Господи силою твоею возвеселится царь значение фразы

Обновлено: 04.11.2024

"В конец, псалом Давиду». После оной блистательной и славной победы, после видимой погибели Ассириян, блаженный Езекия впал в болезнь, и узнав чрез Пророка Исаию, что умрет, горячими слезами умилостивил Бога, и не только получил освобождение от болезни, но еще обещано ему пятнадцать лет жизни. Посему божественный Давид, как бы от лица народа, написал также и сей псалом, песнословя Бога за выздоровление царя.

Пс.20:2 . Господи! силою Твоею веселится царь и о спасении Твоем безмерно радуется.

Пс.20:3 . Ты дал ему, чего желало сердце его, и прошения уст его не отринул.

«Господи, силою Твоею возвеселится царь, и о спасении Твоем возрадуется зело» .

«Желание сердца его дал еси ему, и хотения устну его неси лишил его» . Как сильный и человеколюбивый, говорит Пророк, благоволительно принял Ты молитву царя нашего, и дал ему все просимое им; лучше же сказать даровал ему и большее просимаго. Ибо присовокупил и сие:

Пс.20:4 . Ибо Ты встретил его благословениями благости, возложил на голову его венец из чистого золота.

«Яко предварил еси его благословением благостынным, положил еси на главе его венец от камене честна» ; потому что даровал ему царство, о чем он не просил, и по собственной Своей щедроте украсил главу его царским венцем.

Пс.20:5 . Он просил у Тебя жизни; Ты дал ему долгоденствие на век и век.

«Живота просил есть у тебе , и дал еси ему долготу дний во век века» ; то есть, получил он, о чем просил, и приял жизнь, как желал. А выражение: «во век века» указывает и на жизнь будущую, которой принадлежит негиблемость.

Пс.20:6 . Велика слава его в спасении Твоем; Ты возложил на него честь и величие.

«Велия слава его спасением Твоим: славу и велелепие возложиши на него» ; потому что не только даровал ему спасение, но и соделал его знаменитым, высоким и достойным удивления, как чудесным избиением врагов, так и возвращением вспять солнца. А сие соделалось столько известным повсюду, на суше и на море, что царь вавилонский прислал дары тем, которые сами прежде приносили дары Ассириянам. Ибо по избиении Ассириян, царь сей догадывался, что ради Езекии же и солнце совершило, или потерпело, это возвращение.

Пс.20:7 . Ты положил на него благословения на веки, возвеселил его радостью лица Твоего.

«Яко даси ему благословение во век века: возвеселиши его радостию с лицем Твоим» . Да и во всех родах будет он славен, возымев такое дерзновение пред Тобою. Ибо слова: «с лицем Твоим» Симмах перевел: «пред лицем Твоим». Посему, говорит Пророк, возвеселится и будет иметь непрестанное услаждение, сподобившись Твоего лицезрения, то есть, Твоего благоволения. А причиною сего было то, что на Тебя возложил упование. Ибо Пророк присовокупил следующее:

Пс.20:8 . Ибо царь уповает на Господа, и во благости Всевышнего не поколеблется.

«Яко царь уповает на Господа, и милостию Вышняго не подвижится» . Берет он верх над враждующими, пользуясь Твоею благодатию; а пользуется ею, ни на одного человека не возлагая упования, но единственно по надежде на Тебя.

Пс.20:9 . Рука Твоя найдет всех врагов Твоих, десница Твоя найдет [всех] ненавидящих Тебя.

«Да обрящется рука Твоя всем врагом Твоим: десница Твоя да обрящет вся ненавидящия Тебе» . Яснее выразил это Симмах: «рука Твоя обымет всех врагов Твоих, десница Твоя обрящет всех ненавидящих Тебя». Тесную же связь имеет сказанное с предыдущим. Царь не напрасно ободрял себя надеждою на Тебя, но зная, что возможет сокрушить всех врагов десница Твоя. Словами же: «десница» и «рука» Пророк наименовал опять Божию действенность.

Пс.20:10 . Во время гнева Твоего Ты сделаешь их, как печь огненную; во гневе Своем Господь погубит их, и пожрет их огонь.

Пс.20:11 . Ты истребишь плод их с земли и семя их – из среды сынов человеческих.

«Яко положиши их яко пещь огненную во время лица Твоего: Господь гневом Своим смятет я, и снесть их огнь» .

«Плод их от земли погубиши, и семя их от сынов человеческих» . Не трудно Тебе, говорит Пророк, разжечь их наподобие печи, и как удобовоспламеняемое вещество истребить огнем, не их только, но и потомков их (ибо потомков наименовал и семенем и плодом), чтобы изгладилась всякая память о них. Сказал же: «во время лица» вместо: «во время гнева Твоего», когда заблагоразсудишь совершить это, и признаешь время благопотребным к наказанию.

Пс.20:12 . Ибо они предприняли против Тебя злое, составили замыслы, но не могли [выполнить их].

«Яко уклониша на Тя злая» ; потому что против Тебя воздвигли язык, и изрекли слова хульныя.

«Помыслиша советы, ихже не возмогут составити» . В некоторых списках читается: «составити» . А Симмах выразился так: «помыслили помышления невозможныя». И сим предрекает Пророк хульныя изречения Ассириянина: «да не обольщает Тебя Бог, на Котораго возлагаешь Ты упование, что избавит Иерусалим от руки моей» ( 4Цар.18:28–35 ). О сих-то изречениях говорит, что помыслили помышления невозможныя, или «помыслиша советы, ихже не возмогут составити» , понадеявшись, что, как преодолели идолов, так преодолеют и Бога истиннаго.

Пс.20:13 . Ты поставишь их целью, из луков Твоих пустишь стрелы в лице их.

«Яко положиши я хребет» . Симмах же выразил так: «потому что поставишь их смотрящими взад». Ибо избежавших поражения от Ангела обратишь в бегство, и принудишь показать тыл, чтобы, пришедши домой, возвестили они о совершившемся. Пророк же представил сие в виде предсказания, как еще несбывшееся.

«Во избытцех Твоих уготовиши лице их». Сие, как утверждали иные, сказано в обратном смысле, и разумели так: «во избытцех Твоих уготовиши лице Твое», то есть, подвергнешь наказанию оставшихся и спасшихся бегством. Но можно, и удерживая то же словосочинение, приспособить к словам ту же мысль. «Во избытцех Твоих уготовиши лице их» ; потому что не трудно и удобно для Тебя подвергнуть их остающимся у Тебя казням, и тех, которые спаслись бегством, обратили хребет, и думают, что избежали смерти, возможно Тебе остановить, возвратить и наказать.

Пс.20:14 . Вознесись, Господи, силою Твоею: мы будем воспевать и прославлять Твое могущество.

«Вознесися, Господи, силою Твоею: воспоем и поем силы Твоя» . Не как униженный возносится Бог, и не что-либо такое, чего не имел, восприемлет, но Он открывает, что имеет. Посему справедливо сказал Пророк: «вознесися, Господи, силою Твоею» . Ибо высота Твоя доказывается неизреченною силою, которую мы непрестанно будем воспевать и песнословить Тебя, поведая чудеса Твои.

Источник: Блаженный Феодорит Кирский : [сочинения : пер. с греч.]. - М. : Изд. совет Рус. православ. церкви, 2003-. (Творения святых отцов и учителей церкви). / Т. 2: Изъяснение псалмов. - 2004. - 535 с. ISBN 5-94625-081-7

Читайте также: