Готов ваша контрольная фраза
Обновлено: 04.11.2024
Пост-травматический тест (Post-traumatic Baseline Test, PTBT) — методика, проводимая с репликантами серии Нексус 9, применяемыми для уничтожения репликантов старой версии (серии Нексус 8). Основой для нее — является основополагающее в американской психологической системе направление Бихевиоризма.
Вообще, Бихевиоризм — направление психологии, изучающее психику исключительно через формы поведения объекта исследования (собственно, человека), а основными единицами изучения здесь предстают стимул и реакция.
Стимул — побуждает к реакции.
Один человек замахнулся на второго — стимул.
Второй отскочил — реакция.
Существуют также и обусловленные реакции — они сложнее, чем непосредственные, указанные выше, а в системе «стимул-реакция» также появляется новый компонент — квази-стимул (ложный), то есть такой, какой являет собой одно, а стимулирует как нечто иное.
Собаку приучили к тому, что ее кормят тогда, когда загорается лампочка или звенит звонок. Этот сигнал появляется, но еды еще нет, а у собаки уже проснулся аппетит. Обусловленная реакция.
Как это относится к тесту? Основа PTBT — именно в бихевиоральных стимул-реакциях. Репликанту задаются вызывающие вопросы, если репликант стабилен и все еще полностью подчинен, как и должно быть, то он не проявит эмоциональных реакций. Чтобы повысить объективность теста — в дополнение к непосредственному зрительному наблюдению применяются специальные устройства, автоматически регистрирующие любые физиологические проявления эмоциональных реакций.
- Доводилось ли вам бывать в тюрьме? Клетки.
- Клетки.
- Вас держат в клетке? Клетки.
- Клетки.
- Когда вы не исполняете обязанности, вас держат в коробке? Клетки.
- Клетки.
- Связаны.
- Связаны.
- Что вы чувствуете держа за руку того кого любите? Связаны.
- Связаны.
- Вас учили приставлять палец к пальцу? Связаны.
- Связаны.
- Вы жаждете связать с кем-нибудь сердце? Связаны.
- Связаны.
- Вам снится связь с кем-либо? Связаны.
- Связаны.
- Что вы чувствуете, держа в руках своего ребенка? Связаны.
- Связаны.
- Вы чувствуете, что вам чего-то не хватает?
- Связаны.
- Клеток связанных внутри.
- Клеток связанных внутри.
- Повторите три раза "клеток связанных внутри"
- Клеток связанных внутри. Клеток связанных внутри. Клеток связанных внутри.
Первый тест (пройден):
Автор ограничил доступ к видеоВторой тест (выявлена аномалия):
Автор ограничил доступ к видеоКак создавалась сцена?
Как и многие другие моменты фильма, то, что происходит в этой сцене, не объясняется сразу. Фактически, Кей проходит проверку на предмет нежелательных признаков человеческих эмоций. Если он пройдет тест, то получит свою зарплату и отправится домой, а если нет – будет уничтожен.
Невидимая угроза оказывает на зрителя тяжелое воздействие, усиливающееся благодаря стерильному дизайну комнаты и использованию раздражающего звука. Сам же репликант Кей, по сути, простая пешка для его начальника – лейтенанта Джоши (Робин Райт) и объект ненависти для всех остальных. Сцена допроса оставляет нас без сомнений – Кей живет во враждебном беспросветном мире, где белая стена власти отделяет любого от всякой индивидуальности.
Однако в начале производства «Бегущего по лезвию 2049», сцена с допросом выглядела совершенно иначе. Сценаристам Хэмптону Фэнчеру и Майклу Грину эта сцена представлялась как более узнаваемая медицинская процедура: Кей лежал на кровати, а следователь сидел рядом и задавал вопросы, при этом сканер располагался над головой. Другим было и размещение этого эпизода в хронометраже – изначально планировалось включить сцену в самое начало, еще до того, как Кей отправился на поиски репликанта Сэппера Мортона (Дэйв Батиста).
Но в процессе работы над раскадровками, изменилась не только сама сцена, но и ее расположение. В течение нескольких недель режиссер Дени Вильнев, оператор Роджер Дикинс и художник-постановщик Сэм Худецки прорабатывали сценарий и каждую сцену, отрисовывая, как это могло бы выглядеть.
«Когда вы рисуете [раскадровки], то переосмысливаете, изменяете, создаете визуальный мир, который иногда довольно далек от первоначального сценария, а иногда и близок, но в итоге вы переписываете фильм в соответствии со своим собственным видением. Так что именно тогда и родился фильм. При непосредственном участии Роджера [Дикинса]».
Именно тогда возникла идея более «клаустрофобной» и обезличенной сцены с допросом. По мнению Вильнева, тест должен был пройти после опасной миссии, а не перед ней – это также позволило начать картину с плана на открытой локации, а не в замкнутом пространстве. («Я хотел начать фильм с пейзажа», — объяснил режиссер. «Это показалось мне очень важным»).
«Мы с Роджером Дикинсом решили, что было бы интереснее поставить эту сцену в небольшой замкнутой комнате со странным сканером и голосом полицейского, которого мы никогда не увидим», — рассказал Вильнев. «Это будет гораздо более жестоко, обезличенно и бесчеловечно – почти как с животным в лаборатории. Это могло многое рассказать о месте Кея в обществе. Для них он всего лишь вещь. Эти репликанты очень сильны, так что дверь комнаты должна быть хорошо заперта, понимаете? [Смеется] Если что-то пойдет не так, то остальные будут в безопасности. Он как животное в клетке. Насколько уязвимым он может быть в таких условиях».
Сцена продолжала изменяться даже после старта съемок летом 2016 года. Изначально соавтор сценария Майкл Грин предполагал, что Кей просто прочтет стихотворение, а сканер в это время будет отслеживать колебания его эмоций. Несмотря на то, что сцена входила в финальный драфт сценария, некоторые идеи Райана Гослинга помогли почти полностью изменить ее тональность.
«В оригинальном [сценарии] это была просто мантра, которую он повторял», — говорит Вильнев. «Но я чувствовал, что это было недостаточно навязчивым и агрессивным. Тогда на очередном «мозговом штурме» Райан предложил эту идею. Она основана на методе, который актеры используют для запоминания Шекспира – вы говорите слово, потом повторяете его, а затем кто-то задает вам вопрос, связанный с этим словом, чтобы вызвать определенные воспоминания о нем. В результате вы запоминаете это слово навсегда. Я преобразовал этот процесс, чтобы сделать его более навязчивым. Вместо того, чтобы повторять длинную последовательность, они будут более агрессивными, задавая вопросы о конкретных словах».
Основой для теста стал отрывок из «Pale Fire» Владимира Набокова – любимого романа Кея.
«And blood-black nothingness began to spin
A system of cells interlinked within
Cells interlinked within cells interlinked
Within one stem. And dreadfully distinct
Against the dark, a tall white fountain played».
«Кроваво-черное ничто взмесило
Систему тел, спряженных в глуби тел,
Спряженных в глуби тем, там, в темноте
Спряженных тоже. Явственно до жути
Передо мной ударила из мути
Фонтана белоснежного струя».
— перевод Александра Шарымова.
Вильнев и его команда отсняли обе версии сцены – ту, что была в сценарии и другую, более агрессивную версию, основанную на идее Гослинга о повторении слов. Разумеется, именно второй вариант попал в финальную версию картины. Именно здесь, по словам Вильнева, он почувствовал, как в «Бегущем по лезвию 2049» впервые проявляется мрачная сущность будущего.
«Это случилось примерно на третий день съемок – я сказал Райану Гослингу: «Это именно тот фильм, который я хочу сделать. С той напряженностью, жестокостью и агрессией, которых я хочу добиться». Это напоминает мне фильмы 70-х, которые я очень любил – очень агрессивную и жестокую научную фантастику».
Финальная версия сцены также подчеркивает зловещий тон писателя-фантаста Филипа Дика, чей роман «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» стал основой для оригинального фильма «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта. Репликант, который читает книги, жаждет быть человеком, но воспринимается как нечто бесчеловечное следователем, который вполне мог быть простой машиной. Филип Дик был бы в восторге.
Читайте также: