знаем, как важно для любого человека иметь правильную, красивую, образную речь, тем более для педагога, который является образцом для подражания у своих воспитанников. При этом следует помнить, что для дошкольника речь воспитателя зачастую является единственным образцом литературной нормы и правильного представления о речи вообще.Поэтому к ней предъявляются высокие требования: содержательность; точность; логичность; лексическая, фонетическая, грамматическая, орфоэпическая правильность; эмоциональная насыщенность; богатство интонаций; неторопливость; достаточная громкость; хорошая дикция, соблюдение правил речевого этикета; соответствие слова воспитателя его делам. Важно также умело использовать и невербальные средства общения (жесты, мимика, пантомимические движения). Остановимся на требованиях, предъявляемых к речи педагога.
Требования к речи педагога
Правильность речи, то есть ее соответствие принятым литературно-языковым нормам.Разновидности норм выделяются в соответствии с формами речи и уровнями языковой системы: орфоэпические (произношения, акцентологические (ударения) – нормы устной речи; орфографические и пунктуационные – нормы письменной речи; лексические (словоупотребления, словообразовательные и синтаксические, вместе именуемые грамматическими, проявляющиеся в устной и письменной речи; и стилистические.
Задача воспитателя – следить за чистотой своей речи, а также учить детей на лучших образцах родного языка – произведениях художественной литературы и фольклора.
3. Практическая часть
3.1. Составление синквейна «Правильная речь» (синквейн составляется в группах).
Составление синквейна «Правильная речь» (синквейн классический (строгий)
первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение
вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы
третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы
четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающее личное отношение автора синквейна к теме
пятая строка – одно слово (любая часть речи, выражающее суть темы; своего рода резюме
3.2. Практическое задание «Подбери словечко» (задание выполняется в парах).
Образная характеристика кого-либо или чего-либо посредством выразительного прилагательного, используемого для достижения большей выразительности речи, называется эпитетом.
Задание: Необходимо найти как можно больше эпитетов к заданному слову (каждый выбирает листок с одним из слов: глаза, волосы, лицо, снег, взгляд, руки, день, голос). После выполнения задания, каждая пара зачитывает свои слова.
3.3. Дидактическая игра «Сравнения» (задание выполняется в группах).
Украшают речь и придают ей живость и образные сравнения – когда предмет сравнивается с другими предметами или образами, схожими одним или несколькими признаками.
Задание: Давайте подберем предметы как образные сравнения к слову
- глазки, как … (бусинки, ягодки, угольки, звездочки на небе, пуговки, бусинки, топазы, зеркало, огоньки, васильки во ржи и т. д.);
- цыпленок, как … (комочек, одуванчик, пух, вата, облако на небе, лимончик, желток, солнышко и т. д.).
3.4. Практическое задание «Что бы это значило?» (индивидуальное).
Русский язык богат выразительными средствами. Одно из важных экспрессивных средств – фразеологизмы, устойчивые выражения, готовые сочетания слов. Смысл каждого фразеологизма не складывается из смыслов входящих в него слов. Например, «съесть собаку» означает «быть мастером в каком-нибудь деле».
Значение фразеологизмов можно узнать в словарях: толковом и фразеологическом.
Читайте также: